УЧЕБНИКИ
Сокровища древнерусского зодчества
Веретенников А.М.
Великий Новгород и Псков.
– М.: Вече, 2003
Книга Александра Веретенникова посвящена
древнейшим городам Северо-Западной Руси, где
зарождалась русская государственность. Главное
внимание уделяется псковским и новгородским
архитектурным памятникам, занимающим видное
место среди мировых архитектурных шедевров. Эта
работа может быть использована как при
преподавании отечественной истории, так и в
курсе мировой художественной культуры, в которой
памятники Новгорода и Пскова занимают не
последнее место. Как отмечает автор, «глубокое и
подробное изучение сохранившихся каменных
православных храмов свидетельствует о том, что
по разнообразию архитектурных типов, простоте и
оригинальности конструктивно-технических
приемов и большой идейно-художественной
выразительности древнерусское зодчество являет
собой глубокий, неисчерпаемый источник
архитектурного творчества, высокого мастерства
и большой практической мудрости». В книге
описаны важнейшие памятники двух древнерусских
городов. Их история дана на фоне развития
древнерусского зодчества. Автор подчеркивает,
что «седая старина в Новгороде сегодняшних дней
находится в полной гармонии с современными
жилыми массивами, и это позволяет сохранить его
историческое своеобразие». Что же касается
Пскова, то, по мнению известного российского
искусствоведа А.И.Комеча, «весь организм города
оказался стянутым, объединенным кольцами
каменных стен и башен, сообщивших Пскову в целом
пластическую и пространственную
определенность».
Рассказывается в книге и о древнерусском
деревянном зодчестве, широко распространенном в
Новгороде и Пскове в XI–XII веках. Эти памятники
сегодня нам приходится изучать только по
археологическим раскопкам и описаниям
современников, так как бесчисленные пожары не
оставили шансов деревянным храмам и избам дожить
до наших дней. Интересно, что «при строительстве
зданий общественного назначения (например,
церквей) перед зодчими-плотниками стояла задача
устройства большей площади в основном помещении.
С этой целью постройку делали крестообразной или
восьмиугольной в плане. Подобная конструкция
позволяла при той же длине бревна получить
площадь в 5–6 раз большую, чем в квадратном
срубе». Вообще «ко времени появления на Руси
великолепных каменных зданий русские зодчие
имели в своем арсенале целый ряд строительных
приемов, обладая собственными эстетическими
воззрениями, которые формировались в
“деревянную” эпоху градостроительства. Это
оказало влияние на первые русские каменные
постройки и наделило их чертами национального
своеобразия». Своеобразие политического
устройства Новгорода заключалось в том, что это
была вечевая республика. Данное обстоятельство
наложило «глубокий отпечаток на характер
развития материальной и духовной культуры
Новгорода. В политическую и общественную жизнь
были вовлечены широкие круги свободного
населения. Благодаря этому в Новгороде, в отличие
от других центров феодальной Руси, наряду с
культурой боярской олигархии и купеческих
верхов, в конце XII – начале XIII века появилась
богатая и своеобразная городская культура,
которую представляли горожане, ремесленники,
сельское население». Как отмечает Веретенников,
драматические последствия имело присоединение
Новгорода к Московскому княжеству в 1478 году.
После этого было остановлено интенсивное
строительство, начатое во второй половине XV века.
Говорится в книге и о восстановлении
архитектурных памятников, сильно пострадавших в
Великую Отечественную. Генеральный план
восстановления Новгорода был разработан под
руководством академика А.В.Щусева. В преамбуле к
плану подчеркивалось, что «город Новгород
восстанавливается как выдающийся
город-памятник, сохранивший на своей территории
большое количество древних сооружений древнего
зодчества». Уже к началу 50-х годов был
восстановлен главный новгородский собор св.
Софии.
Издание иллюстрировано рисунками-схемами и
хорошими, в том числе оригинальными, цветными,
фотографиями Сергея Дмитриева. В приложении
приведены стихи Александра Одоевского и Евгения
Клячкина о Новгороде и Пскове. Познакомившись с
ними, мы еще раз убеждаемся, что прав был
известный искусствовед Игорь Грабарь,
утверждавший: «Одна особенность придает
зодчеству новгородцев и псковичей совершенно
исключительное очарование: их здания не
вычерчены по линейкам и угольникам, а как бы
рисованы от руки». Очень удачно сказал Евгений
Клячкин о Пскове: «Помнишь этот город, вписанный
в квадратик неба, как белый островок на синем, и
странные углы косые…»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|