УРОКИ ЧТЕНИЯ
Странная вещь, мы жалуемся на кризис чтения как
культурного жанра, а книжные магазины в крупных
городах ломятся от книжного разнообразия. С
каждым месяцем растут ряды читателей и
почитателей Интернета. Резко возросло
количество читателей книг на иностранных языках.
Так что вопрос не в том, читаем ли вообще, –
вопрос о качестве чтения.
Для многих учителей сегодня уже очевидно, что
традиционные (урочные) технологии приобщения к
чтению не срабатывают. Это заставляет их (и не
только их) искать новые ответы на вопросы о том,
что такое качественное чтение и как прививать к
нему любовь.
Сегодня мы начинаем большой разговор на эту тему.
И рассчитываем на отклик учителей и родителей, у
которых есть свой опыт приобщения детей к чтению.
Вместе с тем мы надеемся на отклик любых
читателей нашей газеты. Попробуйте вспомнить
свое детство, свою школьную жизнь – что вас
притягивало, а что отторгало от книги? Вспомните
положительный и отрицательный опыты школьных
уроков: в вас просыпался читатель благодаря или
вопреки им? Напишите о том, как происходило
становление вашего читательского интереса,
ваших читательских пристрастий. Нам очень важны
ваши письма.
Вообще на проблеме чтения легко спекулировать.
Всегда находятся желающие предложить золотой
ключик или универсальную методику – мол, мы
точно знаем, как приучить детей читать.
На самом деле чтение – это глубоко
индивидуальный процесс, и оттого опыт
становления реальных читательских позиций для
нас важнее, чем любые универсальные инструменты.
А еще важны размышления о сущности и смысле
чтения в нашей жизни. Не будем забывать о том, что
вопрос о чтении и понимании – один из самых
глубоких философских вопросов, а не просто
вопрос технологии.
18 школ “невидимого колледжа”
В борьбе за умение учиться
Недавно Международный институт чтения
провел конференцию “Деятельностный и
нейропсихологический подходы к изучению чтения
и письма”.
Самым поразительным для организаторов оказалось
то, насколько вырос интерес учителей к
технологиям обучения эффективным способам
учебной деятельности. Если два года назад на
конференции были четыре экспериментальные
работы педагогов наряду с работами ученых, то в
этом году было 40 таких работ. Представители 18
школ выступили с интересными сообщениями о том,
как открытия психологии реализуются в их
инновационной практике.
Участники конференции приняли решение о
создании Ассоциации школ Международного
института чтения. Ассоциация будет существовать
в виде так называемого невидимого колледжа. То
есть в течение года педагоги работают в своих
школах, но раз в год собираются на конференцию,
чтобы поделиться опытом и помочь всем
заинтересованным педагогам овладеть новыми
методиками.
Уже наметилось 12 основных направлений
инновационной работы школ и, наверное, самое
важное из них – обучение умению учиться.
Его значение хорошо раскрыли директор
Международного института чтения Ирина Усачева и
Бронюс Айсмонтас, ведущий курса “Технология
интеллектуального труда” в школе № 1239. По их
мнению, сегодня учиться путем проб и ошибок – это
слишком большая роскошь. Информация так быстро
устаревает, что невозможно предсказать, какие
знания человеку понадобятся завтра. Поэтому
необходимо дать ученикам средства, позволяющие
самим приобретать знания. Без этих средств
выпускники школ рискуют оказаться в положении
человека, который только что купил машину и, не
зная правил уличного движения, в час пик выехал
на центральную магистраль… А когда ситуации
неуспеха следуют одна за другой, у человека
формируется комплекс вынужденной беспомощности.
Уметь учиться означает уметь осознавать и
ставить цели своей деятельности, уметь
организовывать свое время и рабочее
пространство, уметь формулировать вопросы и
находить нужную информацию, владеть приемами
основных видов чтения (изучающего, творческого,
критического и др.), уметь логически осмысливать
и интерпретировать извлеченную из текстов
информацию, уметь использовать ее в речи, вступая
в диалог, дискуссию, аргументированный спор и т.д.
(см. подробнее статью Елены Куценко “Что нужно,
чтобы стать профессиональным читателем?” о
деятельностном подходе к обучению умению
учиться. “ПС”, № 11, 2003 год).
Особенно большой интерес у участников
конференции вызвали методики диагностики и
коррекционной работы с детьми, страдающими
дислексией и дисграфией, о которой рассказала
доктор психологических наук, ведущий научный
сотрудник лаборатории нейропсихологии
факультета психологии МГУ Жанна Глозман.
Детально с этими направлениями инновационной
работы можно будет познакомиться на очередной
методической конференции, куда Международный
институт чтения приглашает все заинтересованные
школы. Эта конференция планируется на осенних
каникулах в ноябре 2003 года. Сообщаем также, что в
марте 2004 года пройдет очередная, восьмая
конференция по психологии и педагогике чтения
“Чтение в контексте современной культуры”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|