ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ
В доме с лодочкой
Гений Мясницкой улицы – Владимир
Маяковский. Никто конечно же не вел такой
статистики, но вроде очевидно – слово
“Мясницкая” гораздо чаще возникает именно в его
произведениях.
Неудивительно. Именно здесь, в угловом доме с
Лубянским проездом, Маяковский жил с 1918 года и до
самой смерти. Именно в этом доме, в пресловутой
“комнатенке-лодочке”, он переживал все свои
радости и горести. Похоже, что последних было
больше.
Квартиру на Мясницкой Маяковский получил сразу
же после революции. Этот дом по привычке называли
стахеевским домом – в честь “старорежимного”
владельца. После экспроприации дом отошел
Совнархозу. В поэме “Хорошо” указан был почти
почтовый адрес:
Несется
жизнь,
овеивая,
проста,
суха.
Живу
в домах
Стахеева я,
теперь
Веэсэнха.
А внизу располагалось правление ныне совсем
позабытой конторы – Главтопа. Здесь помимо
прочих дел выдавали продовольственные карточки
сотрудникам этого ведомства. И это
обстоятельство также вошло в поэму:
Ходят
спекулянты
вокруг
Главтопа.
Обнимут,
зацелуют,
убьют
за руп.
Секретарши
ответственные
валенками
топают.
За хлебными
карточками
стоят
лесорубы.
Много
дела,
мало
горя им,
фунт
– целый! –
первой категории.
Валентин Катаев вспоминал: «Здесь он не писал
“нигде кроме, как в Моссельпроме” и “товарищи
девочки, товарищи мальчики, требуйте у мамы эти
мячики”, подаваемые теоретиками из Водопьяного
переулка (там проживали Осип и Лиля Брик, о них –
несколько позже. – А.М.) чуть ли не как сверхновая
форма классовой борьбы, чуть ли не как
революционная пропаганда нового мира и
ниспровержения старого, от которого “нами
оставляются только папиросы “Ира”».
Зато здесь Маяковский сочинил знаменитое
стихотворение “Разговор с товарищем Лениным”:
Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и
Ленин –
фотографией
на белой стене.
Несмотря на свой статус одного из ведущих
поэтов наступившей эпохи, Владимир Владимирович
и вправду жил в маленькой узенькой комнатке, чем-то
похожей на лодочку. В соседнем помещении жила
некая Люся, безработная. Люся ходила на биржу
труда, но все безуспешно.
В конце концов поэт ей предложил:
– Товарищ Люся, а почему бы вам не научиться
печатать. Это было бы очень удобно.
“Товарищ Люся” согласилась. Обучал ее сам
Маяковский. Девушка в результате получила
заработок и профессию, а поэт – машинистку,
живущую рядышком. Так был сформирован
малюсенький офис.
Маяковский был жилец приметный и со странностями.
Однажды, например, он пару месяцев вообще не
выходил из дома – писал поэму “Про это”. Сам он
определял свое произведение так: “По личным
мотивам об общем быте”. Нарком Луначарский дал
ей характеристику: произведение “глубоко
реалистическое и революционное”.
В действительности же она была посвящена любви
Владимира Владимировича к замужней Лиле Брик,
проживавшей со своим супругом Осипом в
Водопьяном переулке (находился там, где в наши
дни – Тургеневская площадь). Тот же Катаев
сообщал: “Он делил свою жизнь между Водопьяным
переулком, где принужден был наступать на горло
собственной песне, и Лубянским проездом, где в
многокорпусном доходном доме, в коммунальной
квартире у него была собственная маленькая
холостяцкая комнатка с почерневшим нетопленым
камином, шведским бюро с задвигающейся шторной
крышкой и на белой стене вырезанная из журнала и
прикрепленная кнопкой фотография Ленина на
высокой трибуне, подавшегося всем корпусом
вперед, с протянутой в будущее рукой”.
Сам же Маяковский писал в поэме “Про это”:
Лубянский проезд.
Водопьяный.
Вид
вот.
Вот
фон.
В постели она.
Она лежит.
Он.
На столе телефон.
“Он” и “она” баллада моя.
Не страшно нов я.
Страшно то,
что “он” – это я.
И то, что “она” –
моя.
Там же была определена и роль Мясницкой улицы:
Тесьма.
Натянут
бечевкой тугой
Край один –
я в моей
комнате,
ты в своей комнате – край другой.
А между –
такая,
какая
не снится,
какая-то гордая белой обновой,
через вселенную
легла
Мясницкая
миниатюрной кости слоновой.
