УЧЕБНИКИ
Школьнику и учителю: всё обо всем
Универсальная школьная
энциклопедия.
Т. 1, 2. – М.: Аванта+, 2003
Универсальная школьная энциклопедия» задумана
издательством «Аванта+» в трех томах. Первые два
тома, уже вышедшие в свет, представляют собой
энциклопедический словарь терминов и понятий из
всех отраслей знания. Третий том, также
построенный по алфавитному принципу, будет
содержать биографии выдающихся деятелей
истории, науки и культуры. К несомненным
достоинствам издания относится то, что авторам и
редакторам удалось сделать весьма разнородные
по содержанию статьи практически одинакового
объема. Как подчеркивается в предисловии,
главная цель издания – «помочь учащимся и
абитуриентам быстро находить информацию по
любым темам, связанным со школьной программой».
Она вполне достигнута.
Всего в трех томах предполагается иметь около 6
тыс. статей. Здесь можно прочитать о персидской
династии Аббасидов, об аббревиатуре –
«существительном, образованном из усеченных
слов», о веке просвещения и веке электричества,
жесткокрылых, социалистической ориентации
(«стремлении правительств развивающихся стран к
построению социализма»), третьей космической
скорости, увертюре и о многом другом. Ряд статей
представляется весьма удачными. Так, культурой в
одноименной статье называется, с одной стороны,
«определенный уровень развития общества,
творческих сил человека, выраженный в различных
фигурах его жизни и деятельности», а с другой
стороны – «создаваемые людьми материальные и
духовные ценности». Из доброй тысячи определений
понятия «культура», существующих в мире, это
представляется одним из наиболее разумных и
лаконичных.
На мой взгляд, некоторые важнейшие исторические
и современные события в энциклопедии освещены
недостаточно. Так, одному из самых острых и
кровопролитных конфликтов, продолжающихся уже
скоро шесть десятилетий, – арабо-израильскому,
посвящена статья «Ближневосточный конфликт»
(надо было хотя бы в качестве отсылочной статьи
дать «Арабо-израильский конфликт»). Там лишь
перечислены пять арабо-израильских войн, но ни
слова не говорится ни об их ходе, ни об исходе. Не
говорится и о причинах еврейской эмиграции в
Палестину. Нет статьи «Сионизм», зато есть статья
«Организация Освобождения Палестины». Весь
еврейский вопрос уместился в статью
«Антисемитизм», где число жертв Холокоста
определяется от 4 до 6 млн человек, чем ставится
под сомнение официальная израильская цифра 6 млн
жертв Холокоста (при том, что свыше 4,5 млн жертв
уже установлены поименно). Нет статьи не только о
Холокосте, но даже о геноциде. Полезна была бы и
отсутствующая в энциклопедии статья
«Ксенофобия», учитывая ее несомненный рост в
нашей стране. Зато есть статьи, явно
необязательные для данного издания. Так ли уж
нужна здесь, например, отдельная статья «Хлебный
бунт во Франции» – о восстаниях весны 1789 года,
вызванных голодом? Или о восстании кроканов во
Франции в конце XVI века – так ли уж необходимо
школьникам знать об этом?
В некоторых статьях есть следы штампов советской
эпохи. Например, про Корейскую войну сообщается,
что она «началась с боев в районе 38-й параллели
между войсками коммунистического режима Ким Ир
Сена и южнокорейскими войсками». И ни слова о том,
что именно войска Ким Ир Сена начали войну, в чем
не сомневается сегодня ни один честный историк. А
в статье о диктатуре пролетариата утверждается:
«После разгона Учредительного собрания в ночь с 6
на 7 января 1918 г. началось фактическое
превращение провозглашаемой диктатуры
пролетариата в диктатуру правящей
большевистской партии». Неужели с 25 октября 1917 г.
по 6 января 1918 г. власть действительно
осуществлял пролетариат, а не та же самая
большевистская партия, взявшая во временные
союзники левых эсеров?
Недоумение вызывает статья «Пан», просто
повторяющая антипольские пропагандистские
стереотипы, возникшие еще задолго до 1917 года.
Смешно утверждать, будто «остальное население
паны (магнаты и шляхта) считали рабами-холопами,
которым полагалось выполнять прихоти господ,
имевших полную власть над их жизнью, верой и
имуществом». Это при том, что в Речи Посполитой
крепостное право и повинности были все же легче,
чем в России (в статье повторена сказка о
6-дневной барщине в Польше). Помню, как в книгах 30-х
годов, переиздаваемых в 60-е годы, «панов»
заменяли на «шляхтичей». Пан, кстати сказать, –
это не столько «универсальное обозначение
феодала» в Польше, а прежде всего вежливое
обращение у западных славян – поляков, чехов,
словаков, а также у белорусов и украинцев.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|