ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
РЕЦЕПТУРА ОПЫТА
Можно ли лечить болезнь до
появления ее симптомов?
На вопросы корреспондента «ПС» Елены
Иваницкой отвечают специалисты
Консультационно-диагностического центра
Института коррекционной педагогики
В Консультационно-диагностическом
центре традиционное лечение
психоневрологических заболеваний сочетается с
нетрадиционным.
Приоритетное направление – раннее, с первых
месяцев жизни, выявление и коррекция нарушений в
развитии, для чего применяется комплексный
подход к диагностике, включающий клинические,
параклинические, психологические и
педагогические исследования.
– Все мы, родители, наблюдаем за
своими детьми, видим у них те или иные проблемы со
здоровьем, прилагаем усилия для их устранения и
обычно считаем, что справляемся. А если не можем
сами, обращаемся к доктору и подчас только тогда
с ужасом узнаем, что упустили время. Но ведь
иногда родители даже не подозревают, что ребенок
болен. Ваш центр –
консультационно-диагностический. С какого
возраста к вам можно приводить ребенка на
консультацию?
Заведующая центром, кандидат
педагогических наук Зинаида Михайловна Дунаева:
– Чем меньше ребенок, тем легче и успешнее
проходит лечение и тем быстрее наступает полное
выздоровление. Трудность в том, что не только
родители, но зачастую и педиатры считают
естественным поведение ребенка, которое на самом
деле должно насторожить и вызвать скорейшее
обращение к специалисту. Типичный пример:
ребенок с трудом засыпает, плачет, вздрагивает по
ночам, плохо глотает, беспокоится. Обычно эти
симптомы воспринимаются родителями как нечто
неизбежное. Они думают, что все младенцы так себя
ведут. Но если даже они пожалуются педиатру, то в
большинстве случаев получат успокаивающие
ответы в том духе, что «перерастет», «у всех так»,
«это он на погоду реагирует», «само пройдет со
временем». Вот так время и упускается. Между тем
все эти симптомы дают основание заподозрить
внутричерепную гипертензию – недостаток оттока
ликвора из желудочковых пространств головного
мозга.
– То есть беспокойство ребенка может быть
вызвано повышенным внутричерепным давлением,
возникающим оттого, что жидкость в мозговых
тканях скапливается, а не оттекает нормально. А
что произойдет, если родители продолжают думать,
что поведение ребенка естественно, и никакого
лечения не проводят?
– В лучшем случае будет расти астенизированный,
ослабленный, неуправляемый ребенок. В худшем –
некомпенсированная гидроцефалия приведет к
умственной недостаточности. При вовремя
назначенной терапии к году наступает полное
выздоровление.
– Но ведь действительно все дети плачут по
ночам, беспокоятся. Неужели этого достаточно,
чтобы бежать в диагностический центр?
– Почему столько сомнений? За консультацией о
состоянии здоровья ребенка целесообразно
обратиться даже вообще без всяких симптомов.
– Правильно ли я поняла, вы можете выявить
болезнь, которая никак не проявляется?
– Совершенно правильно.
– Но как можно обнаружить то, чего нет? Это
мистика, ясновидение?
– Нет, научный факт. Вот к нам приводят на
консультацию девочку. Принципиальных жалоб нет,
но наше обследование выявляет слабое место: у
девочки назревают, но пока еще никак не
проявляются проблемы с легкими. Ей было
рекомендовано немедикаментозное лечение.
Родители посчитали его излишним. И что же? Через
два месяца – тяжелейшее воспаление легких,
пришлось подключать антибиотики.
– Да уж, легче предупредить болезнь, чем ее
лечить. Но в чем же заключаются секреты
диагностики, которая умеет заглядывать в
будущее?
– Уникальность нашего центра в том, что мы
проводим многостороннее исследование здоровья
ребенка, начиная с первых дней его жизни.
Первоначальный прием ведут два специалиста:
врач-психиатр и специалист того профиля, который
соответствует жалобам больного. У нас работают
нейрофизиологи, невропатологи, психологи,
нейропсихологи, детские психиатры,
педагоги-дефектологи, логопеды. При первом
приеме проводится также инструментальное
исследование. По его результатам назначается
либо рефлексотерапия, либо медикаментозное
лечение, либо то и другое вместе.
– А что такое рефлексотерапия? Вы лечите
иглоукалыванием?
– Сводить рефлексотерапию к иглоукалыванию
неправильно. Давайте разберемся по порядку и
обсудим, какие именно исследования у нас
проводятся и что они собой представляют.
Электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ) –
регистрация биопотенциалов головного мозга,
позволяющая оценить функциональное состояние
мозга, выявить локальные поражения различных
отделов мозга, определить характер этих
поражений.
– Вы можете регистрировать то загадочное и
неуловимое биополе, о котором привычнее читать в
фантастическом романе, чем говорить в кабинете
научного института?
– Меня как врача просто пугает, что прочитанное в
фантастическом романе или каком-нибудь
оккультном журнальчике помнится гораздо лучше
того, что проходят в школе. Сегодня человек
почему-то склонен оценивать и проверять
реальность, опираясь на мистико-фантастические
теории, но гораздо реже испытывает желание
проверить эти теории, опираясь на известные ему
научные данные.
Регистрация биопотенциалов головного мозга при
электроэнцефалографии. Объясню просто. Вам
наверняка не раз снимали кардиограмму, и ничего
фантастического вы в этом не видели. Абсолютно
безвредная и безболезненная процедура. Так вот:
электрокардиография и электроэнцефалография
основаны на одном и том же принципе регистрации
потенциалов.
С первых дней жизни ребенка возможно проведение
эхоэнцефалографии (ЭХО-ЭГ). Это ультразвуковое
исследование головного мозга, позволяющее
судить о наличии или отсутствии внутричерепной
гипертензии. Реоэнцефалография (РЭГ) –
электрофизиологическое исследование
кровообращения головного мозга. С помощью этого
исследования выявляется состояние сосудистой
системы мозга – артериального кровообращения и
венозного оттока.
В Институте коррекционной педагогики разработан
новый диагностический метод – регистрация
зрительных и слуховых вызванных потенциалов. Это
исследование позволяет выявить нарушение зрения
и слуха с первых дней жизни ребенка, оценить
степень нарушений и проследить динамику
зрительных и слуховых функций в процессе
лечебно-коррекционных мероприятий.
Что касается рефлексотерапии, то это
самостоятельная область медицины, которая
представляет собой и диагностическую, и лечебную
системы.
– Регистрация зрительных и слуховых
вызванных потенциалов – это рефлексотерапия?
– Это рефлексодиагностика, определение
функционального состояния внутренних органов и
уровня вегетативной регуляции. Специфика
рефлексодиагностики в том, что она дает
возможность выявлять заболевание на самой
ранней стадии. Рефлексотерапия исключает
опасность аллергических реакций, не дает никаких
побочных явлений, при ней не возникает
медикаментозная зависимость. Рефлексотерапия
направлена на мобилизацию собственных сил
организма. Она принципиально важна, потому что
нельзя лечить что-то одно, забывая обо всем
остальном.
Однажды к нам в паническом состоянии пришли
родители с полуторамесячным младенцем. У
ребеночка были судорожные проявления, и ему был
назначен аминазин – очень токсичное лекарство.
Оно уменьшает судорожную готовность, но убивает
клетки головного мозга. Было проведено
обследование и назначено комплексное лечение: и
медикаментозное, и рефлексотерапия, и массаж.
Сейчас ребенку пять лет, он полностью здоров,
нормально развивается, ходит в обычный детский
садик. Вовремя начатое бережное лечение
буквально спасло ребенка и семью.
– Какие еще методы рефлексотерапии кроме
иглоукалывания вы применяете?
– Их много: цветоимпульсная терапия, лазерная и
электропунктура, КВЧ-терапия.
– Можно подробнее о цветоимпульсной
терапии? Как я понимаю, с ее помощью излечиваются
патологии зрения?
– Не только. Вот примеры из нашей практики.
Ослабленный ребенок очень легко подвергался
простудам. Ни одна эпидемия гриппа не прошла мимо
него. Ему провели курс КВЧ-терапии и
цветоимпульсной терапии. Другой малыш в три года
еще не ходил. После обследования ему была
назначена рефлексотерапия: после двух курсов он
стал самостоятельно садиться, после четырех –
пошел.
Рефлексотерапию проводит доктор Владимир
Дмитриевич Шагин. Он присоединяется к нашему
разговору и рассказывает:
– Цветоимпульсная терапия излечивает не только
зрительные расстройства, с ее помощью мы
справляемся со спастическими явлениями,
дизартрией, энурезом – мучительными
заболеваниями, которые вызывают у ребенка
тяжелые комплексы, препятствуют нормальному
развитию. Механизм этого метода таков: на
зрительные окончания воздействует импульсный
источник, настроенный в определенном режиме,
который зависит от того, чего именно мы хотим
добиться. Ребенку надевают особые очки (они
больше похожи на маску), и начинается
воздействие. Цветоимпульсная терапия
применяется с двухлетнего возраста.
