Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Барьер с большой буквы

Дислексия – что это такое и почему она мешает научиться читать и писать даже самым талантливым детям

Фото А.СТЕПАНОВА

Два признания

Не так давно шведская наследная принцесса Виктория призналась, что почти не умеет читать, поскольку страдает дислексией. С раннего детства одноклассники издевались над ней, считая дурочкой. Девочке это причиняло страдание. “Когда у тебя проблемы с чтением и письмом, ты прикладываешь огромные усилия и все равно чувствуешь себя тупицей. Мне легче признаться в том, что я не умею читать, потому что рядом со мной понимающие, сочувствующие люди. Однако не у всех есть такая поддержка”.
Французский студент Алекс Кокан не столь оптимистичен. Обычный ребенок из обычной семьи отправился в пять лет в обычную школу и сразу столкнулся с обидой: он писал буквы как бы задом наперед, как в зеркале, учитель обвинял его в невнимании и лени. Мальчик оказался с характером: долгие часы работы, бесконечное повторение одного и того же – он научился писать буквы правильно, но читал почти хуже всех в классе. Один из его друзей сказал, что вынужден перейти в другую школу, потому что плохо читает. Алекс испугался. Он читал не лучше. Технику чтения проверяли во время контрольных, и каждый такой урок превращался в пытку, томительное ожидание провала, позора. Сколько мороженого съедал ребенок, чтобы заболеть в день тестирования! Алекс не сдавался. Доводя себя до исступления, он занимался, получал двойки и снова садился за уроки. До тех пор пока уже в университете не посоветовался с психологом и не услышал спасительные слова: у тебя дислексия. Значит, он не дурак, не тупица, просто так устроена его голова. Вновь обретя уверенность в себе, Алекс тем не менее не простил школу, где так мучился, учителей, которые ничем не помогли. Главное – нельзя вернуть упущенное время. Детские игры с друзьями, бесценный жизненный опыт, который приобретается в компании сверстников, – все отняли многочасовые бесплодные сидения за письменным столом в надежде стать, как все. А если бы он знал про дислексию уже в первом классе?

Причина неизвестна

Что же это за болезнь, отравляющая детские годы, подрывающая веру в себя, в возможность преуспеть в жизни? Медики уверяют, что дислексией страдают от 5 до 12% школьников, причем мальчики в 2–3 раза чаще, чем девочки. Это отнюдь не умственно отсталые люди, среди них много талантливых, гениальных: Уинстон Черчилль, Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн… Сегодня нет единого взгляда на причины болезни, а значит, нет и достаточно эффективного метода коррекции.
Ряд исследователей называют причиной нарушение зрительно-пространственного восприятия. Распознать такие нарушения можно как раз по “зеркальному письму” и перестановке букв (чтение “воз” как “зов” или рукописной “в” как “д”). В качестве лечения предлагаются упражнения, укрепляющие систему зрительно-пространственного восприятия: тренировка бинокулярной координации движений глаз, следящих движений и т.п. Достанем, к примеру, детские журналы, где нужно найти выход из запутанного лабиринта, проследить по описанию траекторию движения воображаемой мухи.
Научно-исследовательский центр детства Университета Олбани пришел к выводу, что причина дислексии – нарушение фонологического кодирования: неспособность ассоциировать звучание слова с его значением, неспособность расчленить слово на звуки, трудности в различении грамматических и синтаксических особенностей слов и предложений. То есть слабое развитие способности использовать язык для кодирования неязыковой информации. Ученые предлагают с раннего возраста давать таким детям упражнения по выделению отдельных звуков, букв, слогов в словах, тренировать их в чтении бессмысленных буквосочетаний, незнакомых слов, играть с ними в “города”, в “чепуху”, в рифмы. Такие занятия помогут малышам прийти в школу гораздо более подготовленными.
Гипотеза связи дислексии и неспособности произвольно концентрировать внимание заставляет задуматься об упражнениях, направленных на развитие умения удерживать внимание на выбранном объекте, на укрепление волевых структур.
Некоторые генетики уверяют, что во всем виноват один ген в 15-й хромосоме.

Рецепт на все случаи

Пока ученые спорят, нам нужно как-то помогать детям, страдающим от неспособности научиться читать и писать в нашем вербально-текстовом мире.
Общие рекомендации сводятся к созданию максимально комфортной обстановки обучения, бесконечному поощрению успехов и абсолютному пренебрежению к неудачам. В конце концов, мы учим школьников читать и писать ради того, чтобы сделать их лучше, а не превратить в озлобленных неудачников с комплексом неполноценности.
Детям, страдающим дислексией, совершенно необходим индивидуальный подход, позволяющий выбрать из множества методик именно ту, что подходит данному ребенку. Программа чтения должна строиться на использовании как целостно-смыслового, так и аналитико-фонетического подхода и обязательно дополняться другими видами деятельности, что в конечном итоге будет способствовать ускорению языкового развития. Пусть школьники сначала научатся печь пироги, шить, ремонтировать машины, общаться, а там, глядишь, и писать смогут. Если же нет – не страшно. У них окажется достаточный запас жизненного опыта, уверенности в себе. К тому же голосоуправляемые компьютеры появились в продаже…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru