ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЗНАК ПОВОРОТА
Пир в эпоху перемен
Смех, снимающий чувство тревоги,
иногда снимает и чувство ответственности
Вячеслав Глазычев, эксперт Центра
стратегических исследований Поволжского
федерального округа, в статье “О пользе чтения
старых книг” /“Знамя”, № 8/
увлекательно рассказал, как при исследовании
сегодняшней “глубинной России” он перечитывал
полузабытый труд Афанасия Фета “Село
Степановка, или Лирическое хозяйство”, находя в
думах поэта-земледельца важнейшие переклички с
нашими сегодняшними проблемами и размышлениями.
«“Не мы первые и не мы последние живем на свете,
– писал Фет. – Есть же государства
благоустроенные, где местные законы вытекли из
исторической необходимости и где эти законы
глубоко уважаются массой народа, которая между
тем никак не может похвастать, чтоб в ней
повсеместно было развито образование. Стало
быть, там у них есть еще какая-нибудь сила,
вследствие которой скромный листок подчиняется
общей гармонии растительности, чтобы в свою
очередь пройти, быть может, через все ее фазы до
сочности зрелого плода? Есть, и эта сила не
столько научное образование, доступное немногим,
сколько воспитание, доступное всем”.
Несколько наивно звучащие строки отнюдь не
теряют от своей безыскусности. В наших малых
городах функционируют десятки университетских
филиалов, так что с формальной образованностью
дело обстоит все лучше. Беда лишь в том, что
воспитанием школа нимало не озабочена, все дело
воспитания отдано семье, тогда как две трети
семей дать его не способны. Ни в ком я не встречал
такой всепоглощающей озлобленности на новые
обстоятельства жизни, как в преподавателях
вузовских филиалов в малых городах Поволжья.
Неся в себе одну лишь ненависть, воспитать они
могут одну лишь скрытую ярость, готовую
прорваться наружу при первых же жизненных
неудачах. И тут обратимся к Фету: “Итак, первое
средство к народному воспитанию – положительные
и бдительно охраняемые законы. Оградите же
честный труд от беззаконных вторжений чужого
произвола!” Трудна была эта задача во времена
Фета, не слишком она легка в наше время. От
утверждения, что стало еще труднее, удерживает
лишь то ключевое обстоятельство, что уровень
общей образованности действительно вырос на
порядок и более. Вырос, но еще не настолько, чтобы
установилась прямая зависимость между
осознанием права на собственность (как бы ни была
мала эта собственность) и реальным усвоением
чувства или, если хотите, инстинкта
ответственности».
Горькая поучительная статья Игоря
Архипова – “Смех обреченных (Смеховая культура
как зеркало короткой политической жизни
“Свободной России” 1917 года)”, “Звезда”, № 8
– заставляет задуматься о том, что наша
нынешняя суровость не так уж, может быть, плоха в
исторической перспективе.
«После Февральского переворота смеховая
культура оказывалась для обывателей средством
психологической разрядки, снятия невротической
тревожности, накапливавшейся в последние месяцы
существования “старого порядка”. Люди
испытывали потребность в развлечениях, зрелищах,
которые неизбежно приобретали политический
оттенок. Обыватели со смехом расставались со
зловещим прошлым, и это являлось основным
содержанием воцарившейся атмосферы “Праздника
Свободы”. В то же время смеховая культура,
объединявшая граждан в едином эмоциональном
настрое, в эйфории восторга и ожиданий “чуда” от
победившей “славной”, “великой”,
“национальной” революции, в первые месяцы
фактически подменяла собой официальную
государственную идеологию. Универсальная для
всех парадигма массового сознания “Свободной
России” не могла возникнуть моментально и тем
более быть усвоенной людьми, стать частью их
повседневности. Поэтому политики старались, во
многом интуитивно, как можно дольше поддерживать
у граждан настроения праздника, ликования и
формировать, таким образом, негативное отношение
к прошлому и позитивные, конструктивные
установки, обращенные в будущее
Да, “праздник” в послефевральской России удался
на славу! Причем, интересно, он идеально
вписывался в классические характеристики
карнавальной культуры, особо ярко
раскрывающейся, как отмечал Бахтин, как раз в
кризисные, переломные периоды. Разве на подобные
карнавальные правила не накладывались
политические мифы “Свободной России”, которые
пыталась пропагандировать элита, – и прежде
всего идеи о “всенародной” революции, в которой
“все равны” в праве пользоваться плодами
завоеванной “Свободы”, то есть играть по
законам карнавала! Отвечало канонам карнавала и
радикальное, с точностью до наоборот, изменение
основ повседневной жизни, карнавальные
“переодевания” “верноподданных” в “граждан”,
перемена исполняемых ролей (“кто был ничем…”),
десакрализация ключевых институтов
государства...»
В статье “Библиотека в эпоху перемен” /“Дружба
народов”, № 8/ Владимир Медведев обращается
к судьбам отечественных библиотек, которые во
все времена чутко реагировали на общественные
потрясения: «С оживлением революционного
движения, около 1896 года, оживляется и несколько
расширяется эта работа библиотек по содействию
самообразованию (с неярко выраженным, но
постоянным политическим, большей частью
либерально-демократическим, направлением или,
позднее, в духе реформистского понимания
марксизма). Библиотечный бум и революционная
активность почти независимо друг от друга были
слагаемыми, отражениями и катализаторами одного
и того же процесса.
Иное дело – судьба библиотек после революции 1917
года.
Новая власть очень хорошо понимала их значение и
сразу плотно взялась за библиотечное дело. Число
публичных читален резко возросло. Однако теперь
библиотечной политикой страны вновь стала
заправлять одна лишь власть. Шаг за шагом у
частных лиц и общественных организаций
отнималась малейшая инициатива. Декретами 1918
года была фактически узаконена национализация
библиотечного дела. Частные библиотеки
разрешалось иметь только крупным деятелям науки
и культуры, оформившим установленные охранные
документы. Некоторое время еще сохранялась
библиотечная деятельность профессиональных и
иных общественных организаций, однако она
осуществлялась под жестким контролем партийных
и государственных органов власти...
В романе Ф.М.Достоевского “Подросток” можно
прочитать строки о том, что нужны три поколения,
чтобы сознание нации было разрушено. В бывшем
СССР этот период истек, и три поколения граждан
испытали на себе в полной мере влияние
целенаправленной библиотечной политики
социалистического государства. Тем не менее было
бы несправедливо назвать ее результаты
однозначно негативными, они скорее
парадоксальны. Граждане современной России
являются “продуктом” дефицитного
дозированного доступа к информации, но
одновременно они утверждают добрый, гуманный
подход к решению национальных и мировых проблем.
Причина этого парадоксального на первый взгляд
явления заключается в исконной непреодолимой
тяге русского и живущих с ним рядом народов к
знаниям, свету, культуре».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|