МЛАДШАЯ ШКОЛА
Барьер с большой буквы
Дислексия – что это такое и почему она
мешает научиться читать и писать даже самым
талантливым детям
Два признания
Не так давно шведская наследная
принцесса Виктория призналась, что почти не
умеет читать, поскольку страдает дислексией. С
раннего детства одноклассники издевались над
ней, считая дурочкой. Девочке это причиняло
страдание. “Когда у тебя проблемы с чтением и
письмом, ты прикладываешь огромные усилия и все
равно чувствуешь себя тупицей. Мне легче
признаться в том, что я не умею читать, потому что
рядом со мной понимающие, сочувствующие люди.
Однако не у всех есть такая поддержка”.
Французский студент Алекс Кокан не столь
оптимистичен. Обычный ребенок из обычной семьи
отправился в пять лет в обычную школу и сразу
столкнулся с обидой: он писал буквы как бы задом
наперед, как в зеркале, учитель обвинял его в
невнимании и лени. Мальчик оказался с характером:
долгие часы работы, бесконечное повторение
одного и того же – он научился писать буквы
правильно, но читал почти хуже всех в классе. Один
из его друзей сказал, что вынужден перейти в
другую школу, потому что плохо читает. Алекс
испугался. Он читал не лучше. Технику чтения
проверяли во время контрольных, и каждый такой
урок превращался в пытку, томительное ожидание
провала, позора. Сколько мороженого съедал
ребенок, чтобы заболеть в день тестирования!
Алекс не сдавался. Доводя себя до исступления, он
занимался, получал двойки и снова садился за
уроки. До тех пор пока уже в университете не
посоветовался с психологом и не услышал
спасительные слова: у тебя дислексия. Значит, он
не дурак, не тупица, просто так устроена его
голова. Вновь обретя уверенность в себе, Алекс
тем не менее не простил школу, где так мучился,
учителей, которые ничем не помогли. Главное –
нельзя вернуть упущенное время. Детские игры с
друзьями, бесценный жизненный опыт, который
приобретается в компании сверстников, – все
отняли многочасовые бесплодные сидения за
письменным столом в надежде стать, как все. А если
бы он знал про дислексию уже в первом классе?
Причина неизвестна
Что же это за болезнь, отравляющая
детские годы, подрывающая веру в себя, в
возможность преуспеть в жизни? Медики уверяют,
что дислексией страдают от 5 до 12% школьников,
причем мальчики в 2–3 раза чаще, чем девочки. Это
отнюдь не умственно отсталые люди, среди них
много талантливых, гениальных: Уинстон Черчилль,
Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи,
Альберт Эйнштейн… Сегодня нет единого взгляда
на причины болезни, а значит, нет и достаточно
эффективного метода коррекции.
Ряд исследователей называют причиной нарушение
зрительно-пространственного восприятия.
Распознать такие нарушения можно как раз по
“зеркальному письму” и перестановке букв
(чтение “воз” как “зов” или рукописной “в” как
“д”). В качестве лечения предлагаются
упражнения, укрепляющие систему
зрительно-пространственного восприятия:
тренировка бинокулярной координации движений
глаз, следящих движений и т.п. Достанем, к примеру,
детские журналы, где нужно найти выход из
запутанного лабиринта, проследить по описанию
траекторию движения воображаемой мухи.
Научно-исследовательский центр детства
Университета Олбани пришел к выводу, что причина
дислексии – нарушение фонологического
кодирования: неспособность ассоциировать
звучание слова с его значением, неспособность
расчленить слово на звуки, трудности в
различении грамматических и синтаксических
особенностей слов и предложений. То есть слабое
развитие способности использовать язык для
кодирования неязыковой информации. Ученые
предлагают с раннего возраста давать таким детям
упражнения по выделению отдельных звуков, букв,
слогов в словах, тренировать их в чтении
бессмысленных буквосочетаний, незнакомых слов,
играть с ними в “города”, в “чепуху”, в рифмы.
Такие занятия помогут малышам прийти в школу
гораздо более подготовленными.
Гипотеза связи дислексии и неспособности
произвольно концентрировать внимание
заставляет задуматься об упражнениях,
направленных на развитие умения удерживать
внимание на выбранном объекте, на укрепление
волевых структур.
Некоторые генетики уверяют, что во всем виноват
один ген в 15-й хромосоме.
Рецепт на все случаи
Пока ученые спорят, нам нужно как-то
помогать детям, страдающим от неспособности
научиться читать и писать в нашем
вербально-текстовом мире.
Общие рекомендации сводятся к созданию
максимально комфортной обстановки обучения,
бесконечному поощрению успехов и абсолютному
пренебрежению к неудачам. В конце концов, мы учим
школьников читать и писать ради того, чтобы
сделать их лучше, а не превратить в озлобленных
неудачников с комплексом неполноценности.
Детям, страдающим дислексией, совершенно
необходим индивидуальный подход, позволяющий
выбрать из множества методик именно ту, что
подходит данному ребенку. Программа чтения
должна строиться на использовании как
целостно-смыслового, так и
аналитико-фонетического подхода и обязательно
дополняться другими видами деятельности, что в
конечном итоге будет способствовать ускорению
языкового развития. Пусть школьники сначала
научатся печь пироги, шить, ремонтировать машины,
общаться, а там, глядишь, и писать смогут. Если же
нет – не страшно. У них окажется достаточный
запас жизненного опыта, уверенности в себе. К
тому же голосоуправляемые компьютеры появились
в продаже…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|