Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ХОД КОНЕМ 

Дмитрий РАСТИМЕШИН,
эксперт по образовательному праву Московской городской думы

«Результатом настойчивой деятельности…»

Стал закон о переводе школ на баланс регионов, который по существу ничего в финансировании образования не меняет

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования образовательных учреждений» № 123-ФЗ, называемый в обиходе «президентский», вступил в законную силу 12 июля 2003 года. Одни официальные лица беспокоились, что теперь у регионов не хватит средств содержать школы. Другие отвечали, что хватит. Никто и не заметил, что в сущности ситуация с финансированием образования ничуть не изменилась…

Начнем с того, что президентский закон о финансировании школ принят был в рекордно короткие сроки:
– 29 ноября 2002 года по законопроекту было дано заключение правительства;
– 16 декабря 2002 года он был внесен президентом в Государственную думу;
– 5 марта 2003 года принят в первом чтении;
– 20 и 26 июня утвержден обеими палатами парламента;
– 7 июля 2003 года подписан президентом.
Немаловажный факт: в законопроекте за восемь месяцев его прохождения по инстанциям не было изменено ни единой буквы.
Официальная версия подобного успеха состоит в том, что власть повернулась лицом к образованию и приняла нужный и важный документ. «Этот закон закрепляет финансово-экономический и организационно-правовой механизмы обеспечения устойчивого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений» – примерно в таком тоне пишут о новом законе центральные СМИ.
«Результатом последовательной, настойчивой деятельности Профсоюза, одним из главных требований которого на протяжении последних трех лет было восстановление правовой и финансовой ответственности государства за положение школы, явилось принятие Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ», – делится радостью руководство учительского профсоюза.
Однако, по нашему мнению, причина столь скорого и единогласного принятия данного закона несколько иная. В пояснительной записке к закону совершенно правильно указано, что его принятие не потребует ни дополнительных расходов, ни перераспределения доходов между уровнями власти. В российской школе состоялась очередная громкая реформа – власть хочет все изменить, ничего не меняя.

Оставим все как есть

Фактически этот нормативный акт лишь узаконил реально существующее более десяти лет положение дел с финансированием школьного образования, когда 90 процентов муниципалитетов существовало и за счет региональных фондов поддержки муниципальных образований. Мало того, нормы данного закона имеют отсылочный характер – они оперируют дефиницией… государственного стандарта общего образования. А следовательно, до принятия стандарта являются, по сути, мертворожденными.
В соответствии с нововведениями порядок предоставления и расчет субвенций теперь определяются либо специальным законом субъекта Российской Федерации, либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Понятие «фонд поддержки муниципальных территорий» упразднили, а по сути все осталось по-старому: регион решает, кому сколько.
При этом предусматривается, что субъект Российской Федерации утверждает нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ для каждого муниципального образования с учетом особенностей и ресурсных возможностей территориальных образований и рекомендуемых Правительством Российской Федерации минимальных нормативов на финансирование основных общеобразовательных программ.
Это означает, что теперь у каждой школы появится новый контролер в лице регионального управления образования, которому скорее всего поручат проводить политику жесточайшей экономии бюджетных средств. Контроль за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством будет осуществляться в рамках казначейского исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Штатные расписания каждой школы на всех мыслимых инстанциях будут теперь рассматривать буквально под микроскопом, директору придется с боем отстаивать каждые полставки сверх утвержденных нормативов.
Кроме того, руководство муниципалитета теперь будет вовсе не заинтересовано в каком бы то ни было улучшении состояния школ на подведомственной территории. Формально школу лишили учредителя, а нового она не приобрела. Главы администраций теперь вынуждены будут выступать в качестве просителей в регионах бюджетных средств на зарплату учителям. Причем в жестких рамках – в пределах нищенской ЕТС. Обо всех надтарифных фондах в ближайшие годы можно благополучно забыть.
Глава администрации обязан ремонтировать и отапливать здания школ и, оставаясь их собственником, сдавать их фактически в бесплатную аренду субъекту Федерации, не переставая при этом быть учредителем школ. Никаких изменений в Закон «Об образовании» для исправления этой правовой коллизии не внесено.
И наконец, следуя логике законодателей: зачем было переводить на региональный уровень финансирование зарплаты в муниципалитетах-донорах, расположенных на территории дотационных регионов?
Еще один немаловажный вопрос создателям закона и их пиарщикам – как указанный закон повлияет на температуру в школах Сахалина (где к началу отопительного сезона завезено лишь 6% угля и 14% мазута от нормы), Карелии (там эти цифры соответственно 22 и 15), Иркутска (15 и 10)? Кто будет ремонтировать теплосети во Владимире, Иванове, Архангельске, Вологде, где к их ремонту еще не приступали? Ведь содержание, ремонт и коммунальная инфраструктура зданий школ, многие из которых представляют реальную, а не потенциальную опасность для детей, остается за муниципалитетами. С принятием закона эта ситуация никак не изменилась!

«Налицо недостаток полномочий региональных и местных органов власти по управлению общественными финансами. Широкое распространение получили «необоснованные федеральные мандаты»… В результате население теряет доверие к государству и принимаемым им законам, а органы власти разных уровней получают возможность перекладывать друг на друга ответственность за неэффективное выполнение функций, в том числе за популистские, финансово необеспеченные решения».
Из послания Президента РФ Федеральному
Собранию РФ «О бюджетной политике
в 2004 году»

Как избежать финансирования

Почему на регионы возложено только финансирование зарплат, хозяйственных нужд, приобретения учебных пособий, технических средств обучения? Почему в законе не определено, относится ли финансирование противопожарных мероприятий к «хозяйственным нуждам», из какого бюджета будут финансироваться компенсации на приобретение методлитературы, какой из бюджетных уровней будет являться хозяином заработанных школой внебюджетных средств?
На все эти вопросы ответа никто не дает. Зато все знают, что в регионах зачастую стараются избежать и частичной финансовой ответственности за образование.
Например, в администрации одного субъекта РФ нам заявили, что в соответствии с ГОСТом 7.60-90 от 01.01.91 «учебным пособием» считается учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник. Поэтому приобретение учебников – головная боль родителей, а регион по закону платит только за учебные пособия.
При этом вместо кардинальной реорганизации финансовых отношений между регионами и муниципалитетами произошла перестройка отношений политических. Например, если раньше т.н. «оптимизация сети сельских школ» была вопросом на усмотрение каждого главы местной администрации, то теперь от ее реализации будут зависеть его личные отношения с регионом и политическая карьера на следующих местных выборах.
Кроме того, будет поставлен под угрозу сам факт существования тысяч муниципалитетов, существовавших ранее почти исключительно на «образовательные» деньги. Тех самых муниципалитетов, о благополучии которых так печется государство.

Остается только добавить, что шум вокруг судьбоносного закона, который позволит школам жить безбедно, вряд ли утихнет до выборов в Думу…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru