Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Учебная литература: права и обязанности школьного библиотекаря

Почти половину фонда “среднестатистической” школьной библиотеки составляют учебники. Важность данного ресурса чрезвычайно велика, и поэтому в отрасли ведется постоянный мониторинг учебных фондов. Он позволяет считать, что большинство общеобразовательных учреждений (ОУ) располагает только основными учебниками Федерального перечня, что “ограничивает выбор учителей и учащихся, затрудняет реализацию вариативных учебных программ, дополнительных учебных курсов и дисциплин” (4, с. 34–35). Негативно влияет на состояние учебных фондов отсутствие регулярных и достаточных поступлений новой учебной литературы. В 2001/02 учебном году исследователи отмечали, что “доля новых учебников в библиотеках не превышает 20%, около 16% составляют морально устаревшие, а 32% – физически изношенные книги. Средний “возраст” используемых в школах учебников составляет 5–6 лет (48,7% – это учебники, используемые 4 года и более, 28,9% – 2–3 года)” (5, с.23). К 2002/03 учебному году объем новых учебников вырос до 31%. Однако “более чем в 30 регионах физически изношенные учебники составляют 405 библиотечных учебных фондов” (8, с.17).
Нехватка средств на приобретение учебников заставляет библиотекарей использовать нетрадиционные способы их получения: обмен и заимствование изданий из других школ, закупку на средства, получаемые за утраченные читателями издания, макулатуру и др. В отдельных регионах библиотеки закупают в конце учебного года уже ненужные школьникам учебники, что значительно удешевляет пополнение библиотечных фондов (4, с.90). Возможны и специальные решения. Например, в Новгородской области пособия, приобретенные на средства общешкольного целевого фонда (средства родителей), решено просто передавать в библиотеку школы, где они становятся ее собственностью (6, с.37).
Выявление, отбор, заказ, получение, учет учебников идут под контролем специалистов органов образования, но практическую целенаправленную работу в данном направлении ведут школьные библиотекари (2; 3). В связи с ростом закупок за счет родительских средств были изучены мнения педагогических работников о том, кому и на каких условиях целесообразно поручать эту работу (4, с.80–83). Предпочтение, оказанное в ряде регионов именно библиотекарям, свидетельствует об их высокой компетенции в данном вопросе. Сегодня школьному библиотекарю требуется знание репертуара учебников с учетом типа и профиля своего учебного заведения, осведомленность об ориентации каждого из учебников (а число вариативных учебников для одного класса доходит порой до 15 названий!) на определенные педагогические технологии, используемые преподавателями каждого предмета. Получить эти знания можно, лишь систематически отслеживая информацию о подготовке и выпуске учебников и новшествах, вводимых в учебный процесс школы. Библиотеки осуществляют, контролируют процесс работы с учебниками и регулярно отчитываются о ней перед органами управления образованием. Закрывать на это глаза – значит отрицать функцию школьной библиотеки, ставшую для нее основной. Вместе с тем эту работу нужно по-новому осмысливать и проектировать (2).
Единовременная выдача комплекта учебников в сентябре сегодня осталась далеко в прошлом. Работа ведется в течение всего года, что связано с круглогодичной поставкой изданий, выпуском новых, использованием альтернативных учебников, необходимостью обращения при изучении отдельных тем и подготовке рефератов и докладов к изданиям прошлых лет, учебникам по различным предметам, для разных классов.
Нужно изживать ситуацию, когда учебные издания практически не пропагандируются и места в системе традиционных библиотечных мероприятий по продвижению литературы к читателю им не находится.
Таким образом, работа с учебным фондом значительна по объему, разнообразна по содержанию и технологиям и требует весомых трудозатрат. Сегодня мы предлагаем для обсуждения проект должностной инструкции заведующего отделом (сектором) учебной литературы школьной библиотеки. Критические замечания по содержанию инструкции просим присылать по электронной почте (E-mail: nameot@gnpbu.ru) или на почтовый адрес газеты “Первое сентября” с пометкой «в приложение “Учебники”».

1. Галуга М.В. О комплектовании школьных библиотек//ШБ. 2000. № 2. С.18–24.
2. Зуева Е. Книга “второго сорта” или “Клондайк” в подвале?//ШБ 2001. № 6. С.7–13.
3. Зуева Е. Один против лавины учебников// “Первое сентября”. 1999. 8 мая. С.7.
4. Осетрова Н.В. Обеспечение общеобразовательных учреждений учебной литературой: состояние, проблемы и перспективы (по результатам исследования в 5 регионах России)/ Н.В.Осетрова, А.И.Смирнов; Под ред. В.А.Болотова. М., 2001. 176 с.
5. Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании/ Н.В.Осетрова, А.И.Смирнов, А.В.Осин. М., 2002. 142 с.
6. Положение о порядке создания, обновления и использования учебного библиотечного фонда школы//Аверкин В.Н. Организационно-управленческая деятельность комитета образования Новгородской области по учебному книгообеспечению в условиях вариативности образования/В.Н.Аверкин, Т.В.Уткина, С.М.Федышин. В.Новгород, 1999.
С. 36–39.
7. Примерные штаты библиотек общеобразовательных учреждений: Проект//ШБ. 2003. № 6. С.4.
8. Растимешин Д. Платные учебники: Взгляд закона, министерства, Госдумы…// Б-ка в школе. 2003. № 12 (96). С.16–18, 47–48.

Евгения ЗУЕВА,
зав. научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, засл. работник культуры

Примерная должностная инструкция заведующего отделом (сектором) учебной литературы библиотеки общеобразовательного учреждения. Проект (разработчик Е.М.Зуева)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Наименование должности по штатному расписанию – заведующий отделом (сектором) учебной литературы библиотеки общеобразовательного учреждения (ОУ).
1.2. Заведующий отделом (сектором) назначается директором ОУ из числа специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет, по представлению заведующего библиотекой.
1.3. Заведующий отделом (сектором) находится в непосредственном подчинении заведующего библиотекой ОУ и выполняет его устные и письменные распоряжения. Дополнительно к распоряжениям заведующего библиотекой выполняет устные и письменные распоряжения директора ОУ (в его отсутствие – заместителя директора), специалиста (методиста) по библиотечным фондам учебной литературы органа управления образованием.
1.4. Заведующий отделом (сектором) несет полную ответственность за результаты деятельности отдела (сектора) и библиотеки ОУ в пределах своей компетенции.

II. ФУНКЦИИ

Заведующий отделом (сектором):
2.1. Выполняет функции планирования и организации деятельности отдела (сектора), учета и отчетности о его работе, стимулирования и координации деятельности как подразделения библиотеки ОУ.
2.2. Разрабатывает технологическую документацию, в том числе по учету учебных изданий, о порядке исключения документов из библиотечного фонда учебников, должностные инструкции сотрудников отдела (сектора) библиотеки и пр.
2.3. При отсутствии в штате отдела (сектора) других сотрудников осуществляет все виды деятельности, связанные с формированием фонда, аналитико-синтетической переработкой, использованием учебной литературы.

III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Руководит отделом (сектором), осуществляющим весь комплекс работы с учебной литературой.
3.2. Разрабатывает тематико-типологическую модель (тематико-типологический план комплектования, ТТПК) учебного фонда школьной библиотеки.
3.3. Ведет мониторинг рынка учебных изданий; следит за ежегодными изменениями в Федеральных перечне и каталоге, региональном комплекте учебников; контролирует наполнение учебниками линий отдельных педагогических технологий, используемых педагогами школы.
3.4. Осуществляет диагностику состояния учебного фонда библиотеки; готовит и предоставляет аналитическую информацию об обеспеченности контингента школы учебниками администрации образовательного учреждения, а также, по запросам, органам управления образованием.
Участвует в разработке предварительного заказа школы на учебники на очередной учебный год:
– консультирует педагогов при составлении заявок;
– участвует в сборе и обобщении заявок;
– проводит корреляцию заказа с наличием изданий в фонде и собственности учеников.
3.5. Оформляет заказы на учебную литературу, направляет их в методический центр, отслеживает их выполнение.
3.6. Совместно с педагогами организует информирование учащихся и родителей о содержании учебного комплекта для каждого класса на очередной учебный год.
3.7. Организует работу по обмену учебниками с другими школьными библиотеками региона; при необходимости организует обмен, продажу и покупку подержанных учебных изданий.
3.8. Производит учет и обработку поступивших учебных изданий:
– ведет Книгу суммарного учета учебников;
– создает и ведет картотеку учебников;
– использует компьютерные технологии учета и отчетности с использованием специальных программ или электронных таблиц Microsoft Excel.
3.9. Организует фонд учебной литературы в соответствии с технологическими требованиями к размещению и хранению учебной литературы в отдельном библиотечном помещении:
– дополняет фонд учебников другими видами учебных изданий: решебниками, задачниками, учебными книгами в помощь изучению предметов и т.д.;
– использует учебные издания на нетрадиционных носителях информации (электронные учебники и т.д.);
– производит отбор устаревших и ветхих изданий, оформляет их списание;
– проводит операции по замене учебной литературы в случае ее порчи и утраты читателями;
– разрабатывает меры по обеспечению сохранности библиотечных учебников, проводит беседы с учащимися и их родителями, организует мелкий ремонт изданий.
3.10. Организует массовую выдачу учебников педагогам и школьникам в начале года и сбор их в конце года;
организует использование учебников, имеющихся в библиотеке в недостаточном количестве;
налаживает повседневное обслуживание учебной литературой школьников и педагогов как в режиме абонемента, так и в режиме читального зала;
устраивает выставки, презентации новых учебных изданий, массовые мероприятия, связанные с историей и использованием учебников, и т.д.
3.11. Систематически информирует педагогический коллектив о наличии учебной литературы в библиотеке, поступлении новинок, сообщает о создании новых авторских линий, выпуске переработанных, альтернативных учебников, статьях и рецензиях на них.
3.12. Организует ведение библиографических тематических картотек (баз данных), раскрывающих содержание учебной литературы, содействующих интенсивному использованию учебной литературы как источника информации при подготовке докладов, рефератов и пр.
3.13. Разрабатывает и проводит уроки информационной грамотности по темам, связанным со спецификой использования учебной литературы, типовым и видовым ее составом.
3.14. Проводит аналитическую работу по изучению состава и использования фонда учебной литературы в библиотеке.
3.15. Изучает передовой опыт работы учебных библиотек с данной литературой, анализирует его и внедряет в работу отдела (сектора).
3.16. Проводит научные исследования в области библиотечной работы с учебным фондом, готовит предложения по совершенствованию технологических процессов его формирования и пользования им.
3.17. Координирует деятельность отдела учебной литературы с другими подразделениями библиотеки, образовательного учреждения, школьными и прочими библиотеками региона.
3.18. Поддерживает тесный контакт с методистом (специалистом) по библиотечным фондам учебной литературы города (района).
3.19. Разрабатывает план работы отдела как составную часть библиотечного плана, учитывает и отчитывается о деятельности отдела перед заведующим библиотекой.
3.20. Систематически повышает свою квалификацию как специалиста по работе с учебной литературой.

IV. ПРАВА

Заведующий отделом (сектором) библиотеки имеет право:
4.1. По поручению заведующего библиотекой действовать от имени библиотеки ОУ и представлять ее по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2. Самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим в творческую деятельность отдела (сектора).
4.3. Получать информацию, в том числе и конфиденциальную, необходимую для реализации его функций и эффективного исполнения обязанностей.
4.4. Давать распоряжения и указания сотрудникам отдела (сектора) и контролировать их выполнение.
4.5. Вносить предложения по совершенствованию деятельности отдела (сектора) и библиотеки, техническому обеспечению, поощрению и порицанию сотрудников своего подразделения.
4.6. Входить в состав рабочих групп и комиссий по подготовке и реализации проектов развития обеспечения ОУ учебной литературой, участвовать в разработке коллегиальных решений.
4.7. Участвовать в работе регионального методического объединения библиотечных работников ОУ.
4.8. Не реже 1 раза в 5 лет проходить подготовку на курсах повышения квалификации (преимущественно с отрывом от производства), участвовать в научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях по профилю деятельности отдела (сектора).
4.9. Проходить аттестацию и претендовать на получение более высокого разряда по оплате труда.
4.10. Совмещать профессии, получать доплату за расширение зон обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды (в соответствии с федеральным и региональным законодательством).

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность:
5.1. За нарушение действующего законодательства, требований организационно-правовых и технологических документов, которыми должен руководствоваться в своей деятельности.
5.2. За задержку исполнения или неисполнение обязанностей, неиспользование и неполное использование своих прав.
5.3. За сохранность собственности библиотеки в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5.4. За подбор, расстановку и воспитание кадров отдела (сектора) библиотеки.

VI. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

6.1. Согласует планы работы отдела (сектора), проекты технологической документации по работе с учебниками с администрацией ОУ.
6.2. Получает необходимые для формирования фонда учебников сведения от педагогов, администрации ОУ и методиста (специалиста) по фондам учебной литературы органа управления образованием.
6.3. Передает методисту (специалисту) по фондам учебной литературы органа управления образованием заказы на приобретение учебников.
6.4. Поддерживает связь с техническими службами ОУ по вопросам функционирования средств новых информационных технологий отдела (сектора).

VII. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Заведующий отделом (сектором) библиотеки:
7.1. Тарифицируется согласно штатному расписанию по 10–12 разрядам, в зависимости от группы по оплате труда, к которой отнесена библиотека, либо согласно условиям, предусмотренным контрактом.
7.2. Имеет льготы и право на иные особенности регулирования труда, устанавливаемые профессиональными (тарифными) и специальными (региональными) соглашениями, а также коллективными договорами.
7.3. Выполнение других работ и обязанностей, не связанных с библиотекой, оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru