Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Трудно молодым. Трудно с молодыми

Этот текст – отрывок из книги «Идентичность: юность и кризис» Э.Эриксона, известного американского психолога – написан в шестидесятые годы, незадолго до эпохального 1968 года, ставшего вехой в развитии западной культуры. Размышления Эриксона об отношениях старшего и младшего поколений, оказавшихся на стыке эпох перед необходимостью вырабатывать новую идеологию, новые нормы поведения и ценности, поражают своей современностью, актуальностью для российского общества.

Старшее поколение в какой-то степени пренебрегло своим долгом и не предложило молодежи сильных идеалов, которые нужны для формирования молодого поколения – хотя бы для того, чтобы молодежь могла восстать против хорошо сформулированного набора старых ценностей.
По телевидению был показан один документальный фильм о молодых людях, проживающих в Лексингтоне, штат Массачусетс. Выбор города, полагаю, объясняется тем, что Лексингтон – колыбель американской свободы. Этот фильм с необычайной откровенностью продемонстрировал поведение свободных молодых американцев. Родителей, за исключением одной матери, распахнувшей свой дом для молодежи, мы видим только во время собрания, на котором подростки обсуждались так, как если бы они были пришельцами с другой планеты. Именно так средства массовой информации и показывают молодежь. Родители стараются держаться подальше. Одобрение часто сменяется у них негодованием, и нередко создается впечатление, что молодежь предпочла бы избавиться от жестких родителей, чем иметь таких, которые вообще не стоили бы упоминания.
Эта молодежь в целом не нуждается в нас. Да мы, кажется, и не считаем, что наши теории должны принимать их во внимание
Можно сказать так: при любой технологии и в любой исторический период есть люди («правильно» воспитанные), которые успешно приспосабливаются к господствующей идеологии. Они могут опереться на культурное единство, которое дает им подтверждение подлинности их бытия. Только подобная сплоченность обеспечивает систему координат, хотя многих или большинство людей она ставит в очень узкие рамки или заставляет трудиться по принуждению или довольствоваться низким статусом.
История культур, цивилизаций и технологий – это история таких консолидаций. Так как наша цель – «здоровая психология», мы должны научиться понимать суть этой культурной консолидации – ведь она и наследует Землю.
Двадцать лет назад мы говорили, что американская молодежь антиидеологична. Да, она превозносила определенный образ жизни – комфортный. Для молодежи идеология стала отождествляться с политикой.
С тех пор некоторые молодые американцы, проявившие себя в движении за гражданские права, доказали, что они способны переносить непривычные лишения и подчиняться дисциплине, если в основе их деятельности – идеология, направленная на реальные и универсальные нужды. Действительно, в таких делах, как противодействие гонке вооружений, молодежь оказалась более дальновидной, чем многие взрослые. К ужасу своих родителей, подвергшихся промыванию мозгов во времена маккартизма, она восстановила в правах некоторые идеалы, утраченные родителями.
Несомненно, мы еще станем свидетелями трагической переоценки первых попыток молодежи самой, в противостоянии нам, ритуализировать свою жизнь и переоценки старшего поколения, которое слишком легко и быстро отказалось от функции законодателя и критика. Ведь без лидера, которому в случае необходимости оказывается сильное сопротивление, молодые гуманисты могут остаться не у дел.
Уже сегодня простое разделение на старшее поколение, то есть поколение родителей, и молодое, то есть поколение людей, еще не ставших родителями, достаточно устарело. Традиционные способы старения не успевают отлиться в общественные институты так быстро, чтобы молодое поколение могло непосредственно следовать за старшим или, напротив, оказать ему революционное сопротивление. Например, старение будет проходить (или уже сейчас проходит) совершенно по-разному для тех, кто не соответствует более современным профессиональным требованиям, и для тех, кто на что-то еще способен. Точно так же молодое взрослое поколение будет делиться на старших и младших взрослых, при этом не слишком молодые и не слишком старые специалисты, вероятно, займут положение главных арбитров. Их влияние в значительной мере заменит традиционное родительское.
Относительный отход от дел родителей и появление молодых взрослых специалистов – постоянной и постоянно сменяющейся авторитетной силы – приведет к тому, что старшая молодежь, ведомая этой молодой силой, должна будет брать на себя все большую ответственность за младших молодых, а также и ответственность за ориентацию специалистов в старшей молодежи.
Но сделать это можно, лишь признав и развивая в старшей молодежи присущую этому возрасту этическую способность. То, что мы постоянно недооцениваем этот потенциал и даже патерналистски отрицаем его, не нравится молодежи гораздо сильнее, чем наши вялые и неэффективные попытки поддерживать порядок с помощью запретов.
Этика будущего будет озабочена не столько взаимоотношениями поколений, сколько взаимодействием отдельных людей.

Эрик ЭРИКСОН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru