УЧЕБНИКИ
Научно-популярные тексты в Сети
Педагогу нужно место в Интернете, откуда он
может добывать научно-популярные тексты. Где не
одна или две новости научной жизни случайно
попали промеж разной рекламы, биополя, а куда
можно пойти и выбрать что-то путное для урока.
Признаюсь, я лез в Сеть с уверенностью, что таких
мест найду хотя бы с десяток. Рассуждал я так:
издавать журнал дорого, он должен окупаться,
потребителей на достоверную научно-популярную
информацию мало, поэтому окупаемый журнал
сделать нельзя. Но размещение в Интернете
несравнимо дешевле! В реальности же ситуация
оказалась следующей: качественных сайтов с
научно-популярной информацией очень мало.
Не претендуя на полноту, назову то, что больше
всего понравилось лично мне.
Ряд сайтов посвящен определенным специфическим
физическим темам. Это сайт www.stereoart.ru
про стереоскопию, сайт www.physics.nad.ru
с анимациями по физике и www.farad.ru
с конкурсами. Но это все не научно-популярные
сайты. Не то, что мы искали.
Довольно много в Сети отдельных неплохих
научно-популярных статей, лежащих в самых разных
местах, но ни одно из таких мест я не стану
называть, потому что сегодня на каждые три
хорошие статьи – две бредовые. А все не
перечислишь. На одном астрономическом сайте
вообще висит реклама астрологических услуг. И
ничего, оптоволокно все терпит. А медная пара –
тем паче...
Итак, в Интернете я сумел найти лишь пять мест, в
которые, как мне кажется, можно обращаться без
страха. Два из них – сетевые версии бумажных
журналов. Это журнал «Квант» по адресу www.kvant.mccme.ru и
«Соросовский образовательный журнал» на сайте www.pereplet.ru. Конечно, многие
статьи Соросовского журнала назвать популярными
никак нельзя, так как его российские издатели
просто не понимали, что может и чего не может
прочесть школьный учитель и школьник. Так что
скажем спасибо за то, что сделано.
И наконец, назову три интернетных места, не
являющихся перепечаткой конкретных бумажных
изданий. Это сайты scientific.ru, www.astronet.ru
и www.nature.ru. Первые два,
впрочем, не вполне популярны (в смысле – доступны
широкому кругу читателей), но это не слишком
страшный грех. С последним ситуация сложнее: в
разделе «Научные статьи» там популярных почти
нет, а в разделе «Популярные» – очень много не
имеющих отношения к науке. Тем не менее ни на
одном их этих пяти сайтов нет вранья и бреда,
поэтому ими можно пользоваться, не рискуя
рассказать своим ученикам какую-то глупость.
В заключение два замечания. Несмотря на неделю
поиска и просмотр примерно двух сотен сайтов, я
мог что-то и пропустить. Кроме того, замечу, что
отбор шел именно в рамках классического
определения научно-популярной литературы. Меня
интересовали сайты с текстами, в которых
популярно и достоверно излагается научный
результат и желательно путь его получения,
который может в основном понять человек средних
способностей и средней усидчивости, вполне
усвоивший школьный курс. Подчеркну, сюда не
относятся сфера астрологии, тема биополя, ауры,
зрения то ли пальцами, то ли лбом и подобное.
Да, это определение научно-популярного нынче не
является общепринятым. На одном сайте объявили
конкурс научно-популярных сайтов. И чего там
только на этом конкурсе не валяется... Как
говорила моя мамаша – ужасти подобно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|