КРУГ ВОПРОСОВ
Анатолий ПИНСКИЙ,
Светлана КИРИЛЛОВА
«Мы хотим, чтобы эксперимент по
профильной школе был более открытым»
Но при этом, признают разработчики,
дифференциация между старшеклассниками должна
возрасти
Летом в России начался эксперимент по
предпрофильной подготовке учеников 9 классов.
Готовы ли школы России перейти на профильное
обучение? В чем заключается идея сетевого
обучения и кому она не нравится? Что сделано за
лето и с какими проблемами сталкиваются
разработчики эксперимента?
– Владимир Филиппов, выступая перед
началом нового учебного года, заявил, что одна из
важнейших целей министерства – введение в 2006
году в старших классах российских школ
профильного обучения. Мы писали, что эксперимент
по предпрофильному обучению уже начался в 10
регионах. Как он проходит?
– В июле, планируя 2004 календарный год,
Министерство образования направило письма в
субъекты Федерации с предложением включаться в
эксперимент с сентября 2004 года. Всем дали понять,
что это будет работа за идею, на федеральные
деньги рассчитывать не придется. Пришло 52 заявки!
Большая часть России уже увлеклась идеей
предпрофильного обучения.
– Недавно директор издательства
«Просвещение» Александр Кондаков пожаловался,
что большая часть элективных курсов для
профильной школы, которые были предложены
издательству, откровенно низкого качества.
Вопрос об учебниках для профильной школы так и
остается открытым?
– Мы считаем, что к весне 2006 года проблема с
учебниками для профильной школы будет в основном
закрыта. Из того спектра учебников, которые
существуют по каждому предмету, будет произведен
отбор наиболее подходящих для базовых и
профильных курсов. Будут созданы методички для
учителей: как можно использовать эти действующие
учебники в новой ситуации. Особо хочу сказать об
элективных курсах для профильной школы. Они не
регламентируются стандартом. Здесь будут
известная свобода творчества учителя и
известная пестрота. И возможно, эти курсы вовсе
не обязательно печатать на всю Россию. Я читал
эти элективные курсы, разработанные в школах
сельских районов Кемеровской и Новгородской
областей, и нашел их очень приличными. Может быть,
они не на 100% рафинированы или научны. Но есть ли в
этом нужда? Они просто интересны и полезны для
учеников данной школы.
– Летом этого года в рамках проекта
предпрофильного обучения Министерство
образования инициировало запуск идеи сетевого
обучения. Как оно будет выглядеть?
– Идею сетевого обучения легче всего понять на
примере из студенческой жизни. Вот студент,
который хочет углубленно изучить тот или иной
предмет. Он, вероятнее всего, пойдет на тот
факультет своего вуза, где этот предмет хорошо
преподается. И в разумном университете никто из
университетского начальства не будет возражать.
Отрабатывая модель профильного обучения в
регионах России, мы обратили внимание на то, что
многие школы – как в селе, так и в городах –
просто не могут предложить учащимся никакого
сколь-либо широкого выбора!
Выход был найден: организовывать профильное и
предпрофильное обучение не в рамках одной школы,
а в рамках нескольких соседствующих школ, также
подключая к этому процессу курсы структуры
довузовской подготовки, или учреждения
дополнительного образования, или техникумы, или
внешкольные учебные программы. Из этого
возникает сеть. Более того, учебные заведения
могут находиться за восемь тысяч километров и
поставлять свой образовательный процесс
дистанционно. В рамках введения профильного
обучения мы рассматриваем и этот проект. Он
запускается в середине сентября с участием
красноярцев, ижевцев, москвичей, калининградцев
– тех регионов и образовательных структур,
которые имеют уже первоначальный опыт.
Все – и родители в первую очередь – понимают, что
хорошая школа – это конкурс. Она не сможет
принять всех желающих. С одной стороны, при
введении профильного обучения дифференциация
между старшеклассниками должна возрасти. Но я
надеюсь, что с подключением новых
образовательных ресурсов – дистанционных или
сетевых – произойдет и большее перемешивание
учеников в разных школах, а следовательно, у
детей возрастут шансы. Скажу сразу: мы хотим,
чтобы эксперимент по профильной школе был более
открытым, чтобы у него было больше вариантов. Но
мы готовы отказаться от ряда позиций, если
покажется, что они не работают. Если внешний
экзамен в десятые классы профильных школ вызовет
большое социальное напряжение – не надо! Мы
предлагаем разные формы этой итоговой
аттестации за 9 класс и соответственно механизмы
комплектования 10 классов. Вы помните, что сначала
наши позиции были жесткими: иногда говорили, что
все старшие школы должны стать профильными, а те,
кто не поступит туда, должны идти в ПТУ и
техникумы. Теперь мы на опыте убедились, что в
школах обязательно должны остаться непрофильные
общеобразовательные классы, а дети, которые
этого хотят, должны иметь возможность учиться в
них. Кроме того, обязательно останутся
непрофильные общеобразовательные школы как
таковые.
