КНИГА ИМЕН
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ:
Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО (1853 – 1921)
Евгений Иванович НОСОВ (1925–2002)
“...Могу и должен что-то сделать...”
Тюрьма, ссылки, революция, слава, война,
опять революция... Короленко рано стал выглядеть
глубоким стариком, но и до самой смерти, как
недавно открылось, боролся с бесчувственностью и
жестокостью власти и времени
Ему было лет двенадцать, когда однажды
он увидел во сне пустой заснеженный переулок.
“...На снегу виднелась фигурка девочки в шубке,
крытой серым сукном и с белым кроличьим
воротником. И казалось – плакала. Я совсем ее не
знал, и мне даже не было видно ее лица. Но волна
горячего участия к этой незнакомой девочке
прилила к моему сердцу... Казалось, я могу и должен
что-то сделать, чтобы эта девочка не сидела на
снегу в этом унылом пустыре и не плакала... Утром в
груди все стояло ощущение заливающей теплоты, в
душе болело сознание разлуки...”
Через два года он влюбился и понял, что нашел ту
девочку в серой шубке. Его возлюбленную звали
Леной. Когда она тяжело заболела, он день и ночь
молился под ее окном, совершенно забываясь в
молитве, не обращая внимания на зевак-прохожих.
Леночка выздоровела, но судьба развела
влюбленных. Ему снова стало казаться, что той
девочки, что привиделась ему во сне, он еще не
встретил.
Когда Короленко учился в Житомирской гимназии,
из всех учителей он был особенно привязан к
священнику Овсянкину: “Весь белый, как молоко, с
прекрасными синими глазами. В его глазах
постоянно светилось выражение какого-то доброго
беспокойства. И когда он так глядел в мои глаза,
то мне казалось, что он чего-то ищет во мне с
ласковой тревогой, чего-то нужного и важного для
меня...”
“Слепой музыкант” был написан после знакомства
со слепым звонарем Саровской пустыни. Но это
будет позднее. А пока нищий студент, мечтавший о
карьере адвоката, попадает в нигилистическую
богему, где на тайных собраниях обсуждали детали
кровавого террора, а главарь анархистов бил
пивные бутылки и кричал: “Уничтожу подлое
человечество!” Своим среди этой публики
Короленко, к счастью, не стал.
Много лет спустя, пытаясь понять причины
страшного братоубийства, разгула бессудных
казней и дикого насилия, поразивших всю Россию,
он вспомнит о тех студенческих сходках и напишет
об ответственности за происходящее своего
поколения. “Наиболее чуткие части русского
общества слишком долго дышали воздухом подполья
и тюрем”.
Однажды он шел со знакомой девушкой по
Загородному проспекту, и с ними вдруг
поравнялась царская коляска. Александр II
обернулся в их сторону и поклонился курсистке и
студенту. Это мгновение Короленко запомнил
навсегда, и когда через несколько лет в сибирской
ссылке до него дойдет весть о гибели царя от
бомбы террористов, он убежит в лес, чтобы не
слышать, как ссыльные громко и злобно радуются.
Короленко в те дни часто повторял любимую с
детства покаянную молитву Ефрема Сирина.
Борьба за прекрасное будущее, тюрьмы, ссылки,
революция, слава, война, новая революция... Он рано
постарел и после пятидесяти выглядел глубоким
стариком. После семейных трагедий и долгих
скитаний поселился в тихой провинциальной
Полтаве. В 1919 году власти менялись здесь через
день, и каждая зверствовала как умела. Бедным
жителям городка не к кому было бросаться за
помощью, кроме как к Короленко. Узнав об
очередной беде, о схваченных невинных людях, он
как мог успокаивал матерей, жен, сестер и шел к
деникинцам, махновцам, чекистам – умолять,
просить, требовать. Свои статьи, воззвания и
письма о происходящем в России Владимир
Галактионович по старым, налаженным еще до
революции каналам, регулярно передавал на Запад.
...10 июня 1919 года к нему на улице подошла
заплаканная девочка. В тот вечер он записал в
дневнике: “...Ее брата перевели из тюрьмы
куда-то... Я ее успокаиваю: бессудных расстрелов
не может быть... Я пошел в чрезвычайку...”
Он снова повторял про себя: “... Я могу и должен
что-то сделать”. В комендатуре перед ним сидел
вялый человек с помятым лицом; он бормотал, что
расстреливают не они, а особый отдел и что из
уважения к великому писателю он хочет поделиться
с ним маслом. Комендант достал из-под стола кусок
масла и подал Короленко: “Берите!.. Что вы на меня
так смотрите?..”
А Короленко на него не смотрел. И вдруг увидел
перед глазами забытый детский сон: темный
переулок и плачущая девочка.
Потом ему предлагали не только масло, но и
“исправный вагон-салон со всеми удобствами” –
чтобы он исчез поскорее из России. Ленин
настойчиво просил наркома Н.А.Семашко
“архиаккуратно” отправить “больного” на
лечение в Германию. Уже назначили в
сопровождающие лучших врачей Харькова.
Но старик послал подальше и Семашко, и врачей: “Я
не хочу ехать за границу, а кроме того, никогда и
ничего я не брал ни от какого правительства!..”
Тогда к Короленко пришел председатель
полтавского Губисполкома: “Может быть, Вам
поселиться за городом, вдали от всей этой
передряги? Мы создали бы Вам полный покой, все
удобства...”
“Никуда, никуда не поеду!” – закричал Владимир
Галактионович. – Буду здесь, буду здесь!..”
Луначарский после своей поездки по Украине и
встречи с Короленко напечатал в “Известиях”
статью, где утверждал, что патриарх русской
литературы симпатизирует советской власти и
восхищен заботами большевиков о детях и
стариках. Статью перепечатали многие газеты в
провинции, в том числе и в Полтаве. Короленко был
так ошарашен фантастическими выдумками наркома
просвещения, что тут же написал категорическое
опровержение. Когда ни одна газета не
опубликовала его, Владимир Галактионович
размножил свой протест на пишущей машинке и
пошел по полтавским улицам расклеивать его.
Власть жестоко отплатила старику за
несговорчивость. Прямо в доме Короленко был
арестован его любимый зять Константин Ляхович.
Через месяц он погиб в тюрьме. После этого удара
Короленко тяжело заболел и через полгода умер.
29 июля 1920 года в одном из писем он подвел итоги
своей литературной жизни: “Вижу, что мог бы
сделать много больше, если бы не разбрасывался
между чистой беллетристикой, публицистикой и
практическими предприятиями, вроде Мултанского
дела или помощи голодающим. Но ничуть об этом не
жалею. Во-первых, иначе не мог. Какое-нибудь дело
Бейлиса совершенно выбивало меня из колеи, да и
нужно было, чтобы литература в наше время не
оставалась безучастной к жизни...”
Наша литература сейчас холодна и безучастна к
жизни, как никогда. Сам тип писателя-заступника
осмеян и исчез бесследно. Короленко с его
отвращением ко всякому насилию, с его
состраданием всякому униженному человеку, без
различия партийности и национальности и сегодня
остается одинокой фигурой. (Впрочем, в день
смерти Короленко в Москве родился Андрей
Дмитриевич Сахаров. Он тоже прожил 69 лет. Кто
осмелится сказать, что это простое совпадение?..)
Когда в 1921 году весть о смерти Короленко дойдет
до Москвы и съезд Советов встанет, чтобы почтить
память писателя, председательствующий выскажет
партийное мнение о Короленко: “Он не сумел под
конец жизни пойти в ногу с реальной жизнью и
реальной борьбой...”
Речей на могиле не было. Из некролога в местной
газете: “Мы не отравили своего мудреца, как
афиняне Сократа. Мы только выбили из его рук перо,
мы только поднесли ему на закате жизни горькую
чашу ходатайств за смертников...”
Лет десять – пятнадцать назад вдруг из-под спуда
времени и спецхранов явился неизвестный
Короленко. Впервые открылись русскому читателю
дневники писателя, его бесстрашные письма
большевистским наркомам. Газеты, журналы,
издательства рвались публиковать все, что вышло
из-под пера Короленко, как будто это были самые
свежие новости.
Историк Михаил Гефтер писал тогда в “Известиях”
о письмах Короленко, что они, “добравшись к нам
спустя многие десятилетия, потрясли всех. Слова...
что жаждут быть повторенными, с такой силой
говорит в них современность...”
Помню, выбегая со двора на работу, успевал по
дороге переброситься о новинках в толстых
журналах с соседом-математиком. Сосед, уже
успевший прочитать письма Короленко
Луначарскому, восторженно махал мне журналом:
“Каков старик! Нет, ты подумай! Вы там бузите в
газетах и думаете, что вы первые и самые храбрые,
а старик в девятнадцатом году все сказал! Нет, ты
посмотри, что он пишет...”
Я отмахивался, не очень веря в то, что
хрестоматийный автор жалостных рассказов мог
быть храбрее нашей молодежной редакции, отчаянно
рвавшейся в те дни из ослабевших партийных
объятий. Только лет через пять, году в 93-м, я
вернулся к Короленко. Горькие, увещевающие
письма из Полтавы Луначарскому и Раковскому,
мольбы о несчастных, брошенных в подвалы
чрезвычаек, – эти письма не могут не потрясать.
Но поразило еще и то, о чем писал М.Гефтер, – в
словах Короленко, обращенных к ушедшей в историю
советской власти, с огромной силой говорила
современность.
“Не создав почти ничего, вы разрушили очень
многое...”
“Правители России воображают, что они стоят во
главе социальной революции, а они просто стоят во
главе умирающей страны...”
“...Вся жизнь проникнута теперь каким-то
озверением... Я обращаюсь с призывом к
человечности...”
“...Дело не только в целях, но и в средствах. Нет
целей, которые оправдывали бы всякие средства...”
“Русский народ якобы религиозен. Но теперь
религии нигде не чувствуется. Ничто “не грех”.
Это в народе. То же и в интеллигенции. Успех – все.
В сторону успеха мы шарахаемся, как стадо. Это и
есть страшное: у нас нет веры... Для нас “нет
греха” в участии в любой преуспевающей в данное
время лжи...”
После 1993 года короткая вспышка интереса к
Короленко неожиданно погасла. Видно, старик
опять не попал в ногу с временем.
В одном из последних писем в Петроград Короленко
писал: “Я чувствую, что жизнь бесконечна, что она
не нами началась и не нами кончится, что это
именно бесконечность. Почувствовать эту
бесконечность – это значит почувствовать
религиозное отношение к жизни... Да скроется
тьма...”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|