УЧЕБНИКИ
Психоформовка против саморазвития
Как воспитать в себе внимательность.
Характеры.
Книга первая.
Как воспитать в себе послушание. Характеры.
Книга вторая.
США: Институт жизненных принципов
Период первоначального накопления капитала
совпал в нашей стране с глубочайшим обмороком
общественного сознания. Тогда-то в моду и вошли
антисоветские самоуничижительные настроения,
вскоре дополнившиеся смирением и всепрощением
(иллюстрация к этому тезису – вся плеяда
отечественных кинофильмов начала девяностых).
Настроения эти проникли не просто в глубь
сознания постсоветского социума: они стали его
фундаментом и ныне преподаются в некоторых
школах как отдельные дисциплины.
В моих руках тетрадь для ученика младших классов:
прекрасная полиграфия, изящными буквами
написано: «Как воспитать в себе внимательность».
Вроде бы неплохое для школьника дело –
внимательность. А воспитание, да еще и
самовоспитание – вообще здорово. Этому нас еще
советские учителя учили. Открываем тетрадку.
Издал ее в штате Иллинойс США некий Институт
главных жизненных принципов. Глава вторая «Как
Бог призывает нас к внимательности» уже
приподнимает завесу относительно
конфессиональной принадлежности института –
судя по всему, он католический. Но какой! Впрочем,
судите сами.
Первый совет детишкам, как быть внимательным:
«Прислушивайтесь к Богу». Затем идут примеры
того, как Иисус был внимателен. И вот что
удивительно: практически каждый пример
напрашивается на опровержение, если вы
мало-мальски знакомы с Библией. «Он слушался
родителей»: вспоминаем сцену с неприятием или
непослушанием своей матери, когда с учениками
Иисус прошел мимо нее. «Он подчинялся земным
властям»: да помилуйте, пасторы уважаемые! Не эти
ли власти распяли его за неподчинение? Дальше
вообще перл: «Он учил слушаться работодателей».
Бог ты мой! Поневоле задумаешься: а кто такие
учебники сочиняет? Не те ли, кому требуются
безропотные рабы (пусть и Божьи в данном случае)?
Тонко работают, черти! С малолетства приучают к
повиновению всяким Рональдам Макдональдам.
Обескураживает иллюстрация под названием: «Как
Бог демонстрирует важность внимательности» –
рисунок, по качеству не уступающий учебнику
биологии для старшеклассников. Оказывается,
устройство уха есть неопровержимое
доказательство внимательности Господа к
проблеме внимательности. И ведь ловко как
сделано – вроде бы чистая морфология, но тут же и
теология. Далее католики предлагают (только не
смейтесь) детям учиться внимательности у…
лесных уток. Картиночки (уточки) очень нежные,
интересные, притягивают детский взгляд. А текст в
это время утрамбовывает нужную для
богобоязненности информацию. В конце глав –
контрольные задания. На тему «Внимательны ли вы?»
задаются следующие вопросы: «Часто ли я молюсь в
уединении?», «Предстаю ли я пред лицом Бога?» и
т.д. Прямо допрос какой-то по совсем
неподходящему поводу. Очевиден крутой
религиозный уклон этой тетрадки по «воспитанию в
себе внимательности». Подчеркну –
внимательности, а не внимания. Так как внимание –
это психическая функция, а пасторы таких научных
терминов боятся.
Хотя наукообразие, хорошая полиграфия,
иллюстрации – все это наивных родителей и их
детей, безусловно, приведет в восторг.
В главе «Как быть внимательным к гражданским
властям» обнаруживаются такие красоты
проповеди, которые и без комментариев
красноречивы: «Когда вы знакомитесь с
представителем гражданской власти, выскажите
ему свое уважение, объяснив, что вы опираетесь в
данном случае на учение Библии, так как он –
слуга Божий, призванный творить добро». И еще:
«Когда власти принимают меры в отношении
отдельных лиц или выступают с заявлениями по
политическим вопросам, старайтесь точно понять
их мотивы. Часто подлинные намерения властей
остаются непонятными, и люди обижаются. Но при
внимательном рассмотрении действия могут
оказаться полезными для всех».
Что это? Уж не проповедь ли для политических
заключенных времен самодержавия? И этому учат
наших детей? Более того – тут даже специальная
главка имеется с наставлением: «Прислушивайтесь
к личным нуждам властей». Любопытное
мировоззрение складывается из таких вот
сентенций. Впрочем, что мы все вокруг да около?
Вот другая тетрадь, в которой изложено уже
непосредственно, «как научиться послушанию».
Нет, не наукам, чтобы покорить космос или глубины
океана. Нет, дерзатели и герои тому обществу,
которое создало такие учебные пособия, –
особенно в нашей неблагополучной стране, не
нужны. Послушание – вот чего ждут они от нас.
На этот раз книга издана уже, как значится на
развороте, «Американским институтом передового
обучения», но адрес тот же. Эта тетрадь уже
прямым, очень хорошо и литературно составленным
русским текстом наставляет: «Бог установил
четыре вида власти. Это родители, церковные
власти, государственные ведомства и
работодатели». Может, это включить в новый КЗОТ? И
вновь смехотворные примеры демонстрации
послушания Иисуса: «Он был послушен воле своих
родителей, религиозным старейшинам, земным
властям…». Ох, пасторы: ну простим мы вам
незнание и неуважение нашей культуры, традиций
общественного сознания, коль оно все никак не
проснется. Но вот незнание вашей же Библии как
простить? Не сам ли ушел Он из дома родителей? Не с
религиозными ли старейшинами-фарисеями спорил
Иисус? Не земную ли власть презрел, проповедуя
небесную?
Нет, братцы-пасторы: мы все же недаром считаем
Христа первым революционером! Такова, если
хотите, специфика нашего понимания Библии.
Призыв не к послушанию, а к борьбе за царство
небесное на Земле видим мы в ней.
Но наконец-то проповедники раскрывают свои
карты: «Дайте Богу управлять вашими финансами»,
«Церковным лидерам нужна ваша финансовая
поддержка». Банальные бизнесмены-обиралы эти
пасторы. До какой степени нужно не уважать
человеческую, пусть пока и детскую способность
мышления, чтобы рассчитывать такими учебниками
воспитать себе среди наших детей паству!
Но, слава науке, отечественная педагогическая
психология богата еще с 30-х годов ХХ века своим
собственным учением о развитии высших
психических функций в младшем школьном и других
возрастах. И тут мракобесам из Американского
института передового обучения делать давно уже
нечего. Основой этой теории Льва Выготского,
непревзойденного гения марксистской
культурно-исторической психологии, является
представление о том, что, учась, ребенок не
благодаря «послушанию» или «внимательности», а
рефлексивно, то есть сознательно, овладевает
такими психическими функциями, как устная и
письменная речь, внимание, мышление. Психическое
развитие – это саморазвитие, субъективный акт.
«Каждая психическая функция приходит к ребенку
дважды, – учит Выготский, – первый раз как
общественная, представленная в общении между
людьми, а второй раз как собственная, уже
индивидуальная». Таким образом, выходит, что
развивается ребенок путем присвоения
общественных навыков на психическом уровне.
Не все пасторам масленица: московским
издательством «Генезис» разработана серия
учебных пособий «Жизненные навыки» под
редакцией С.В.Кривцовой – для преподавания
психологии уже с первого класса. Ученические
тетради, размером такие же, как и католические,
пусть и не столь красочны, зато разумны и полезны.
И как приятно тут прочитать родное «тетрадь
ученика(цы)…» вместо католического «эта книга
принадлежит…»: мировоззрение умещается даже в
этих словосочетаниях. Тетрадь принадлежит
ученику так же, как он потом – Богом данному
работодателю. Собственническая доминанта
налицо.
В какой же век мы откатились благодаря
всевозможным плюрализмам и толерантности, если
рядом с разработанной последователями Л.С.
Выготского научной системой «развивающего
обучения», существующей в РФ в качестве
«альтернативной», полноправными конкурентами
себя чувствуют архаические мракобесы из
Института передового обучения? Не пора ли
взяться за головы – причем уже не за собственные,
а за детские?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|