– На «круглых столах» по профильной школе
всегда обсуждалась проблема: не возникнут ли
особые школы-отстойники, учеников которых не
приняли в профильные классы? Иначе говоря, «школы
для дураков»?
– Мне сейчас легче говорить об этом, чем полтора
года назад, потому что я поездил по регионам и
изучил положение дел. Я не увидел, чтобы где-то с
этим возникла острая проблема. Все руководители
на местах понимают, что какая-то часть людей
является, извините за выражение (оно не мое!),
дураками. По-видимому, кто-то из этих сложных
ребят будет находиться в школах, если для него не
подберут работы или места в ПТУ. (Напомним
читателям, что Анатолий Пинский является
директором школы и советником министра
образования. – Ред.) Но никто не обсуждает идею
собрать этих детей в одной школе. Такой тенденции
просто нет!
– У студента, если он хочет изучать тот или
иной предмет на другом факультете, тоже могут
возникнуть серьезные проблемы. Как, по вашим
наблюдениям, относятся ученики, учителя и
директора школ к сетевому обучению?
– Дети – приветствуют. А вот многие директора
понимают, что растет риск потери контингента.
Наши экспериментальные площадки решили сделать
курсы по выбору в девятых классах сетевыми,
общими на несколько школ. Они ввели единый день,
когда школьники одного района могут посещать в
разных учебных заведениях курсы по выбору.
Некоторые директора школ оказались недовольны. А
вдруг ученик, грубо говоря, загуляет на стороне?
Уйдет в другую школу да еще уведет с собой
товарищей. Это непростая ситуация. И я бы не стал
говорить, что идея сетевого обучения со всех
сторон всем приятна.
– Но ведь директора школ не потеряют в
материальном отношении, если несколько учеников
уйдут в другую школу?
– Если перейдут несколько человек – не потеряют.
Если в другую школу уйдет полкласса – уже
потеряют. Помните, что обнаружил молодой дон
Корлеоне, начиная свою торговлю оливковым
маслом? Любая монополия сверхвыгодна, любая
конкуренция невыгодна. Сетевая идеология в
некоторой степени подрывает монополию школы на
ученика. Недавно я обсуждал ситуацию со своими
учителями. И они воскликнули: «Что? Приносить
справки из музыкальных школ и зачитывать их как
оценку за уроки музыки? Что вы там
напридумывали?..» В процессах реформ и перемен
выявляется, что базовые интересы разных
участников образовательной жизни зачастую
объективно не совпадают. Порой антагонистично. И
при введении предпрофильного обучения такую
реакцию мы уже обнаружили.
– Летом вы ездили по регионам. Готовы ли они
к введению предпрофильного обучения и, главное,
хотят ли этого сами учителя и ученики?
– Летом я ездил по Калининградской области.
Изучал готовность к введению предпрофильного
обучения в военном городке, сельском районе и
крупном областном центре. При общем интересе к
профильной школе спрос на эту форму обучения у
жителей этих населенных пунктов очень разный.
Например, в одном из сельских районов учителя и
ученики увлечены идеей курсов по выбору:
приглашаются нештатные сотрудники, чтобы их
читать. Есть населенные пункты, где очень многим
родителям и, увы, даже детям абсолютно все равно,
где и как учиться. По принципу: надо ходить в
школу – будем ходить в школу. По моему опыту, идея
профильной школы, то есть увеличения набора
возможностей, легче усваивается в тех местах, где
исторически выше конкурентность
образовательной среды, то есть больше школ,
вузов, техникумов. И, с другой стороны, есть
надежда, что само нововведение будет
стимулировать к росту конкурентности.
– Где можно будет прочесть о подробностях
эксперимента?
– На днях вышел первый номер журнала «Профильная
школа». Его начали издавать Министерство
образования РФ и Российская академия
образования. Там все будет рассказываться. Можно
посмотреть материалы и на нашем
специализированном сайте www.profile-edu.ru
.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|