УРОКИ ЧТЕНИЯ
Странная вещь, мы жалуемся на кризис чтения как
культурного жанра, а книжные магазины в крупных
городах ломятся от книжного разнообразия. С
каждым месяцем растут ряды читателей и
почитателей Интернета. Резко возросло
количество читателей книг на иностранных языках.
Так что вопрос не в том, читаем ли вообще, –
вопрос о качестве чтения.
Для многих учителей сегодня уже очевидно, что
традиционные (урочные) технологии приобщения к
чтению не срабатывают. Это заставляет их (и не
только их) искать новые ответы на вопросы о том,
что такое качественное чтение и как прививать к
нему любовь.
Сегодня мы начинаем большой разговор на эту тему.
И рассчитываем на отклик учителей и родителей, у
которых есть свой опыт приобщения детей к чтению.
Вместе с тем мы надеемся на отклик любых
читателей нашей газеты. Попробуйте вспомнить
свое детство, свою школьную жизнь – что вас
притягивало, а что отторгало от книги? Вспомните
положительный и отрицательный опыты школьных
уроков: в вас просыпался читатель благодаря или
вопреки им? Напишите о том, как происходило
становление вашего читательского интереса,
ваших читательских пристрастий. Нам очень важны
ваши письма.
Вообще на проблеме чтения легко спекулировать.
Всегда находятся желающие предложить золотой
ключик или универсальную методику – мол, мы
точно знаем, как приучить детей читать.
На самом деле чтение – это глубоко
индивидуальный процесс, и оттого опыт
становления реальных читательских позиций для
нас важнее, чем любые универсальные инструменты.
А еще важны размышления о сущности и смысле
чтения в нашей жизни. Не будем забывать о том, что
вопрос о чтении и понимании – один из самых
глубоких философских вопросов, а не просто
вопрос технологии.
Искусство читать неправильно
Чем человеческое чтение отличается от
машинного
Духовная потребность
Проблема налицо – дети читают плохо, а пишут –
вообще никак. Достаточно заглянуть на
какой-нибудь подростковый форум в Интернете. Не
тексты – песня. Восемь с половиной слов на все
случаи жизни. И это – «продвинутая молодежь»,
исправно «проходящая» учебные программы по
русскому языку и литературе в средней школе.
Впрочем, всегда были (и есть) умные и грамотные
педагоги, у которых такой проблемы нет. Дети
читают – много и со вкусом, пишут – с желанием,
тонко и изысканно. Но стоит за этим, как правило,
труднейшая и кропотливейшая работа, когда
педагог отодвигает в сторону формальные
требования школьной программы и начинает
работать «здесь и теперь» с духовными
потребностями ребенка, очищая их от грязи и
наслоений массовой фальшкультуры. Эти педагоги
не боятся обсуждать проблему чтения и письма
всерьез, содержательно, доказывая, что письмо и
чтение – это вовсе не «учебные предметы», а
базовые человеческие потребности, и оттого с
ними нужно работать принципиально не
«учебниковским», не формально-программным
образом. Не важно, сколько программных тем мы
успели пройти – важно, чтобы в любой момент
времени ребенок ощущал потребность в языке и
литературе. И чтобы эта потребность развивалась.
В этом и состоит ключ к проблеме грамотности,
чтения и письма. Если литература и язык подаются
как сумма учебных знаний, которые нужно усвоить и
сдать на экзамене, они неизбежно будут
переживаться ребенком как отчужденные, а его
базовая языковая потребность будет разрушаться.
Что и происходит в сегодняшнем массовом
образовании повсеместно. Мы подменяем базовые
потребности учебными знаниями, и оттого
потребности высушиваются, делаются формальными.
А развитие способности читать и писать – это
сложнейшая задача, которая не решается освоением
каких бы то ни было знаний, как развитие
музыкальных способностей не решается освоением
знаний о музыке. Можно выучить наизусть десятки
музыкальных энциклопедий, но это не только не
сделает из меня музыканта, но даже и не научит
любить музыку. Таким образом, ключ к решению
задачи воспитания читающего и пишущего ребенка
– в изменении тех образовательных стратегий,
которые у нас до сих пор доминируют в этой
области.
Информационное чтение
В эпоху мощных информационных систем произошла
девальвация чтения.
Но не в том смысле, что люди стали меньше читать, а
в том, что само слово «чтение» стало все больше и
больше употребляться в чисто информационном
смысле. Читать – значит считывать информацию.
Желательно так, как это делает любой
внушительный компьютер: подробно и быстро, не
пропуская деталей и выделяя главное.
В пору в очередной раз задуматься над тем, чем
человек отличается от машины. И если он так явно
уступает по скорости и точности считывания
информации, то нет ли у него (и в частности, у его
способности читать) каких-нибудь других
преимуществ перед машиной?
Сегодняшней культуре известны два типа чтения:
информационное (машинное) и мыслящее
(человеческое). Обсуждая проблему чтения, неплохо
уточнить, какой тип чтения мы имеем в виду. Это
ключевой вопрос в обсуждении проблемы чтения и
проблемы грамотности. Если суть проблемы чтения
в способности человека усваивать и
перерабатывать закодированную в текстах
информацию – это одна стратегия работы над этой
проблемой. Стратегия, связанная с необходимостью
поиска максимально технологичных приемов,
позволяющих человеку читать быстро и
информационно эффективно. А если чтение – это не
простое считывание закодированной в тексте
информации, тогда что же это такое? Тем более есть
простой эмпирический факт: современные
компьютеры достигли совершенно фантастических
скоростей и объемов считывания и обработки
информации, однако это ни на йоту не приблизило
их к способности мыслить. И это обстоятельство
неплохо иметь в виду, когда мы ставим вопрос о
развитии детской способности чтения.
Несомненно, что способность к информационному
чтению, способность к «быстрому и правильному»
извлечению положенной кем-то в текст информации
важна в формировании образованного человека. Но
сформированность такого рода чтения
свидетельствует лишь об одном и, возможно, самом
примитивном уровне грамотности. Такого рода
считывание информации актуально в машинных,
компьютерных системах, которые как раз и ценятся
за быстродействие и точность считывающего
процесса. Однако для многих родителей и учителей
(а также теоретиков образования) именно машинная
модель чтения оказывается зачастую
«читательским идеалом». Идеально сформированный
навык чтения, с их точки зрения, – это
способность быстро ориентироваться в
информационном потоке, способность
перерабатывать большие объемы информации в
максимально сжатые сроки, а также умение
систематизировать и классифицировать
получаемую информацию, выделяя в ней самое
главное. Налицо абсолютизация компьютерной,
машинной модели чтения.
Мыслящее чтение
Первая фундаментальная особенность
человеческого чтения – это чтение неточное,
избыточное, неинформационное. Глубинная природа
человека вообще заключается в том, что это
«неточное» и «неинформационное» существо. Что,
собственно говоря, и позволяет ему быть
существом культуры. Ведь сама суть культуры в
том, что она не просто транслирует информацию о
прошлом, а постоянно переинтерпретирует прошлое,
перетолковывает и создает некое «неправильное
приращение». В этом и состоит суть того, что можно
назвать культурным диалогом в отличие от
информационного диалога.
В каком смысле человек читает «неправильно»? В
том смысле, что он не просто «декодирует»
читаемый текст и реконструирует заложенную в
тексте информацию, а в том, что, читая, он мыслит и
постоянно конструирует свое понимание, свои
образы, свои мысли, более или менее далекие от
заложенного в тексте. Человек постоянно
предлагает свою интерпретацию читаемого текста
(будь это текст научный, литературный,
музыкальный или какой-либо иной). Человек,
научившийся читать в собственно человеческом,
культурном смысле (а не в смысле машинного
«считывания информации»), – это человек, который
всегда совершает интерпретирующее приращение.
Таким образом, читатель никогда не совпадает с
автором – это базовая константа человеческой
культуры. Это то, благодаря чему вообще есть
культура. Это значит, что человеческое чтение
всегда является мыслящим, творческим – и именно
эта составляющая человеческого чтения
оказывается принципиально недоступна
самоновейшим компьютерам.
Оттого и получается так, что, сколько читателей,
столько и прочтений. Чем более культурно развит
читатель, тем более изощренным и сложным будет
его прочтение. И это вовсе не недостаток
человеческого чтения, а его огромное
достоинство, поскольку только благодаря этой
особенности человека оказывается возможно
творческое развитие культуры.
Проблема понимания
Информационная неточность считывания
окружающего мира – это основа того, что мы
называем индивидуальностью восприятия,
личностным миром человека. И наоборот: точное
информационное считывание машинного типа не
оставляет пространства для возникновения
личностного своеобразия, для пристрастного и
индивидуального видения мира и всего того, что в
этом мире есть.
У мыслящего чтения нет проблемы «точности
считывания информации»; зато у него есть другая,
гораздо более сложная проблема – проблема
понимания или проблема максимально тонкой
интерпретации читаемого текста. Читательская
интерпретация (коль скоро речь идет о
человеческом, а не машинном чтении) неизбежна.
Важно, чтобы это была понимающая интерпретация –
не грубая, а тонкая. Важно, чтобы эта
интерпретация была адекватна читаемому тексту. В
этом и состоит проблема формирования у ученика
того, что философы и психологи называют
«инструментом понимания». Как пишет один из
заметных английских теоретиков образования,
Р.К.Элиот, главная цель образования как раз и
состоит в создании понимания как внутреннего
инструмента личности. Как того инструмента,
который только и позволяет человеку вести диалог
с окружающим его миром культуры, миром других
людей, других сознаний.
В сущности говоря, важнейшая задача образования
в том и состоит, чтобы дать человеку культурную
«мускулатуру понимания», позволяющую ему,
во-первых, максимально адекватно представлять
свое (так, чтобы это свое было понимаемо другими),
а во-вторых, понимающе интерпретировать чужое. В
этом и состоит высший смысл чтения и письма в
собственно человеческом смысле.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|