Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Физика и астрономия в походе и на природе

В.И. Елькин, Л.Д. Гармаш, Э.М. Браверман
Физика и астрономия в походе и на природе.
Учебное пособие. –
М.: Школьная пресса, 2003

Школьники, попавшие в когтистые лапы педагога в походе, обречены. Телевизора нет; плеер заботливый «препод» изъял на вокзале и прилюдно бережно опустил в урну; мама с папой чистую рубашечку на утречко не готовят и манную кашку в кроватку не несут. Началась новая жизнь: в небе летит птица, тракторист оглашает поля и веси ненормативной лексикой и пытается выдернуть из грязи телегу с компостом, рюкзак греет спину, рядом идет соученица. А проклятый «препод» вопрошает: почему летит птица, как надо дергать телегу, почему греет и зачем идет? Зачем стреляет глазками?
Книга посвящена одной проблеме – как научить физическому видению мира – и предлагает ее оригинальное решение: вывести школьника на природу, ткнуть в нее носом и спросить: почему? В надежде на то, что организм, на какое-то время избавленный от непрерывного оболванивания, изумленно захлопает глазами и ответит. Именно поэтому основную часть книги составляют вопросы; есть также некоторые физические соображения об устройстве и использовании туристского и горно-туристского снаряжения и программа вполне забавного спектакля на астрономические темы.
Теперь займемся ловлей блох. Неаккуратно приведено рассуждение о подъемной силе и срыве тента с палатки, ведь подъемная сила возникает всегда, когда есть разность скоростей по разные стороны обтекаемого потоком тела. Далеко не все пластмассовые кружки размягчаются при 100°С и трескаются, если их, наполнив кипятком, поставить на снег. Нагрузка, указанная на карабине как предельная, – это не нагрузка разрыва. Если бы алюминиевый карабин мог работать как стальной при втрое меньшем весе, то кто бы пользовался стальными? Это правда, что острые зубья кошек увеличивают давление на опору, но писать, что это увеличивает трение, без комментариев нельзя, так как в школьном учебнике это представляется иначе. Реакция опоры, действующая на клин, вбитый в лед, не удерживает его, а, наоборот, выталкивает (держит его трение). Энергозатраты в походе не стоит указывать с точностью 0,01%, ведь таким указыванием мы приучаем школьников к тому, против чего направлена вся данная книга, – к игре в цифры, никак не связанные с реальной жизнью.
Самоделки для похода – вещь полезная. Но делать самим компас из спичечной коробки, предварительно разобрав или сломав компас (а иначе где взять стрелку)… Зачем это? Почему в маятнике должен быть груз именно в 20 г? Что говорит по этому поводу школьный учебник? (Посмотрите сами.) Коврик из пенополиэтилена, как предлагают авторы, сделать трудно, так как такого материала, кажется, нет. Есть пенополипропилен, полиэтилен, пенопласт и поролон – каждый со своими плюсами и минусами. Вот их бы и перечислить.
Носить с собой в поход зеркальце – идея хорошая. Действительно, в комплект армейского спасжилета зеркальце входит. Но я ни разу не видел, чтобы его реально брали с собой для сигнализации, а уж в наше-то время если что и берут для этой цели, то спутниковый телефон и GPS. Впрочем, зеркальце у лучшей части группы и так есть.
А вот что касается нагрева камня на костре и расположения его в палатке на поленнице, то это целый венок сонетов! Во-первых, где в палатке свободное место для поленницы и камня? Во-вторых, подумайте сами и спросите школьников, как будет меняться со временем температура его поверхности? Был случай, когда товарищ нагрел-таки камень, «остудил» его, взял в спальный мешок и заснул. Через некоторое время начал ворочаться, потом проснулся и с такой хорошей скоростью покинул спальный мешок... Кроме того, уже несколько десятков лет есть и каталитические грелки, и грелки с фазовым переходом. Конечно, греют палатки и примусами, но они требуют непрерывного надзора.
Отсутствие редактирования – общая беда многих выходящих сейчас познавательных книг. Очень хочется кинуть в них нагретый на костре камень, но что тогда кидать в научно-популярный журнал, который молекулу водорода называет атомом кислорода (это не шутка), и в уважаемую газету, которая пишет, что светодиоды – основа современной энергетики.
И все-таки книга «Физика и астрономия в походе и на природе» – нужная и полезная. Как человеку, умирающему от голода, полезен любой кусок, даже без масла. Любые десять минут, на которые удастся оторвать наших школьников от ящика с глупостями и враньем, от алсу с киркоровыми, – все во благо. А если их удастся вытащить на природу, то вдвойне. А если при этом удастся задать им вопрос по физике, то втройне. А если услышать ответ – я уж не знаю, во сколько раз будет лучше. Во много.

Леонид АШКИНАЗИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru