ПОВЕСТКА ДНЯ
Финансирование образования сокращается.
Бюджет образования растет
Но только за счет повышения зарплат и
стипендий
На первом в осенней сессии
заседании члены Комитета по образованию и науке
Государственной думы обсудили проект бюджета
системы образования на следующий год. И решили
поддержать его только в том случае, если системе
образования выделят дополнительно 75 миллиардов
рублей.
– Мое отношение к проекту бюджета –
критическое. Он консервирует текущее положение
дел, – заявил председатель комитета Александр
Шишлов. – Параметры роста бюджета образования не
позволяют говорить о том, что система является
государственным приоритетом.
Действительно, расходы на образование урезали
практически по всем статьям. Закупки
оборудования, капитальный ремонт, питание,
коммунальные платежи – финансирование каждого
из этих разделов сокращено в среднем на 4–5%.
Гораздо больше – 25,5% – потеряла в весе
Федеральная адресная инвестиционная программа
(ФАИП), средства которой идут на строительство в
образовании.
Впрочем, депутатов смутило не столько сокращение
финансирования ФАИП, сколько схема расходования
этих средств. «Несколько лет подряд ФАИП
верстается безобразно, нет никакой системы,
которая регулировала бы распределение средств
по регионам», – высказалась депутат Тамара
Плетнева.
В бюджете-2004 уменьшается и финансирование по
программе ФПРО – на 12,9%. Строго говоря,
увеличение бюджета происходит практически
только за счет индексации зарплат и стипендий.
Члены комитета пришли к заключению: в бюджете-2004
вновь не решается проблема оплаты труда. Ни о
каком повышении зарплаты говорить не приходится:
увеличение на 33% – это всего лишь компенсация
роста цен.
– Мы должны поэтапно двигаться к отраслевой
тарифной системе, – уверен Александр Шишлов. –
Рекомендованное РОСРО увеличение зарплаты с 1
октября 2004 года в полтора раза для работников
сферы образования потребует 7 млрд рублей на
федеральном уровне, что вполне реально. Причем
увеличение окладов нужно произвести уже в рамках
отраслевой системы оплаты труда. Но на месяц
раньше, с 1 сентября, нужно ввести 20-процентные
надбавки за непрерывный стаж и для молодых
преподавателей.
– Прошу заметить, что прожиточный минимум растет
в полтора-два раза быстрее, чем инфляция, –
сказал Олег Смолин, заместитель председателя
комитета, – поскольку расчет роста цен на
продукты первой необходимости осуществляется
своеобразно. В итоге в конце 2004 года российский
учитель будет на 22–25% беднее, чем в конце 2001 года.
Аналогично обстоят дела с индексацией стипендий.
– Я не согласен с тем, что в бюджете следующего
года консервируется низкий уровень зарплаты.
Надо выбросить эту фразу из официального решения
комитета, потому что повышение на 33% очень
существенное! – заявил депутат Александр
Шелехов.
– Существенное по сравнению с чем? Если со ста
процентами, то конечно, если с увеличением
прожиточного минимума, то вовсе не существенное,
– парировал Олег Смолин.
– Правильно! Фразу нужно поменять на другую:
«Проводится плановое снижение уровня жизни
работников образования», – согласились Зоя
Воронцова и Тамара Плетнева.
В итоге комитет принял решение поддержать проект
бюджета только в том случае, если 50 из 83 млрд
планируемого бюджетного профицита будет
передано на разделы «Образование» и «Наука», а 25
млрд рублей – направлено на повышение зарплаты
работников образования на региональном уровне.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|