ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
В ПОЛОСЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
Докторофобия
Есть болезни, вылечить которые можно
только в раннем возрасте.
Но большинство родителей тем не менее
предпочитают не обращаться к врачу. Почему?
Есть такой фантастический рассказ, а
вернее, притча. Один человек очень боялся атомной
войны. Настолько боялся, что соорудил себе
блиндаж с жизнеобеспечением и стал там жить,
полностью отрезавшись от мира. Лет через
тридцать он почувствовал, что пялиться в одну и
ту же бетонную стенку – выше его сил. И решил
выйти на поверхность. Вышел он и видит: кругом ни
малейших следов атомной войны, все зеленое,
птички поют, люди ходят на удивление довольные и
жизнерадостные.
– Вы чего такие довольные? – спрашивает их
подземный сиделец. А эти райские жители ему
отвечают:
– У нас теперь совсем другая жизнь пошла. Пока ты
в блиндаже отсиживался, наши ученые изобрели
таблетку бессмертия. Только – уж извини – она на
людей старше сорока лет не действует. Поэтому мы
тут все бессмертные, как боги, а ты лет через
двадцать помрешь.
Вывод первый: нельзя прятаться от жизни. Вывод
второй: к доктору надо обращаться своевременно.
Оба вывода имеют прямое отношение к теме нашего
разговора – к науке дефектологии. Потому как в
ней наблюдается очень похожая закономерность.
Закономерность, с которой нашему чувству
справедливости примириться очень трудно. Дело в
том, что есть болезни, которые лечатся только в
детстве. Если их вовремя обнаружить и вовремя
вылечить, ребенок вырастет нормальным, здоровым
человеком. Если этого не сделать, вырастает
человек, мягко говоря, не приспособленный для
жизни.
Но факт есть факт: зачастую родители, даже
замечая, что с их ребенком что-то происходит,
боятся вести его к врачу. Боятся по очень простой
причине: в обыденном сознании люди четко делятся
на «нормальных» и «ненормальных». А
«ненормальный» – по определению неполноценный и
презираемый.
Наука уже лет сто как отказалась проводить
четкую грань между психической нормой и
патологией. Есть понятие «пограничное
состояние» – болезненное состояние психики,
которое ни о какой неполноценности личности не
свидетельствует. Классический пример
пограничного состояния – фобии, беспричинные
страхи невротического происхождения. Скажем,
ребенок панически боится темноты, или страшных
картинок, или оставаться дома один. Он нормален,
но с ним надо заниматься.
Так вот, эти наработанные в науке понятия о норме
и патологии до массового сознания не доходят. Для
простого человека отсутствие строгой
психической нормы (тем более подтвержденное
врачом) есть клеймо ненормальности.
Феномен, который мы сейчас выделили, выходит
далеко за рамки чисто медицинской проблематики.
Брезгливость к «ненорме», табуирование
«ненормы» – один из несущих элементов любой
традиционной культуры. Во многом это табу
повлияло и на саму логику развития науки. Дело в
том, что вся группа наук, связанных с
отклонениями в развитии – дефектология, детская
психиатрия и психология, – в нашей стране
довольно долго существовала на птичьих правах.
Их то разрешали, давали деньги, открывали
институты, то вдруг запрещали. Во времена более
гуманные, по ошибке названные застойными, им
давали нормально работать, но категорически
отказывали в популяризации наук. Но все же это
время было очень плодотворным в
интеллектуальном отношении. Именно тогда у нас
появляется ряд блестящих работ, не имеющих
зарубежных аналогов. Так, в 70-х активно
разрабатывают методики развития
слепоглухонемых. Такую степень отрезанности от
мира даже вообразить себе страшно. Чтобы научить
ребенка говорить, врач вкладывает ему пальцы в
рот и, нажимая на определенные участки гортани,
заставляет артикулировать нужный звук. Работа на
годы и даже десятилетия – ее продолжают с уже
взрослым человеком. Но личность развить удается.
Слепоглухонемые даже диссертации защищали.
Я в то время занимался проблемой машинного
зрения, естественно, интересовался и смежными
исследованиями. Разработки эти не раз держал в
руках – желтенькие брошюрки для
спецпользования, отпечатанные на ксероксе.
Полное отсутствие рекламы вокруг работ, которые
могли бы принести стране огромный авторитет. На
Западе в это время раскручивался настоящий культ
инвалидов. Вот и выложить бы нам козырного туза –
замечательные работы наших дефектолов, детских
психологов...
Получается, что есть отрасли знания, к которым
традиционная цивилизация имеет чисто
эстетические претензии.
В традиционном обществе есть определенные
каноны представления реальности, согласно
которым любое отклонение, затрагивающее
социальную функцию человека, есть табу. На
картинах художников тоталитарной эпохи нет
инвалидов. Толстого человека можно показывать,
только если его полнота обусловлена социальной
функцией. Например: толстяк-повар разливает
солдатам суп. Можно показывать страдания
человека, потерявшего близких, или страдания
раненого в госпитале. Но страдания одиночества
показывать нельзя. Тем более страдания
ребенка-инвалида. Таковы каноны мифологического
мышления.
Отношение к ребенку с отклонениями,
затрагивающими социальные функции, – это
серьезная проблема. У нас в стране есть классные
специалисты, настоящие мастера своего дела,
которые могут вытянуть ребенка с, казалось бы,
безнадежным диагнозом. Помочь можно каждому, не
упустите время!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|