УРОКИ ЧТЕНИЯ
Странная вещь, мы жалуемся на кризис чтения как
культурного жанра, а книжные магазины в крупных
городах ломятся от книжного разнообразия. С
каждым месяцем растут ряды читателей и
почитателей Интернета. Резко возросло
количество читателей книг на иностранных языках.
Так что вопрос не в том, читаем ли вообще, –
вопрос о качестве чтения.
Для многих учителей сегодня уже очевидно, что
традиционные (урочные) технологии приобщения к
чтению не срабатывают. Это заставляет их (и не
только их) искать новые ответы на вопросы о том,
что такое качественное чтение и как прививать к
нему любовь.
Сегодня мы начинаем большой разговор на эту тему.
И рассчитываем на отклик учителей и родителей, у
которых есть свой опыт приобщения детей к чтению.
Вместе с тем мы надеемся на отклик любых
читателей нашей газеты. Попробуйте вспомнить
свое детство, свою школьную жизнь – что вас
притягивало, а что отторгало от книги? Вспомните
положительный и отрицательный опыты школьных
уроков: в вас просыпался читатель благодаря или
вопреки им? Напишите о том, как происходило
становление вашего читательского интереса,
ваших читательских пристрастий. Нам очень важны
ваши письма.
Вообще на проблеме чтения легко спекулировать.
Всегда находятся желающие предложить золотой
ключик или универсальную методику – мол, мы
точно знаем, как приучить детей читать.
На самом деле чтение – это глубоко
индивидуальный процесс, и оттого опыт
становления реальных читательских позиций для
нас важнее, чем любые универсальные инструменты.
А еще важны размышления о сущности и смысле
чтения в нашей жизни. Не будем забывать о том, что
вопрос о чтении и понимании – один из самых
глубоких философских вопросов, а не просто
вопрос технологии.
Ключи от грамотности
Найдут ли их российские педагоги?
Стратегии усвоения
По результатам проведенного в 2000 году
международного исследования PISA, Россия по
критерию грамотности чтения среди 32
стран-участниц заняла 28 (!) место. В исследовании
участвовали 15-летние подростки из 250
образовательных учреждений РФ, причем 75
процентов из них находились в системе общего
образования.
Нужно подчеркнуть, что под грамотностью PISA
подразумевает не элементарное умение читать и
писать, а общеучебную способность работать с
текстом. Поэтому в исследовании PISA оценивались
такие умения, как способность находить в тексте
информацию, заданную в явном или неявном виде;
способность к интерпретации текста, к его оценке
и рефлексии. Именно эти качества становятся
сегодня приоритетом многих национальных систем
образования. Именно они оказываются в центре
общенациональных программ – например, в
Великобритании или Германии, где во всех школах
вводятся уроки чтения, которые ведут специально
подготовленные учителя.
А что же в России?
В некоторых российских школах тоже стали
проводиться так называемые уроки или часы
чтения. Ребята выбирают и читают ту книгу,
которая им нравится. Вместе с детьми читают книги
учителя. Как сказала директор школы «Надежда»
Тамара Карасева, «ребенок должен видеть, что у
педагогов есть собственные пристрастия, что они
читают не только те книги, которые проходят с
детьми на уроках». Ребят никто не контролирует –
что они читают и сколько страниц прочли. Но через
некоторое время они собираются в группах и
обсуждают прочитанное. Тем самым педагоги
пытаются развить у ребенка собственную
мотивацию к чтению.
Существует и практика вовлечения родителей. В
московской школе «Надежда» существует
детско-родительский клуб «Золотая полка», в
котором и родители и дети «анонсируют» свои
любимые книги.
Что касается собственно учебного процесса, здесь
есть свои традиции и свои находки, особенно в
освоении текстов информационного характера.
Так, в московской лингвистической гимназии № 1531)
во время специальных и обычных уроков педагоги
обучают детей стратегиям текстовой
деятельности, направленным на понимание и
запоминание учебной информации. Например, учат
школьников задавать различные типы вопросов к
читаемому тексту. Бывают вопросы, ответ на
которые содержится в одном предложении. В других
случаях, чтобы найти ответ, надо связать
информацию из разных кусочков текста. Есть
вопросы, требующие не только работы с конкретным
учебным текстом, но и знания предшествующего ему
учебного материала. А еще есть вопросы, лишь
косвенно связанные с содержанием текста, вопросы
на его интерпретацию.
Еще детей специально учат различным способам
пересказа читаемого текста – от краткого до
детального. Для этого приходится разделять
учебный текст на смысловые части, задавать к
каждой части вопросы, выделять ключевые слова,
выписывать отдельные выражения и другие детали,
характерные для данного текста. По сделанным
записям они сначала реконструируют текст
детально и подробно, причем это самая легкая
часть работы, а затем составляют краткий
пересказ, что значительно труднее. А еще труднее
сделать в своем пересказе самую краткую
аннотацию текста, «свернуть» его до минимально
существенного содержания. Это известные
мнемотехнические приемы, позволяющие долго
хранить учебную информацию в памяти и быстро
воспроизводить ее через некоторый промежуток
времени, например, когда приходит пора
подготовки к экзаменам.
Вообще стратегий работы с информационными
текстами существует великое множество. Есть
стратегии, помогающие понимать, осмысливать,
интерпретировать, запоминать, сохранять
информацию. И как правило, их можно переносить из
одной предметной области на другую. Одна из
основных задач, которую ставят перед собой
педагоги гимназии № 1531, в этом и состоит: научить
детей переносить способы работы на разные
предметные области. Цель заключается в том, чтобы
дети увидели, что с одной и той же информацией
можно работать разными способами и ты сам волен
выбирать, какой способ работы тебе более удобен в
конкретной ситуации.
Игры в лидеров
Особо остановимся на акции, проведенной в
гимназии № 1531 и приуроченной к Международному
дню грамотности.
Неделя началась с уроков, на которых
рассказывалось о праздновании Дня грамотности в
мире и обсуждалось положение дел с грамотностью
в нашей стране.
Затем в школе была сформирована из любящих
читать ребят группа так называемых «лидеров
чтения», чтобы вместе с педагогами провести для
других школьников уроки чтения и грамотности.
Например, в виде написания сочинений на темы,
связанные с проблематикой грамотности. Или в
виде уроков по развитию стратегий чтения. Так,
практиковалось попеременное чтение вслух с
остановками, когда каждый ученик читает вслух
свой фрагмент текста, а затем другие участники
занятия задают ему вопросы на понимание.
Везде прошли читательские конференции с
обсуждением и презентацией любимых книг.
Вот что рассказала про эффект новых подходов к
обучению завуч гимназии Светлана Ушакова: «В
этом году мы с детьми ездили в Чехословакию. И наш
гид, который уже не первый раз работал с
русскоязычными детьми, просто рассыпался в
комплиментах. Потом я поняла почему. Они не
просто слушали с безучастными лицами, как это
нередко бывает, а на ходу все схватывали и тут же
задавали вопросы.
Гид был потрясен заинтересованностью наших
детей и спросил, как мы их готовили к поездке. Я
ответила: никак. Ребята приехали в страну, ничего
о ней не зная. Но они привыкли, работая с
источниками информации, находить ответы на все
вопросы, которые у них возникают». О роли
стратегий чтения одна ученица гимназии сказала
так: «Просто изучая предмет, я как бы иду по
лестнице высотного здания, а стратегии – это
лифт, который поднимает меня с первого этажа
сразу на последний».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|