КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Расстреливать понесли на носилках
Из историй Дома на набережной
Незадолго до войны несколько ребят,
живших в так называемом Доме правительства
(теперь, после повести Юрия Трифонова, более
известном как Дом на набережной), увлеченно
исследовали подвалы ближней церкви и других
окрестных зданий. Там обнаруживались
таинственные узкие ходы, ведшие бог весть куда
(как оказалось – на другой берег Москвы-реки и,
возможно, далее), обширные подземелья, где можно
было найти не только тайник с иконами, но и...
человеческие скелеты в нишах, напоминавших
тюремные камеры и вызывавших мрачные
воспоминания об обитавшем когда-то здесь же, на
набережной, Малюте Скуратове.
Несколько десятилетий спустя один из этих
отважных путешественников, Михаил Коршунов,
вместе с женой Викторией Тереховой, тоже, кстати,
былой обитательницей Дома, с не меньшим
замиранием сердца станут разбираться уже и в
других лабиринтах – истории самого этого здания
и в драматических судьбах множества его
тогдашних, 30–50-х годов, жителей, ставших жертвами
сталинских опричников.
И вот перед нами книга «Тайны и легенды Дома на
набережной» (“ПС” рассказывало о ней в № 15, 2003
г.), замечательно представленная издательством
«Слово», с завидным изобилием интереснейших
фотографий и всякого другого изобразительного
материала (блестящая работа дизайнера
Е.Корнеева).
Между прочим, в книге приведен полнейший, по всем
квартирам, список жильцов, и уже в сопровождающих
его кратких справках о них завязываются узлы
многих роковых историй – как рассказанных в
самой книге, так и еще только намеченных.
И кого только нет в этом списке! Имена поистине
замечательных людей соседствуют с печально
знаменитыми фамилиями кровавых малют совсем не
столь отдаленных десятилетий.
Коршунов рассказывает, что его отец, организатор
и глава «Интуриста», наставлял сотрудников,
планировавших турпоездки по стране:
– Дом нужно показывать с его привидениями.
Эти полушутливые слова оборачиваются в книге
трагической реальностью. Перед нами возникают
тени людей, которых сталинский террор не просто
вычеркнул из жизни, но стремился вообще
полностью изъять из человеческой памяти. Тут и
один из инициаторов строительства дома, Рыков, и
Тухачевский, и его коллега Корк, и знаменитый
летчик Яков Смушкевич, воевавший в Испании под
именем генерала Дугласа (его арестовали в
больнице после тяжелейшей аварии и даже
расстреливать понесли на носилках!), и многие
другие.
По-своему трагична и такая бытовая деталь,
которая сначала может показаться всего-навсего
смешной: чинный двор «респектабельного» дома
порой вдруг оглашала гармонь! Это томился
прославленный шахтер Стаханов, вроде бы
обласканный и превознесенный, но напрочь
оторванный от привычного труда, от родной
рабочей среды и спивающийся с тоски.
А вот и другая, совсем иного рода пленная птица –
скульптор Мария Денисова, героиня поэмы
Маяковского «Облако в штанах», вышедшая замуж за
известного военачальника Щаденко и лишь
урывками занимающаяся любимым делом. Судьбы,
судьбы!..
А помимо этого «взрослого» списка читатель может
постепенно составить и другой – ровесников
авторов книги, товарищей их детских игр и затей,
удивительно светлых и чистых ребят. По-разному
складывалась потом их жизнь. Многие вслед за
родичами угодили в тюрьмы и ссылки, иные – в
детские дома, третьих просто выставили из
опустевших после арестов родителей квартир, как,
например, Юрия Трифонова.
Но общей чертой этих весьма разнохарактерных
юношей и девушек остались твердая вера в
незапятнанность своих отцов и матерей,
преданность друзьям и, как показало ближайшее
будущее, Родине.
Вот всего несколько строк из их типичных и, увы,
часто столь коротких биографий:
«Сын врага народа Менаська (Бакинский. – А.Т.),
командир противотанкового орудия, погиб на
Ленинградском фронте под Колпино... Володя, как и
Дима, погибнет на войне... Хороший был парень
Гвоздь (прозвище Олега Бабушкина. – А.Т.). Летал на
бомбардировщиках дальнего действия. Погиб, как и
его брат Михаил, летчик-истребитель».
И так понятны ностальгические ноты, порой
возникающие в книге, – боль за то, что зрело в
этих ребятах и было жестоко оборвано, о страшном
«обрушении» целого поколения, так много
обещавшего. «Не откажусь от прожитых
берсеневских (на Берсеневской набережной. – А.Т.)
лет, не перечеркну их черными словами», –
заключает Коршунов.
Чуть меньше полувека назад Константин
Паустовский размышлял о своих учениках по
Литературному институту, среди которых были и
Трифонов с Коршуновым: «Они не предадут
литературу неправде и трусости, не обменяют ее
благородство на собственное благополучие. Мы
верим им. Мы любим их».
Сейчас, когда давно нет в живых Трифонова, а
недавно не стало и Коршунова, это перечитываешь с
гордостью за тех, кто всей своей дальнейшей
жизнью, до самых последних написанных страниц,
подтвердил правоту и прозорливость своего
строгого наставника.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|