Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Что нужно для того, чтобы гражданское общество перестало быть мечтой и начало обретать черты реальности? Мы вводим курсы граждановедения, читаем детям лекции о том, как важно быть гражданином. Дети прилежно усваивают информацию, а гражданское общество... все так же далеко, как и раньше. Потому что гражданственность начинается вовсе не с учебных знаний по предмету, но с чего-то совершенно иного – того, что в принципе невозможно загнать в узкие рамки какой бы то ни было учебной программы.
Гордясь своей образовательной системой, мы привыкли ссылаться на те огромные объемы знаний, которые усваивают наши дети. Западное образование развивается по совершенно иному пути: там хорошо понимают, что главное средство образования личности – это не знания из учебника, а сама система межчеловеческих отношений, которая требует значительно больших вложений, нежели разработка каких бы то ни было учебных программ.
Попробуем под этим углом зрения посмотреть на образовательный опыт трех стран.
Что поражает наших учителей в образовательной системе Нидерландов? Вовсе не богатство материальной базы и не финансовые возможности, а наличие огромного простора для личной инициативы, не подлежащей никакому иному контролю, за исключением общественного. Государство, чиновники здесь тактично занимают второстепенные места, доверившись тому, что мы называем общественным самоуправлением – хорошо образованным, заинтересованным в успехе гражданам.
А можно ли представить, чтобы российский предприниматель обратился к начальнику районного управления образования с заказом на разворачивание программы по воспитанию целостной и уверенной в себе личности, а начальник управления тут же откликнулся бы на это предложение? Оказывается, для школьных округов Америки это совершенно нормальное явление: качественная гражданская инициатива не требует многоступенчатого бюрократического опосредования.
Или вот репортаж из французской «мастерской для трудных подростков». На первый взгляд все как у нас. Однако есть как минимум два принципиальных отличия от столь знакомых нам «классов выравнивания». Во-первых, сюда никого не приводили насильно – ученики пришли сами, совершив осознанный выбор, подписав договор, взяв на себя ответственность. Во-вторых, работа мастерской заключается не в зубрежке обязательной программы, а в том, что педагоги помогают подростку выстроить разнообразную деятельность, опереться на собственный опыт...
Человек начинает чувствовать себя гражданином только тогда, когда понимает: его личная инициатива небезразлична обществу.

Кто отвечает за выбор?

В школах Хьюстона учатся воспитывать характер

В городе Хьюстоне, штат Техас, лет 10 назад начала работать программа для учителей и учеников под названием «Воспитание характера». Теперь ее аналоги множатся по всей Америке. Я беседую с руководителем этой программы Дороти Вудфин – высокой, худощавой и очень красивой женщиной. Ей за шестьдесят, но она предпочитает, как это обычно в Америке, чтобы к ней обращались уменьшительно – Дот.
Я. Вы стояли у самых истоков этой программы. Как это начиналось?
Дот. Я начала заниматься этим, когда была волейбольным тренером в университете Хьюстона. Тогда, наблюдая за студентами, я задумалась, как и почему они делают тот или иной выбор. Я увидела, какие серьезные ошибки допускают студенты, в жизни которых нет настоящих ценностей.
Я ведь что делала: когда они приходили ко мне, сделав какой-то неудачный выбор, я обращала к ним один и тот же вопрос: «Чей это был выбор?» А они говорили, что не виноваты, что так само получилось... Но после наших бесед начинали понимать, что выбор всегда в их власти, что он может и должен быть более достойным. Они начинали понимать, что могут предвидеть, проектировать события своей жизни и их последствия.
И мир для них менялся. Они начинали лучше учиться, потому что понимали, что это действительно для них. Они начинали с большим уважением относиться к старшим, к товарищам по команде; заметно улучшались их отношения с другими людьми, с родителями, с друзьями. Ну и выбор друзей тоже менялся – менялось все.
Каким бы хорошим учителем ты ни был, если ты не помогаешь своим ученикам понять, зачем им все это нужно, – они не добьются успеха.
Джек Боуэн, руководитель одной крупной энергетической компании здесь, в Хьюстоне, пришел к начальнику школьного округа и сказал: «Мы вынуждены отказывать выпускникам школ в работе не потому, что у них нет знаний, не потому, что у них нет навыков, но потому, что они не умеют себя вести. У них нет уважения к чувствам и мнениям других людей, нет целостности личности. Если вы возьметесь за это, я найду вам деньги».
И я пришла в эту программу: сначала как один из тренеров, а затем директором.
Тогда, в 1989 г., никто не знал, что такое «Воспитание характера». Когда я говорила кому-нибудь, что работаю тренером в этой программе, люди не понимали, о чем идет речь. Нам еще только предстояло разработать программы мастерских и семинаров.
В конце концов мы разработали программу мастерской – очень активной, исключительно эмоциональной: мы ведем учителей той же дорогой, что и учеников. Мы заставляем их вспомнить свое детство, свои поступки, свое поведение, свои мотивы, свои ценности, свой выбор. Ведь сколько бы лет тебе ни было – 15 или 60, тобой руководят все те же эмоции, направляющие твои действия. А эмоциями руководят твои ценности.
Эмоции освобождают энергию, а уж куда ты ее направишь, зависит от тебя. В решающий момент надо остановить ученика вопросом: каков твой выбор, куда ты направляешь свои силы? Каковы будут последствия, если ты выберешь это, а не то? Именно здесь мы можем помочь им понять, что значит сделать правильный выбор и помочь понять, что он в их и только их власти. И чем больше они чувствуют себя успешными в своем выборе, тем больше хотят вновь и вновь испытывать это ощущение. Это ведь не раздача призов и конфет за то, что ты сделал что-то правильно, – это идет изнутри человека. Он испытывает удовлетворение – получилось хорошо, потому что сам принял правильное решение.
Мы разрабатываем свои семинары для учителей таким образом, чтобы учителя сами прошли через это, прежде чем предложат те или иные приемы и методы своим ученикам. Но это для них нелегко. Нельзя ждать от учителя, чтобы он растил в ребенке уверенность в себе, когда сам он такой уверенностью не обладает.
Мы разработали эту программу в 1990 году. Начали с младшей школы, а затем перешли в среднюю. С тех пор в Хьюстонском школьном округе через наши семинары прошли более 25 тысяч учителей.

Юлия ТУРЧАНИНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru