Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПАРАДОКСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

«Мы надеемся, что через год-два получим двустороннюю спутниковую связь», –

говорит директор школы, где всего две недели назад установили спутниковую антенну одностороннего доступа

Наш корреспондент Овена Корсунова побывала в одном из районов Тверской области, где в нескольких школах уже установлены спутниковые тарелки. Как выяснилось, во всех этих школах серьезные проблемы с телефонной связью, поэтому нормальный доступ в Интернет невозможен. Тарелки работают только на прием учебной информации, которую должно рассылать по всей стране образовательное ведомство. Пока единственным файлом, который получили в школах, оказался Закон «Об образовании».

Школа – обычная общеобразовательная, на 300 учеников шесть компьютеров. Хороших. Это те, что пришли в позапрошлом году по программе «Дети России». Прежние машины, совсем доисторические, выбросили. Из 22 учителей компьютером умеют пользоваться четверо. Примерно у десятой части учеников есть компьютеры дома. В школе курс информатики изучают только старшеклассники. В прошлом ноябре школа получила комплект компакт-дисков с обучающими программами. Учитель информатики поясняет, что все 20 с лишком CD в библиотеке, кроме одного. Этот диск – «Internet Explorer 5,0». «Далеко не убираю, потому что ребята частенько просят», – говорит она.
В поселке есть точка доступа в Интернет. А в самой школе телефон работает с перебоями. Иногда сутками невозможно никуда дозвониться. С таким-то качеством связи пользоваться телефонной линией для выхода в Интернет нечего и думать. Значит, обратный канал связи создать не удастся. Поэтому по спутниковому каналу школа будет получать только ту информацию, которую предоставит министерство. Этакое спутниковое образовательное телевидение.
«Мы надеемся, что через год-два получим двустороннюю спутниковую связь. Нам обещали», – говорит директор школы.
…В прошлом году школа раскошелилась и купила для своего компьютерного класса еще и принтер. Сканер учитель информатики принесла из дому.
– Я не умею пользоваться Интернетом, но нового не боюсь, – улыбается она.

Школа – одна из самых сильных в районе. 85% выпускников поступают в вуз. Здесь работает психолог, единственный на весь район. Однако с компьютером пока умеют обращаться немногие дети и учителя. В школе также большие проблемы с телефонной связью – идет постоянный обрыв сигнала в линии.
Старые машины здесь выбрасывать не стали – ведь занимаясь на них, хоть клавиатуру освоить можно. Пытаются использовать на уроках те самые CD (напомним, в прошлом году в сельские школы страны поступили одинаковые комплекты).
– За год нам удалось провести 3–4 таких урока, правда, только для тех ребят, кто имеет хорошие пользовательские навыки. Надеемся, эстафету подхватит молодой учитель физики. Он после пединститута, так что с компьютерами «на ты».

Эта школа – новостройка. На первом этаже уже занимаются дети, на втором – еще царство строителей, голая проводка, песок на полу. Здание построено по специальному проекту, продумано под сельские условия. Есть, например, кабинет естественных наук с выходом сразу в три лаборантские: физическую, химическую и биологическую.
– Мы возлагаем на эту школу большие надежды. Если родители соседних учебных заведений захотят перевести сюда своих детей, организуем подвоз, – говорит начальник районного управления образования.
Проект школы создавался в 90-м году, и компьютерный кабинет там не значился, но под него решили отдать бывшую пионерскую. Пока в ней всего три компьютера, и в ближайшее время пополнения не предвидится. В старом здании компьютер стоял в учительской, и дети на уроках смотрели там учебные видеоролики.
Учителя говорят, что Интернет этой школе необходим. Но в прошлогодних списках на установку спутниковых антенн новостройка не значилась, ее просто не существовало. Так что выход в Сеть через спутник этой школе не грозит. А наземный выход собирается взять на себя районное управление образования. Если будут деньги.

В школах, где мы побывали, качество связи оказалось различным.

В одной из школ – высокий, до 75%, уровень сигнала, а его качество колеблется от 0 до 50%. (Учителя собираются позвонить соседям, чтобы выяснить, как обстоят дела у них.) В других школах уровень и качество достигают 90-100%, но не загружаются контрольные файлы.

Комментирует начальник отдела спутникового и кабельного телевидения ООО ТВ «Развитие» Дмитрий ТРУСОВ, г. Железногорск (Красноярск-26):
– Параметр «уровень сигнала» показывает, сильный или слабый сигнал поступает со спутника, на который настроена антенна. Допустимое значение уровня, при котором возможен прием данных, – 40%. Параметр «качество сигнала» показывает, с каким количеством ошибок считывается пришедшая информация. Чем ниже качество, тем ошибок больше. Допустимое значение этого параметра – 75%.
В принципе на одной территории не должен наблюдаться большой разброс показателей уровня и качества сигнала. Вероятно, в школе, где качество сигнала падает до нуля, была допущена ошибка при установке самой антенны. Или антенна изменила свое положение, скажем, из-за ветра. Нужно снова обратиться к специалистам, которые монтировали оборудование.
Что касается файлов, которые не получается открыть, скорее всего причина в отсутствии необходимого программного обеспечения на школьном компьютере. Трудно сказать, кто должен отвечать за то, чтобы оно было. В госконтракте этот пункт не обговорен в отличие, например, от других требований (компьютеры, для которых устанавливается антенна, должны быть по мощности не ниже Pentium 3, иметь CD-ROM). Видимо, для трансляции интернет-данных в школы для начала лучше будет использовать файлы широко распространенных форматов вроде Word или Excel. Вряд ли школы смогут сразу принимать мультимедиа (музыкальные и видеозаписи), а может быть, и архивированные файлы.

Овена КОРСУНОВА,  Сергей ЛЕБЕДЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru