ПАРАДОКСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
«Мы надеемся, что через год-два получим
двустороннюю спутниковую связь», –
говорит директор школы, где всего две
недели назад установили спутниковую антенну
одностороннего доступа
Наш корреспондент Овена Корсунова
побывала в одном из районов Тверской области, где
в нескольких школах уже установлены спутниковые
тарелки. Как выяснилось, во всех этих школах
серьезные проблемы с телефонной связью, поэтому
нормальный доступ в Интернет невозможен. Тарелки
работают только на прием учебной информации,
которую должно рассылать по всей стране
образовательное ведомство. Пока единственным
файлом, который получили в школах, оказался Закон
«Об образовании».
Школа – обычная
общеобразовательная, на 300 учеников шесть
компьютеров. Хороших. Это те, что пришли в
позапрошлом году по программе «Дети России».
Прежние машины, совсем доисторические, выбросили.
Из 22 учителей компьютером умеют пользоваться
четверо. Примерно у десятой части учеников есть
компьютеры дома. В школе курс информатики
изучают только старшеклассники. В прошлом ноябре
школа получила комплект компакт-дисков с
обучающими программами. Учитель информатики
поясняет, что все 20 с лишком CD в библиотеке, кроме
одного. Этот диск – «Internet Explorer 5,0». «Далеко не
убираю, потому что ребята частенько просят», –
говорит она.
В поселке есть точка доступа в Интернет. А в самой
школе телефон работает с перебоями. Иногда
сутками невозможно никуда дозвониться. С таким-то
качеством связи пользоваться телефонной линией
для выхода в Интернет нечего и думать. Значит,
обратный канал связи создать не удастся. Поэтому
по спутниковому каналу школа будет получать
только ту информацию, которую предоставит
министерство. Этакое спутниковое
образовательное телевидение.
«Мы надеемся, что через год-два получим
двустороннюю спутниковую связь. Нам обещали», –
говорит директор школы.
…В прошлом году школа раскошелилась и купила для
своего компьютерного класса еще и принтер.
Сканер учитель информатики принесла из дому.
– Я не умею пользоваться Интернетом, но нового не
боюсь, – улыбается она.
Школа – одна из самых сильных в районе.
85% выпускников поступают в вуз. Здесь работает
психолог, единственный на весь район. Однако с
компьютером пока умеют обращаться немногие дети
и учителя. В школе также большие проблемы с
телефонной связью – идет постоянный обрыв
сигнала в линии.
Старые машины здесь выбрасывать не стали – ведь
занимаясь на них, хоть клавиатуру освоить можно.
Пытаются использовать на уроках те самые CD (напомним,
в прошлом году в сельские школы страны поступили
одинаковые комплекты).
– За год нам удалось провести 3–4 таких урока,
правда, только для тех ребят, кто имеет хорошие
пользовательские навыки. Надеемся, эстафету
подхватит молодой учитель физики. Он после
пединститута, так что с компьютерами «на ты».
Эта школа – новостройка. На первом
этаже уже занимаются дети, на втором – еще
царство строителей, голая проводка, песок на полу.
Здание построено по специальному проекту,
продумано под сельские условия. Есть, например,
кабинет естественных наук с выходом сразу в три
лаборантские: физическую, химическую и
биологическую.
– Мы возлагаем на эту школу большие надежды. Если
родители соседних учебных заведений захотят
перевести сюда своих детей, организуем подвоз, –
говорит начальник районного управления
образования.
Проект школы создавался в 90-м году, и
компьютерный кабинет там не значился, но под него
решили отдать бывшую пионерскую. Пока в ней всего
три компьютера, и в ближайшее время пополнения не
предвидится. В старом здании компьютер стоял в
учительской, и дети на уроках смотрели там
учебные видеоролики.
Учителя говорят, что Интернет этой школе
необходим. Но в прошлогодних списках на
установку спутниковых антенн новостройка не
значилась, ее просто не существовало. Так что
выход в Сеть через спутник этой школе не грозит. А
наземный выход собирается взять на себя районное
управление образования. Если будут деньги.
В школах, где мы побывали, качество
связи оказалось различным.
В одной из школ – высокий, до 75%, уровень сигнала,
а его качество колеблется от 0 до 50%. (Учителя
собираются позвонить соседям, чтобы выяснить,
как обстоят дела у них.) В других школах уровень и
качество достигают 90-100%, но не загружаются
контрольные файлы.
Комментирует начальник отдела
спутникового и кабельного телевидения ООО ТВ
«Развитие» Дмитрий ТРУСОВ, г. Железногорск (Красноярск-26):
– Параметр «уровень сигнала» показывает,
сильный или слабый сигнал поступает со спутника,
на который настроена антенна. Допустимое
значение уровня, при котором возможен прием
данных, – 40%. Параметр «качество сигнала»
показывает, с каким количеством ошибок
считывается пришедшая информация. Чем ниже
качество, тем ошибок больше. Допустимое значение
этого параметра – 75%.
В принципе на одной территории не должен
наблюдаться большой разброс показателей уровня
и качества сигнала. Вероятно, в школе, где
качество сигнала падает до нуля, была допущена
ошибка при установке самой антенны. Или антенна
изменила свое положение, скажем, из-за ветра.
Нужно снова обратиться к специалистам, которые
монтировали оборудование.
Что касается файлов, которые не получается
открыть, скорее всего причина в отсутствии
необходимого программного обеспечения на
школьном компьютере. Трудно сказать, кто должен
отвечать за то, чтобы оно было. В госконтракте
этот пункт не обговорен в отличие, например, от
других требований (компьютеры, для которых
устанавливается антенна, должны быть по мощности
не ниже Pentium 3, иметь CD-ROM). Видимо, для трансляции
интернет-данных в школы для начала лучше будет
использовать файлы широко распространенных
форматов вроде Word или Excel. Вряд ли школы смогут
сразу принимать мультимедиа (музыкальные и
видеозаписи), а может быть, и архивированные
файлы.
Овена КОРСУНОВА, Сергей ЛЕБЕДЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|