УЧЕБНИКИ
Смесь американского с охотнорядским, или High tech,
low sense
Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,
Косулина Л.Г.
История России: ХХ век.
Компьютерный (мультимедиа) учебник.
– М.: Клио Софт, 2000
"Мультимедиа» на четырех CD распространяется
в разных версиях с 1997 г. и по сию пору. Это «первая
компьютерная программа, включенная в
Федеральный перечень учебников РФ», на
международных конференциях «Информационные
технологии в образовании» она признана «лучшей
учебной программой по гуманитарным
дисциплинам». На обложке CD – россыпь
разноцветных дипломов, на которых можно
разглядеть волшебные слова: «ЮНЕСКО», «МГУ»,
«Министерство», «Российская академия наук».
Видимо, перед нами работа, по которой можно
составить представление о «компьютеризации
образования». Какой смысл вкладывают в эту
«компьютеризацию» люди, присуждающие дипломы,
составляющие Федеральный перечень учебников и
распределяющие скудные ресурсы образовательной
отрасли?
Для начала оговорим следующее. Технические
средства обучения не зря называются
«средствами» – они хороши не сами по себе, а в той
мере, в какой способствуют усвоению
определенного содержания. Поэтому я не стану
оценивать компьютерный учебник по тому, как на
экране звонят церковные колокола и блестят
золотые купола (ведь именно это – главные
атрибуты ХХ века в России, не правда ли?), по
«видеоанекдотам» и по «интерактивному»
тестированию виртуальных учеников, которое тоже
предусмотрено программой, – куда же теперь без
тестов?
На технологические решения имеются свои
эксперты – программисты, мультипликаторы,
дизайнеры.
А меня интересует содержание. То, на знание чего
школьников собираются «тестировать».
Чтобы говорить с ними (и с авторами учебника) на
одном языке, начнем с раздела «Термины».
«Демократия – государственный строй, при
котором власть юридически принадлежит народу и
провозглашаются свобода и равноправие граждан.
Существовала демократия рабовладельческая,
феодальная, буржуазная, социалистическая.
Отличается от авторитарного и тоталитарного
режимов формальным признанием равенства всех
перед законом…» (выделено А.М.). Получается, что
при «рабовладельческой демократии» рабы и
рабовладельцы были формально равны перед
законом.
«Деформация – изменение формы». На самом деле не
просто «изменение», а искажение (Большой
энциклопедический словарь 1998 г.).
«Иммунология – наука о невосприимчивости
человека и животных к инфекционным бактериям».
Почему только к бактериям? Зоология – это что,
«наука о пресмыкающихся»? Нормальные
определения понятий «иммунитет» и «иммунология»
смотрите, например, в вышеупомянутом
энциклопедическом словаре.
«Митрополит – высший духовный сан христианских
священников. В церквах, где установлено
патриаршество, – второй после патриарха сан в
церковной иерархии». А есть еще церкви без
митрополитов и без патриарха, но от этого они не
перестают быть христианскими.
«Нобелевские премии» присуждаются не просто
«Шведской академией наук», как написано в
рецензируемом пособии, а четырьмя разными
учреждениями.
«Рационализм – рассудочное, без эмоций
отношение к жизни». Это бытовая интерпретация, а
в науке рационализмом называется все-таки
определенное направление философской мысли.
«Хоругвь – укрепленное на древке полотнище с
изображением Христа, святых». Чем же в таком
случае церковная хоругвь (именно ее авторы имеют
в виду) отличается от обычного флага? Может быть,
тем, что полотнище свисает вертикально?
«Эйфория – повышенно-радостное настроение».
«Радостное настроение» бывает и после повышения
зарплаты. А эйфория – такое радостное
настроение, которое не соответствует
объективным обстоятельствам.
Взрослый человек, с ученым видом объясняющий
подростку то, в чем сам толком не разобрался,
ставит себя в незавидное положение. Ведь
любознательный старшеклассник тоже может
открыть словарь – и удивиться. А я удивляюсь
тому, что ни авторы, ни эксперты, ни министерские
чиновники, ни упомянутые в аннотации «1000 и 1500
специалистов на международных
конференциях-выставках “Информационные
технологии в образовании”» не сделали этого в
течение по крайней мере трех лет.
Впрочем, нет – после пособий Г.В.Драча по
культурологии, Н.В.Загладина по отечественной
истории, В.П.Журавлева по литературе ХХ века и пр.
я уже ничему не удивляюсь.
Наверное, в оправдание «Истории России» можно
было бы сказать, что толкование сложных научных
материй авторы вынуждены приспосабливать к
уровню развития школьников, воспитанных
журналом «Cool girl», – в результате понятия
испытывают некоторую «деформацию». Но
оправдание не работает, потому что в том же самом
разделе «Термины» можно споткнуться об образцы
такой «культурологической» учености, которые
одолеет не всякий профессор.
Вот вам, дорогие школьники: «Постмодернизм –
общекультурный феномен, окончательно
оформившийся в 70–80-е годы и существовавший
одновременно с останками неоавангардизма.
Наиболее яркое выражение получил в искусстве.
Для этого течения характерно: ориентация на
«массу» и элиту одновременно; обращение к
забытым художественным традициям; стилевой
плюрализм; обращение к гротесковым образам,
иронии, аллюзии».
Что бы это все значило? И какими фактами
(произведениями искусства) «ярко»
подтверждается? Неужели романом «Мастер и
Маргарита»? По описанию похоже, только написан он
вроде бы не «в 70–80-е годы»…
А соседний раздел «Литература» укомплектован
сочинениями самих авторов пособия,
букинистическими раритетами вроде доклада
А.В.Косарева, напечатанного в 1936 г. (напоминаю: это
список литературы к школьному учебнику!), и, на
десерт, иностранной периодикой, почему-то в
основном на французском языке. Хорошо хоть не на
тибетском.
Но самый «концептуальный» раздел (см. в
«Терминах», что означает умное слово
«концептуализм») – это конечно же «Персоналии»
на 700 «важнейших политических и научных деятелей,
деятелей науки и культуры».
Может кто-нибудь объяснить, по какому
компьютерному алгоритму глава «Аслан Масхадов»
(почему-то без отчества, хотя Д.М.Дудаев – как
положено, с отчеством) в 4 (четыре) раза больше, чем
глава «Юрий Михайлович Лужков»? Что, таким
образом у школьников вырабатывается наглядное
представление о вкладе в историю того или иного
деятеля?
П.Н.Краснов – гитлеровский прислужник и
литератор-графоман – удостоен романтического
жизнеописания («...поразил негуса Менелика
искусной джигитовкой» и т.п.), в 14 раз
превосходящего по объему биографию Ю.А.Гагарина.
Н.А.Бердяев сделал для России в 6 раз больше, чем
И.В.Курчатов, и в восемь раз больше, чем
С.П.Королев, и был он, оказывается, «выдающийся
русский ученый-философ». Ср. с А.П.Чеховым и
Л.Н.Толстым, которые просто «русские писатели».
Не «выдающиеся». Странная формулировка –
«ученый-философ» через дефис – то ли отличает
Н.А.Бердяева от других философов («неученых»), то
ли избавляет от необходимости уточнять, в какой
конкретно дисциплине он был «выдающимся ученым»,
то есть автором оригинальных исследовательских
работ, значительно продвинувших вперед
соответствующую науку.
Вместе с Н.А.Бердяевым «проблемы самобытности
российской истории» раскрывал другой
«крупнейший философ» – В.В.Розанов. Про его
достижения сказано конкретнее. Оказывается, он
«проповедовал культ национальных истоков»
(балто-славянского единства, что ли?) и обнаружил
«трагическую завершенность российской истории в
октябре 1917 года». Если так, то чему посвящены три
четверти рецензируемого учебника? Пустому месту?
Что касается прочих (не столь «крупных»)
«деятелей культуры», то О.Н.Ефремову выделены с
барского плеча 3 (три) строчки, Г.А.Товстоногову,
А.В.Эфросу и А.Г.Герману – по 2 с половиной (вот
так: «Эфрос Анатолий Васильевич (1925 – 1987).
Режиссер. Поставил «В добрый час!» (В. Розова),
«Дон Жуан» (Мольера), «Женитьбу» (Н.В.Гоголя) и
др.»), а Е.А.Евтушенко – 1,5 (полторы) строчки
эксклюзивной информации. Даже не верится, что
столь незначительная личность, о которой
совершенно нечего сказать, удостоена упоминания
в авторитетном «мультимедиа». Авторы героически
вымучивают из себя по нескольку общих слов об
ученых, писателях, режиссерах, преодолевая
полнейшее отсутствие интереса к их личностям и к
тем действительно выдающимся достижениям,
которыми они прославили Отечество.
Зато об А.А.Проханове мы узнаем не только, что он
главный редактор газеты «Завтра» и «основатель и
лидер движения «День», но и нечто совсем
неожиданное – что в спектакле «Село
Степанчиково» он играл Фому Опискина. Лично я
подобрал бы для него другие роли в спектаклях по
Достоевскому (таковые найдутся и в «Бесах», и в
«Братьях Карамазовых»). А если не придираться к
ошибкам макетирования, то скажите на милость, за
какие заслуги А.А.Проханов вообще попал в
«Персоналии»? За литературные? Кто-то всерьез
полагает, что его вклад в литературу больше, чем у
братьев Стругацких или В.С.Розова? Значит, как
общественный деятель? Тогда авторы учебника
должны внятно обозначить его общественную
позицию. Ничего подобного! В соответствующем
параграфе учебника (50.2) А.Проханов представлен
просто как консерватор, через запятую с Сергеем
Михалковым – «те, кто выступал за сохранение
традиционного пути».
В отличие от А.А.Проханова А.Ф.Лосев
действительно крупная фигура в своей области
(филология, античная эстетика, история
философии). Но обратите внимание: другие, ничуть
не менее авторитетные советские литературоведы
и исследователи древних языков – В.Я.Пропп,
Ю.В.Кнорозов, В.М.Иллич-Свитыч и др. – не
заинтересовали составителей «Персоналий».
Почему? Ответ мы находим в параграфе, посвященном
культуре 90-х годов: оказывается, именно в эти годы
труды А.Ф.Лосева «вернулись к отечественному
читателю». Но позвольте! В последние десятилетия
своей долгой жизни А.Ф.Лосев – вполне
благополучный советский профессор. Как с
удовлетворением отмечалось в тогдашних
энциклопедиях, он «марксист с 30-х годов». Работы
его в тех областях, где он действительно являлся
специалистом, были доступны любому желающему.
Что же «вернулось» в 90-е годы из обширного и
разнообразного лосевского наследия?
«Имяславие»? Специфический взгляд на
Возрождение и Просвещение, которые якобы
разрушили «истину» благостного Средневековья?
Или глубокие научные изыскания про то, что
«еврейство со всеми своими диалектическими
последствиями есть сатанизм”? (См. об этом:
Земляной С. Клерикально-консервативная
мифологическая дистопия: Алексей Лосев // Русский
журнал, 9.10.2000. http://www.russ.ru/politics/meta/20001009_zemljano-pr.html
.)
Манипулирование эпитетами и подмена понятий
(«ученый» и «политический публицист»,
«философия» и «оккультизм», «консерватор» и
«провокатор») формирует у школьников совершенно
искаженную – «деформированную» – иерархию
культурных ценностей. Искусственно раздувается
авторитет определенной группы деятелей, которые
работали в разных сферах и с разными
результатами (вплоть до нулевых), но
придерживались схожих общественно-политических
взглядов. Характерные черты этой идеологии
(«вернувшейся к отечественному читателю») –
национализм, неприкрытая враждебность к
демократии и просвещению.
Забавно, что люди, почитавшие Средневековье за
потерянный рай, навязываются школьникам в
Вольтеры при помощи новейших достижений
научно-технического прогресса.
Если кто забыл, напомним: школа у нас «вне
политики», и ее де… де… и не выговоришь! –
«деидеологизация» – одно из главных достижений
образовательной «реформы» 90-х годов.
Далее мы можем увеличить объем рецензии раза в
два и проследить, каким образом в
«мультимедиа-учебнике» рассматриваются
проблемы, например, экономики. Примерно так же,
как культуры и идеологии, только соцзаказ
просвечивает не клерикально-монархический, а
либеральный. Всерьез – как исторический факт –
воспроизводится агитпроповская легенда про
ельцинских министров, которые, оказывается,
стремились «сформировать» (!) в России «средний
класс» собственников из «большинства населения»
(п. 52.1).
Уж так старались, так старались – только что
дустом не пробовали.
В соответствии с требованиями вечно живого
учения «постмодернизма» методология в учебнике
чрезвычайно «плюралистична», или «клочна», как
сказал бы Д.И.Хармс. Некоторые фрагменты написаны
с научных, материалистических позиций, например
проблема политического самоопределения
дореволюционной буржуазии излагается примерно
по А.Я.Авреху (п. 4.2), а он был действительно
крупный исследователь «самобытности российской
истории». Движение компьютерной мышки – и перед
нами возникают главные предпосылки сталинского
режима: «марксистская теория» и
«психоментальные установки» (см. «Выводы и
обобщения» к разделу 3). Что первично, что
вторично – «психоментальные установки» или
экономика, идеалы или интересы – бог весть.
С середины 90-х годов вышли десятки подобных
учебников на бумаге. От перемены носителя
содержание не меняется. Учиться по ним нельзя,
потому что человек, который историю не знает,
вряд ли в состоянии заранее предугадать, в каком
параграфе ему скажут правду, а в каком… как бы
это сформулировать дипломатичнее? – введут в
некоторое заблуждение. А человек, который
историю знает, найдет себе другое чтение. И
другие компьютерные игры.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|