УЧЕБНИКИ
Экзамен по "гуманитаризации"
Клименко А., Румынина В.
Экзамен по обществознанию.
Конспекты ответов.
– М.: НТЦ "Университетский",
Айрис-Пресс, Рольф, 2002
Еще лет пять тому назад на страницах «Первого
сентября» публиковались маниловские упования на
то, что предмет с «вариативным» наименованием
общество(граждано-, знание-)ведение может служить
источником не только политической пропаганды, но
и научных знаний об устройстве современного
общества (см., например, рецензию моего друга
И.Смирнова на «Граждановедение» – «ПС», 30.10.1997, http://stolica.narod.ru/obraz/n012.html).
Насколько оправдались надежды?
Пособие А.Клименко и В.Румыниной «предназначено
в помощь учащимся школ и поступающим в вузы для
подготовки к сдаче экзамена за курсы
«Обществознание (обществоведение)», «Основы
современной цивилизации», «Человек и общество»,
других общественных дисциплин» (с. 5).
Открываем «книгу, которая поможет читателю
разобрать сложные вопросы обществознания»,
наугад. Страница 43, глава «Экономическая сфера
жизни общества». Жирным шрифтом выделено
определение важнейшего – в самом деле
важнейшего! – понятия: «собственность».
«Под собственностью в широком смысле обычно
понимают отношения между человеком или группой
людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с
другой стороны».
Сразу же за определением – пояснения обычным
шрифтом: «Эти отношения заключаются в том, что
человек присваивает себе некоторые вещи,
отчуждая их от других в свою пользу. Используя
последние, собственник организует процесс
производства и извлекает доход, которым могут
быть прибыль, плата за землю, другие платежи, в
том числе и по процентам за выделенный денежный
кредит».
Вы хорошо поняли? «Разобрали сложный вопрос»?
Собственность «нового русского» на завод – это
отношения не с чиновниками, которые ему завод
подарили; не с нищими рабочими, за счет которых
успешно достраивается третий дворец под Парижем;
не с братьями по классу, мечтающими этот завод и
эту рабсилу переписать на собственный офшор – с
Каймановых островов на Крокодиловы.
Нет! Это отношения человека с неодушевленными
предметами. С железными воротами на въезде, с
бетонной стеной, со станками внутри и ящиками для
готовой продукции.
Интересно, конечно, как технически осуществимы
эти отношения, если завод находится в Сибири, а
фирма-собственник зарегистрирована, например, в
Полинезии, да еще на подставное лицо.
Мистика, однако. Телекинез.
Для сравнения – как определяется собственность
в современной серьезной литературе по
общественным наукам. «Философия истории»
Ю.И.Семенова, раздел «Категориальный аппарат»:
«Собственность есть не вещь и не отношение
человека к вещи, взятое само по себе.
Собственность есть отношение между людьми, но
такое, которое проявляется в их отношении к
вещам…» (Философия истории, М., Старый сад, 1999, с.
241, – выделено И.С.)
Представьте, что вы открываете пособие по
биологии для поступающих в вузы и там напечатано
(жирным шрифтом, для лучшего запоминания), что
приобретенные признаки наследуются и пырей при
хорошем уходе превращается в овес.
Продолжать серьезные научные дискуссии
почему-то не хочется.
Что же значат все остальные слова, а также их
комбинации, сложенные в как бы осмысленные
предложения?
Например: «Особая роль отводится духовному
воспитанию личности, становлению нравственного
облика человека ХХI века». Неужели 20 лет назад в
учебниках по научному коммунизму «духовному
воспитанию личности» отводилась какая-то не
особая роль? А «нравственный облик человека ХХI
века» – что, принципиально отличается от
нравственного облика человека ХХ? Интересно было
бы знать, в чем конкретно, чтобы заранее
подготовиться.
Или, например, «основные направления
проводящейся реформы». Начинаем прямо с «А» –
«демократизация системы обучения и воспитания».
Какие новации имеются в виду? «Концентры»?
Платное обучение? А «гуманизация» применительно
к детям в конкретных условиях 90-х годов – не
иначе как беспризорность в масштабах,
невероятных для мирного времени, и рост
заболеваемости практически всеми известными
болезнями, включая венерические (статистику см.:
Вансович Е. Две трети российских детей больны.
Подведены итоги диспансеризации. // Коммерсант,
24.04.2003).
Зато с «гуманитаризацией» все понятно. Это
именно то, что мы с вами имели удовольствие
читать.
Ради вот этого отнимаются часы у геометрии,
физики и истории.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|