Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Странная вещь, мы жалуемся на кризис чтения как культурного жанра, а книжные магазины в крупных городах ломятся от книжного разнообразия. С каждым месяцем растут ряды читателей и почитателей Интернета. Резко возросло количество читателей книг на иностранных языках. Так что вопрос не в том, читаем ли вообще, – вопрос о качестве чтения.
Для многих учителей сегодня уже очевидно, что традиционные (урочные) технологии приобщения к чтению не срабатывают. Это заставляет их (и не только их) искать новые ответы на вопросы о том, что такое качественное чтение и как прививать к нему любовь.
Сегодня мы начинаем большой разговор на эту тему. И рассчитываем на отклик учителей и родителей, у которых есть свой опыт приобщения детей к чтению. Вместе с тем мы надеемся на отклик любых читателей нашей газеты. Попробуйте вспомнить свое детство, свою школьную жизнь – что вас притягивало, а что отторгало от книги? Вспомните положительный и отрицательный опыты школьных уроков: в вас просыпался читатель благодаря или вопреки им? Напишите о том, как происходило становление вашего читательского интереса, ваших читательских пристрастий. Нам очень важны ваши письма.
Вообще на проблеме чтения легко спекулировать. Всегда находятся желающие предложить золотой ключик или универсальную методику – мол, мы точно знаем, как приучить детей читать.
На самом деле чтение – это глубоко индивидуальный процесс, и оттого опыт становления реальных читательских позиций для нас важнее, чем любые универсальные инструменты. А еще важны размышления о сущности и смысле чтения в нашей жизни. Не будем забывать о том, что вопрос о чтении и понимании – один из самых глубоких философских вопросов, а не просто вопрос технологии.

Ключи от грамотности

Найдут ли их российские педагоги?

wpeC1.jpg (7679 bytes)

Стратегии усвоения

По результатам проведенного в 2000 году международного исследования PISA, Россия по критерию грамотности чтения среди 32 стран-участниц заняла 28 (!) место. В исследовании участвовали 15-летние подростки из 250 образовательных учреждений РФ, причем 75 процентов из них находились в системе общего образования.
Нужно подчеркнуть, что под грамотностью PISA подразумевает не элементарное умение читать и писать, а общеучебную способность работать с текстом. Поэтому в исследовании PISA оценивались такие умения, как способность находить в тексте информацию, заданную в явном или неявном виде; способность к интерпретации текста, к его оценке и рефлексии. Именно эти качества становятся сегодня приоритетом многих национальных систем образования. Именно они оказываются в центре общенациональных программ – например, в Великобритании или Германии, где во всех школах вводятся уроки чтения, которые ведут специально подготовленные учителя.
А что же в России?
В некоторых российских школах тоже стали проводиться так называемые уроки или часы чтения. Ребята выбирают и читают ту книгу, которая им нравится. Вместе с детьми читают книги учителя. Как сказала директор школы «Надежда» Тамара Карасева, «ребенок должен видеть, что у педагогов есть собственные пристрастия, что они читают не только те книги, которые проходят с детьми на уроках». Ребят никто не контролирует – что они читают и сколько страниц прочли. Но через некоторое время они собираются в группах и обсуждают прочитанное. Тем самым педагоги пытаются развить у ребенка собственную мотивацию к чтению.
Существует и практика вовлечения родителей. В московской школе «Надежда» существует детско-родительский клуб «Золотая полка», в котором и родители и дети «анонсируют» свои любимые книги.
Что касается собственно учебного процесса, здесь есть свои традиции и свои находки, особенно в освоении текстов информационного характера.
Так, в московской лингвистической гимназии № 1531) во время специальных и обычных уроков педагоги обучают детей стратегиям текстовой деятельности, направленным на понимание и запоминание учебной информации. Например, учат школьников задавать различные типы вопросов к читаемому тексту. Бывают вопросы, ответ на которые содержится в одном предложении. В других случаях, чтобы найти ответ, надо связать информацию из разных кусочков текста. Есть вопросы, требующие не только работы с конкретным учебным текстом, но и знания предшествующего ему учебного материала. А еще есть вопросы, лишь косвенно связанные с содержанием текста, вопросы на его интерпретацию.
Еще детей специально учат различным способам пересказа читаемого текста – от краткого до детального. Для этого приходится разделять учебный текст на смысловые части, задавать к каждой части вопросы, выделять ключевые слова, выписывать отдельные выражения и другие детали, характерные для данного текста. По сделанным записям они сначала реконструируют текст детально и подробно, причем это самая легкая часть работы, а затем составляют краткий пересказ, что значительно труднее. А еще труднее сделать в своем пересказе самую краткую аннотацию текста, «свернуть» его до минимально существенного содержания. Это известные мнемотехнические приемы, позволяющие долго хранить учебную информацию в памяти и быстро воспроизводить ее через некоторый промежуток времени, например, когда приходит пора подготовки к экзаменам.
Вообще стратегий работы с информационными текстами существует великое множество. Есть стратегии, помогающие понимать, осмысливать, интерпретировать, запоминать, сохранять информацию. И как правило, их можно переносить из одной предметной области на другую. Одна из основных задач, которую ставят перед собой педагоги гимназии № 1531, в этом и состоит: научить детей переносить способы работы на разные предметные области. Цель заключается в том, чтобы дети увидели, что с одной и той же информацией можно работать разными способами и ты сам волен выбирать, какой способ работы тебе более удобен в конкретной ситуации.

Игры в лидеров

Особо остановимся на акции, проведенной в гимназии № 1531 и приуроченной к Международному дню грамотности.
Неделя началась с уроков, на которых рассказывалось о праздновании Дня грамотности в мире и обсуждалось положение дел с грамотностью в нашей стране.
Затем в школе была сформирована из любящих читать ребят группа так называемых «лидеров чтения», чтобы вместе с педагогами провести для других школьников уроки чтения и грамотности.
Например, в виде написания сочинений на темы, связанные с проблематикой грамотности. Или в виде уроков по развитию стратегий чтения. Так, практиковалось попеременное чтение вслух с остановками, когда каждый ученик читает вслух свой фрагмент текста, а затем другие участники занятия задают ему вопросы на понимание.
Везде прошли читательские конференции с обсуждением и презентацией любимых книг.
Вот что рассказала про эффект новых подходов к обучению завуч гимназии Светлана Ушакова: «В этом году мы с детьми ездили в Чехословакию. И наш гид, который уже не первый раз работал с русскоязычными детьми, просто рассыпался в комплиментах. Потом я поняла почему. Они не просто слушали с безучастными лицами, как это нередко бывает, а на ходу все схватывали и тут же задавали вопросы.
Гид был потрясен заинтересованностью наших детей и спросил, как мы их готовили к поездке. Я ответила: никак. Ребята приехали в страну, ничего о ней не зная. Но они привыкли, работая с источниками информации, находить ответы на все вопросы, которые у них возникают». О роли стратегий чтения одна ученица гимназии сказала так: «Просто изучая предмет, я как бы иду по лестнице высотного здания, а стратегии – это лифт, который поднимает меня с первого этажа сразу на последний».

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru