ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Что нужно для того, чтобы гражданское
общество перестало быть мечтой и начало обретать
черты реальности? Мы вводим курсы
граждановедения, читаем детям лекции о том, как
важно быть гражданином. Дети прилежно усваивают
информацию, а гражданское общество... все так же
далеко, как и раньше. Потому что
гражданственность начинается вовсе не с учебных
знаний по предмету, но с чего-то совершенно иного
– того, что в принципе невозможно загнать в узкие
рамки какой бы то ни было учебной программы.
Гордясь своей образовательной системой, мы
привыкли ссылаться на те огромные объемы знаний,
которые усваивают наши дети. Западное
образование развивается по совершенно иному
пути: там хорошо понимают, что главное средство
образования личности – это не знания из учебника,
а сама система межчеловеческих отношений,
которая требует значительно больших вложений,
нежели разработка каких бы то ни было учебных
программ.
Попробуем под этим углом зрения посмотреть на
образовательный опыт трех стран.
Что поражает наших учителей в образовательной
системе Нидерландов? Вовсе не богатство
материальной базы и не финансовые возможности, а
наличие огромного простора для личной
инициативы, не подлежащей никакому иному
контролю, за исключением общественного.
Государство, чиновники здесь тактично занимают
второстепенные места, доверившись тому, что мы
называем общественным самоуправлением – хорошо
образованным, заинтересованным в успехе
гражданам.
А можно ли представить, чтобы российский
предприниматель обратился к начальнику
районного управления образования с заказом на
разворачивание программы по воспитанию
целостной и уверенной в себе личности, а
начальник управления тут же откликнулся бы на
это предложение? Оказывается, для школьных
округов Америки это совершенно нормальное
явление: качественная гражданская инициатива не
требует многоступенчатого бюрократического
опосредования.
Или вот репортаж из французской «мастерской для
трудных подростков». На первый взгляд все как у
нас. Однако есть как минимум два принципиальных
отличия от столь знакомых нам «классов
выравнивания». Во-первых, сюда никого не
приводили насильно – ученики пришли сами,
совершив осознанный выбор, подписав договор,
взяв на себя ответственность. Во-вторых, работа
мастерской заключается не в зубрежке
обязательной программы, а в том, что педагоги
помогают подростку выстроить разнообразную
деятельность, опереться на собственный опыт...
Человек начинает чувствовать себя гражданином
только тогда, когда понимает: его личная
инициатива небезразлична обществу.
Уроки голландского
Что может реальное общественное
управление школой
Мне повезло. Март этого года я провел в
Голландии – стране, занимающей передовые
позиции в сфере образовательного менеджмента.
Опыт Голландии показывает, что перемены в
образовании не разовое событие, а необычайно
длительный и сложный процесс. Большая реформа на
национальном уровне продолжается двадцать лет, а
серьезные улучшения на уровне отдельных школ
наблюдаются лишь последние шесть лет.
Остановлюсь на некоторых практических моментах
современной образовательной ситуации в
Нидерландах, к которым стоит внимательно
присмотреться и нам.
Пространство школы
Образовательная политика в стране сейчас
направлена на преодоление школьной
гигантомании. Теперь правительство делает все,
чтобы в школе было не больше 600 учеников. В уже
построенных огромных школьных зданиях действует
сразу по нескольку школ.
Пример такого учебного заведения я видел. В
Монтессори-колледже 1350 учеников разделили на
пять маленьких школ (около 250 человек в каждой) с
отдельными самостоятельными руководителями и
четко определенными помещениями. Консультанты,
логопеды, технический персонал обслуживают все
пять школ, действует и совет руководителей этих
школ.
Утверждаются новые концепции школьных зданий.
Так, Монтессори-колледж сооружался по аналогии с
рыночной площадью – для того чтобы облегчить
крайне необходимые детям социальные контакты. У
них есть своя «Красная площадь» (по цвету
линолеума) на первом этаже, служащая
одновременно и вестибюлем, и актовым залом, и
столовой, и большим классом (можно учить детей
прямо на ступеньках). Прозрачные переходы между
этажами и полупрозрачные стены классов
дополняют картину внешней открытости школьного
пространства. К тому же всюду стоят раскладные
столики для самостоятельной работы детей в
коридорах. Такой школьный ландшафт, напоминающий
скорее вокзал или завод, для нас весьма необычен.
Что здесь в плюсе, а что в минусе, следует
внимательно изучать.
Школа и общество
Главную роль в управлении школами играют
неправительственные организации самих учителей.
Так, у Ассоциации монтессори-школ Амстердама
есть совет директоров, два менеджера и
исполнительный директор. Они и руководят работой
четырех амстердамских учебных заведений своего
направления. Кроме уже упомянутого
Монтессори-колледжа (1350 учеников) в это
объединение входят Амстель-лицей (420 учеников),
школа Юко (400 учеников) и Монтессори-лицей (1400
учеников).
Неправительственные организации занимаются
подготовкой кадров. Их главная цель –
поддерживать развитие школ, служить
своеобразным мостом между школами и
государственными структурами (включая местные
образовательные органы власти), преобразовывая
школьные инициативы в идеи для правительства или
местных управлений образования. Независимые
организации являются серьезными партнерами, с
которыми охотно сотрудничают и школы, и власть.
