ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
В хаосе школьных перемен
Недавно ко мне в редакцию пришел один умный
человек, бывший начальник управления
образования крупной области, ныне почтенный
издатель, и мы стали говорить о том, насколько
учитель и родители вовлечены в те изменения,
которые происходят сегодня в образовании.
– Неужели вы думаете, – сказал этот опытный и
успешный в своем деле человек, – что учитель,
который каждый день заходит в класс и ведет
уроки, читает программы модернизации или проекты
стандартов? Ему программы-то не всегда нужны –
есть учебник, есть его логика, и это главный
ориентир.
И надо сказать, что оторванность учителей от
глобальных проектов модернизации – великое
благо для российского образования. Потому что
сегодня возникла анекдотическая ситуация:
стандарты разрабатываются в одной логике,
программы, особенно профильного обучения, – в
другой. Единый экзамен, а точнее, его
контрольно-измерительные материалы, – в третьей.
При этом приемные экзамены в вузах – вообще вне
логики школьных программ или КИМов ЕГЭ. А ведь
есть еще обычные программы по предметам...
И поэтому великое благо, что учитель не
вчитывается в проекты модернизации. В его
сознании пока сохраняется хоть какая-то
целостность материала, и это спасает учеников от
великого дидактического хаоса.
При этом бесспорной основополагающей
государственнической идеей считается идея
сохранения единого образовательного
пространства.
Мысль о том, что более 60 тысяч школ в России могут
жить каждая своей отдельной жизнью, смертельно
пугает администраторов образования.
Эксперименты могут быть только
широкомасштабные, а их результативность –
исключительно в том, можно ли опыт успешных
экспериментальных площадок перенести на
остальные 60 тысяч школ. Если можно – хороший
эксперимент, удачный, нельзя – незачем и
поддерживать.
Поэтому и переход на профильность –
добровольно-всеобщий.
И школьные советы – обязательно, везде, по
единому образцу.
Не говоря уже о стандартах.
Хорошо бы и список учебников сократить – до трех,
к чему больше.
Где-то в душе некоторые чиновники считают, что и
газет педагогических могло бы быть меньше, а то
одни газеты пишут одно, другие – другое, только
сбивают читателей с толку.
…Когда-то, в самом начале споров о стандартах,
непоколебимым аргументом в пользу единообразия
в содержании образования был вопрос:
– А что будет с мальчиком Петей, который переедет
из Южно-Сахалинска в Москву? И пойдет в новую
школу, а там – совершенно другая программа. Как
он приспособится?
Ничего, приспосабливаются. И никаких исков по
этому поводу родители не подают. Общее поле
содержания удерживается здравым смыслом
учителя. Посильнее, чем стандартом.
И мальчик Петя перестал быть героем споров о
стандарте.
Еще бы и стандарт перестал отвлекать нас от
важных дел, совсем было бы хорошо.
Но пока все усилия модернизаторов направлены на
то, чтобы попытаться в одно и то же время
сохранить единое образовательное пространство
и... изменить его.
А что, если представить себе хотя бы на минуту,
что единое образовательное пространство – это
иллюзия и реальным и в то же время оптимальным
является неоднородное образовательное
пространство. И управлять, обеспечивать
ресурсами, менять можно только его.
Конечно, это труднее, конечно, дороже, конечно,
требует другой методологии ведомственного
управления: управлять разным невозможно так же,
как единообразным.
Нам могут возразить:
– А мы не считаем единое пространство
единообразным!
Но тогда зачем вам стандарты, и унифицированные
программы, и широкомасштабные на всю страну
эксперименты?
Отзовите законопроект о стандартах – уже легче
будет.
Нет, не отзовут.
Наоборот, уже стало известно, что президенту
предлагают ввести нормы, аналогичные ГТО, и даже
собираются назвать их чуть ли не президентскими
тестами.
Спровоцировали ненужное напряжение по вопросам
религии, теперь сделают Путина посмешищем для
подростков. А все оттого, что каждую проблему –
здоровье учеников, содержание образования,
общественное управление – пытаются решить сразу
на всю систему. Это у них и называется –
«удержать единое образовательное пространство».
Хорошо все-таки, что учитель далек от этих бурных
дел.
Плохо, что этот бурный поток так или иначе
все-таки отвлекает учителя от дела...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|