– И не страшно малышу в такой маске?
– Процедура абсолютно безболезненна и даже
приятна: ребенок наблюдает красивые переливы
цвета. Малыши идут на эту процедуру с
удовольствием.
– Все-таки непонятно: каким образом
импульсные воздействия на зрение могут
излечивать заболевания, вовсе не связанные со
зрительной сферой?
– Все непривычное кажется непонятным. Об
иглоукалывании все слышали, поэтому механизм его
действия не кажется загадочным. В результате
цветоимпульсной терапии происходит
синхронизация работы полушарий мозга, отсюда и
благотворное воздействие на организм в целом. Но
не ждите чудес и мгновенного исцеления. В
неврологии вообще нет быстрого лечения. Обычный
курс – 10 сеансов, а таких курсов может
понадобиться несколько.
Я вновь обращаюсь с вопросами к Зинаиде
Михайловне.
– С какими жалобами чаще всего обращаются к
вам?
– Резко возросло количество гипервозбудимых
детей. Гипервозбудимость вообще превращается в
глобальную проблему. Ребенок плохо спит,
постоянно находится в возбужденном состоянии, ни
на чем не может сосредоточиться. В младшем
школьном возрасте это проявляется как
неусидчивость, плохое поведение, у ребенка может
развиться школьный невроз. Такие дети вызывают
раздражение учителей, неприятие одноклассников,
они становятся изгоями. Цепочка прослеживается
самая печальная. Неусидчивый ребенок становится
неуспевающим, родителям советуют перевести его в
специальное учебное заведение, он не может
получить полноценного образования... Вот так от
изгойства в классе лежит путь к изгойству в
обществе. Но ведь ребенок ни в чем не виноват! С
чем связана проблема гипервозбудимости? Конечно,
играет свою роль неблагоприятная экологическая
обстановка – это во-первых. Во-вторых, родители
сегодня нервные, загруженные, а ребенок
индуцируется от родителей.
– Происходит как бы некое психическое
заражение?
– Можно сказать и так. Гипервозбудимость
проявляется у детей, которых либо слишком сильно
опекают, либо не опекают вовсе. И
вседозволенность, и сплошные запреты ведут к
гипервозбудимости. И наконец, гипервозбудимость
может быть связана с органическим или
функциональным поражением центральной нервной
системы, которое не было обнаружено и
скорректировано до двух лет жизни ребенка.
Раньше приходили с жалобой на что-то одно, а
сегодня жалуются на целый букет, комплекс
проблем. Очень много жалоб на отставание в
речевом развитии, которое сочетается со многими
другими патологическими проявлениями. Проблемы,
только намеченные изначально, в раннем возрасте,
потом разрастаются в непреодолимые. У ребенка
нет органических поражений, а в школе он
оказывается несостоятельным. Но все эти явления
корректируются, если вовремя их диагностировать
и приступить к реабилитации.
Еще одна проблема последних лет – ранний детский
аутизм. Родители часто упускают время и не
обращаются к специалистам, потому что дети с
аутизмом – очень «удобные» дети: они не просятся
на руки, не любят прикосновений, с готовностью
лежат в мокрых пеленках, у них нет потребности в
контактах. Тихий, погруженный в себя, не
причиняющий беспокойства малыш. Но вот он
подрастает, и проблемы обрушиваются лавиной: у
таких детей множество страхов – боязнь темноты,
громкой речи, транспорта. Эти дети зачастую
агрессивны, их агрессия направлена на себя,
самоагрессия, или – реже – на мать. Они
неуправляемы, склонны к монотонным, стереотипным
действиям. Коррекция раннего детского аутизма
особенно сложна. Много работ института посвящено
именно этому направлению.
– Вы работаете и с родителями?
– Да, обязательно. Сегодня очень распространена
крайне болезненная для ребенка позиция
родителей, которую можно обозначить формулой «не
оправдал надежд». Родители выстраивают образ
идеального ребенка, требуют от сына или дочери
строгого соответствия недостижимому идеалу, и
реальный ребенок их разочаровывает. Обучение
родителей сотрудничеству с ребенком – одно из
важнейших направлений нашей работы.
– Очень деликатный, но необходимый вопрос.
Ведет ли обращение в
Консультационно-диагностический центр к
постановке ребенка на учет?
– Нет, все сведения, полученные специалистами от
родителей, конфиденциальны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|