Одна из таких организаций – Нидерландская школа
образовательного менеджмента (NSO). Доверяя ее
уровню профессионализма, правительство
регулярно выделяет средства на инициируемые ею
проекты. Ведь никто лучше NSO не организует работу
по подготовке менеджеров для образования. Если в
государственных органах власти главной
действующей особой выступает чиновник, то
независимые организации объединяют
профессионалов, энтузиастов, волонтеров…
Другая организация, на базе которой мы работали,
– Национальный центр по улучшению школ (APS) –
была основана Нидерландской федерацией учителей
еще в 1947 году. Тогда все начиналось с трех
педагогов, у которых не было ничего, кроме
энтузиазма. Сейчас здесь 125 преподавателей, 85
экспертов и 80 работников вспомогательного
персонала, а годовой оборот достигает 28 млн евро.
Две главные формы работы APS – это консультации,
которые оплачиваются школами или родительскими
организациями, и тренинги, финансируемые
правительством, школами и самими участниками.
Важно подчеркнуть, что значительная часть платы
за обучение (до 30 %) поступает от участника
тренинга: ведь когда все оплачивает государство,
снижается личная заинтересованность и падает
эффективность тренинга.
Главная (материнская) организация APS
сосредоточена на реализации миссии, заявленной в
самом названии (улучшение школ), а дочерние
организации включены во многие вспомогательные
сферы деятельности. Например, лишь у АPS есть
филиал, специально занимающийся проблемой
борьбы со школьными стрессами. Есть отделение,
работающее над проблемой подготовки
человеческих ресурсов для бизнеса (например,
подготовкой менеджеров для сети
продовольственных магазинов). Есть –
занимающееся информационными технологиями. Есть
также международные программы, которые не
приносят доходов, но создают возможность
обучаться у своих зарубежных партнеров.
Эффективная школа
В голландском обществе сегодня невозможно быть
авторитарным руководителем. Директор школы
является не столько головой, сколько душой и
сердцем школьной организации. Учителей в школе
рассматривают не как персонал, а как членов
организации, в которой директор стоит не над
ними, а рядом с ними. Голландские специалисты
подчеркивают, что школьную организацию следует
выращивать так, как выращивают дерево
(подпитывать свежими идеями, согревать
вниманием…). Сегодня вместо термина «управление
персоналом» чаще употребляют понятие «развитие
человеческих ресурсов». И это не просто смена
слов. Это означает иной подход и иную концепцию.
Кстати говоря, если кто-то из руководителей школы
подчеркивает, что у него есть «коллектив
единомышленников», это свидетельствует о том,
что в школе господствует консервативная
организационная культура (если все думают
одинаково – не думает никто!)
Следует отказаться и от стереотипа
«эффективность работы школы зависит от объемов
ее финансирования». Этот стереотип служит
оправданием собственной бездеятельности. Еще
исследования американского ученого Колемана
показали, что сколько ни плати учителям, как ни
улучшай материально-техническую базу,
эффективность работы школы от этого не меняется.
В то же время есть много дешевых стратегий,
позволяющих улучшить образовательный процесс.
Разукрупнение школ, организация внеурочной
активности учеников – простые, но весьма
эффективные средства, не требующие особых
финансовых вложений. То же можно сказать и про
такие характеристики эффективной школы, как
создание благоприятной для учащихся атмосферы,
вера в способности учеников (эффект Пигмалиона),
постоянный мониторинг результатов обучения (не
путать с пресловутым «контролем за
успеваемостью»!), внимание к процессу овладения
учениками базовыми умениями, разработка
способов эффективного использования учебного
времени, образовательное лидерство
руководителя…
Кстати говоря, последняя из перечисленных черт
эффективной школы нацеливает директора на
принципиально иную роль по сравнению с теми, к
которым привыкли наши директора. Мировой опыт
показывает, что хороший директор – это не просто
хороший хозяйственник или администратор,
обладающий своим собственным видением того, что
можно считать хорошим образованием, умеющий
создать на базе традиционной школы
самообучающуюся организацию. Нужно уметь
поддерживать и пробуждать энтузиазм учителей,
расширять их свободу выбора…
Увидеть перспективы собственного развития,
научиться мечтать, находить время для
стратегического, системного мышления, понять,
что даже лучшие школы должны меняться, – это и
есть модель мышления эффективного директора.
***
Интересные люди эти голландцы! Они страшно любят
ездить на велосипедах, не чересчур беспокоясь
соблюдением правил дорожного движения.
Голландские женщины совсем не пользуются
косметикой. Вместо принципа «моя хата с краю» там
действует правило «подумай про соседа». Там
никто не может пояснить, почему столицей страны
считается Амстердам, если королева, парламент,
правительство, посольства находятся в Гааге.
Зато любят иронизировать: деньги зарабатываются
в Роттердаме (главный промышленный город),
распределяются в Га-
аге, а тратятся в Амстердаме.
Голландские музеи одновременно выступают и
театрами (где организуют чудесные зрелища), и
учебными центрами, и местами развлечений (всюду,
например, есть детские комнаты), и сувенирными
магазинами, и кафе… Если бы я был подростком 13–15
лет, мне бы захотелось поселиться в музее техники
«Немо» и жить там до того времени, пока не стану
взрослым…
Как пишут про себя сами голландцы: «Современная
Голландия – маленький мальчик в классе «Европа»,
он не тревожит чересчур ни его жителей, ни
политиков. Но, имея на все свою точку зрения и
подымая порой достаточно шуму, даже маленький
мальчик может быть замечен. И если
посчастливится, он может стать капитаном класса
– взяться за миссию, которую он со своим тонким
чувством неправды может выполнять справедливее
своих одноклассников».
Жаль, что мы не часто присматриваемся к школам
малых стран – Нидерландов, Швейцарии, Израиля,
Новой Зеландии…
Виктор ГРОМОВОЙ,
директор гимназии им. Т.Г.Шевченко
Кировоград, Украина
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|