В 1926 году Маяковскому дали отдельную квартиру в
Гендриковом переулке (переименованном позднее в
переулок Маяковского). Туда же переехали и Брики.
Нескладная личная жизнь все больше раздражала и
нервировала.
К счастью, мясницкая комнатка осталась за ним.
Можно было туда убегать и спокойно работать. Но
тут подступила новая напасть. Поэт начал
банальным образом исписываться.
Пастернак писал о позднем Маяковском: “До меня
не доходят эти неуклюжие зарифмованные прописи,
эта изощренная бессодержательность, эти общие
места и избитые истины, изложенные так
искусственно, запутанно и неостроумно. Это, на
мой взгляд, Маяковский никакой, несуществующий. И
удивительно, что никакой Маяковский стал
считаться революционным”.
Возможно, если бы жизнь Маяковского была более
устроенной, он справился бы с этим кризисом. Увы,
все обстояло иначе. Некогда аншлаговые
выступления поэта превращались в истинное
издевательство над ним. Маяковскому свистали, не
стесняясь, громко переговаривались, выкрикивали
дерзости. Однажды, например, когда он пафосно
продекламировал: “Умри, мой стих”, – ему
ответили из зала:
– Уже подох! Подох!
Все шло к трагической развязке. 12 апреля 1930 года
он написал завещание: “Всем. В том, что умираю, не
вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте.
Покойник этого очень не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ
(другим не советую), но у меня выхода нет.
Лиля, люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят –
“инцидент исперчен”,
любовная
лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете,
и ни к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский”.
Пистолет у Маяковского имелся – для чего-то ему
выдали оружие в самой чрезвычайке. Но была вместе
с тем и надежда на смутное, но все же счастливое
будущее.
Спустя два дня к нему зашла Полонская. Оттуда она
собиралась на репетицию в театр. Маяковский
умолял, чтобы Вероника Витольдовна бросила театр,
осталась с ним. Но Полонская все же отправилась
на репетицию. Владимир Владимирович дал ей 20
рублей на такси.
Далее – воспоминания Вероники Витольдовны: “Я
вышла, прошла несколько шагов до парадной двери.
Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я
закричала и металась по коридору. Не могла
заставить себя войти.
Мне казалось, что прошло очень много времени,
пока я решилась войти. Но, очевидно,
я вошла через мгновенье: в комнате еще стояло
облачко дыма от выстрела. Владимир Владимирович
лежал на ковре, раскинув руки.
На груди его было крошечное кровавое пятнышко.
Я помню, что бросилась к нему и только повторяла
бесконечно:
– Что вы сделали? Что вы сделали?
Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на
меня и все силился приподнять голову.
Казалось, он хотел что-то сказать, но глаза были
уже неживые…
Набежал народ. Кто-то звонил, кто-то мне сказал:
– Бегите встречать карету скорой помощи!”
И трагедия начала превращаться в фарс. Тело
Маяковского перевезли в Гендриков переулок и
нарядили в парадный костюм. Откуда-то вдруг
набежали какие-то чужие и малоуместные люди.
Вадим Шершеневич писал: “Смерть большого
человека никогда не обходится без окружающей
пошлости.
Маяковский лежал в гробу, а около него суетился
при литературе состоящий человек (Малышев) и,
обмахивая платочком ботинки, требовал, чтобы
сторож закрыл окна, сказав при этом гениальную по
пошлости фразу:
– Разве не видишь, что он может запылиться!”
Но самую жуткую сцену, случившуюся между смертью
и похоронами, описал Юрий Олеша: “В день его
смерти, когда, уже вечером, мы собрались в
Гендриковом переулке, где теперь музей, а тогда
была квартира Бриков, вдруг стали слышны из его
комнаты громкие стуки – очень громкие,
бесцеремонно громкие: так могут рубить, казалось,
только дерево. Это происходило вскрытие черепа,
чтобы изъять мозг. Мы слушали в тишине, полной
ужаса. Затем из комнаты вышел человек в белом
халате – не то служитель, не то какой-то
медицинский помощник – словом, человек
посторонний нам всем; и этот человек нес таз,
покрытый белым платком, приподнявшимся
посередине и чуть образующим пирамиду, как если
бы этот солдат в сапогах и халате нес сырную
пасху. В тазу был мозг Маяковского”.
Смерть Владимира Владимировича сопровождалась
не только фарсом, но еще и триллером.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|