ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Улица Мясницкая
Вот и наступил учебный
год. Позади летние путешествия. Впереди – беды и
радости крупного шумного города.
Но и в таких городах есть свое обаяние. И
путешествовать по ним не менее увлекательно,
пусть огромный город и не обойти за один день.
Зато в нем кроется множество маленьких
райончиков или же просто улочек, которые по
колориту, по красоте и по концентрации историй
вполне сопоставимы с иным региональным центром.
Один из подобных примеров – Мясницкая.
Мясницкая – символ Москвы. В плане символичности
она стоит в одном ряду с Тверской, Арбатом и
Замоскворечьем. Достаточно произнести одно из
этих слов, и уже не нужно город называть. Всем все
понятно.
Мясницкая – особый мир. Мир Маяковского и Лили
Брик, мир старообрядчества и традиционного
православия, мир детских игрушек и перепачканных
чернилами почтовых служащих.
Именно здесь находится главный почтамт страны и
главный детский магазин. Именно здесь один из
лучших книжных магазинов города. Именно под
Мясницкой улицей проходит первая линия
московского метро. И как раз тут окончил свою
жизнь Владимир Маяковский.
Мясницкая улица невелика – всего полтора
километра. Волгоградский проспект, например, на
порядок длиннее.
Но бессмысленно этим двум магистралям тягаться в
отношении истории. Мясницкая легко одержит верх.
Мясницкая неширока. Ее можно перебежать за
несколько секунд. Но так не стоит поступать –
Мясницкая коварна. Это только кажется, что здесь
машины ездят медленно и величаво.
Ряды домов (левый и правый, четный и нечетный)
высятся друг напротив друга, нависают над
прохожими таинственными серыми оштукатуренными
глыбами. Здесь можно забыть обо всем – просто
гулять по узким тротуарам и впитывать в себя
события былых веков.
А вдоволь нагулявшись по Мясницкой улице, а также
осмотрев ее исток – Лубянскую площадь (кстати,
еще один из символов Москвы), можно углубиться в
переулки и бродить в них еще несколько часов.
Переулки здесь особенные – искривленные,
обманчивые, завлекающие. И не удивляйтесь, если,
удаляясь от Мясницкой улицы, вы часок спустя
вдруг вновь окажетесь на ней. Конечно же в других
местах такое невозможно в принципе. Здесь же –
обычное явление.
Книги
В.М. Соловьев.
Улица Кирова, 21
М.: Московский рабочий, 1988
«История школы живописи в Москве тесно связана
с оформившимся в 1833 году Московским
художественным обществом (МХО). Это общество
объединяло живописцев, скульпторов, литераторов,
знатоков и ценителей художеств, меценатов –
словом, широкий круг лиц, интересующихся
изящными искусствами.
По установленным правилам каждый член общества
должен был ежегодно платить взнос в сумме 250
рублей, за что имел право присылать в натурный
класс для бесплатного обучения двух учеников
любого происхождения и гражданского состояния, в
том числе из крепостных. В натурный, а позже в
художественный класс, предшествовавший
Московскому училищу живописи, ваяния и
зодчества, могли поступить все желающие, но
бесплатное обучение распространялось только на
отдельных, специально отобранных учеников;
остальным приходилось платить за науку по 5
рублей в месяц».
Среди нескольких десятков брошюр, изданных в
некогда популярной серии “Биография
московского дома”, две посвящены Мясницкой
(тогда еще – улице Кирова). В частности, труд
В.Соловьева – об истории Училища живописи,
ваяния и зодчества.
В наши дни такие книги, разумеется, не продают в
обычных книжных магазинах. Но при желании можно
их раздобыть в букинистических отделах, и притом
за символическую плату.
А.П. Шикман.
Улица Кирова, 7
М.: Московский рабочий, 1989
«Главное дело Черткова – создание уникального
книжного собрания, навсегда сохранившего его
имя. Тяжелые ящики с книгами приходили из Европы
до последних дней жизни Александра Дмитриевича.
Новые приобретения, особенно книги на славянских
языках, занимали свое место на широких полках
Чертковской библиотеки. Первоначально она
размещалась в Дубовом зале центральной части
особняка, в нишах стен, которые сохранились до
наших дней. Этот зал с изящным мраморным камином
одновременно служил и кабинетом Черткову. Хозяин
славился хлебосольством и сердечностью. Вот что
вспоминал историк и археолог Н.Н.Мурзакевич:
“Такого радушия… готовности служить советами,
библиотекою я никогда более не встречал. Дом его,
кабинет, он сам в сюртуке с накидкою по нему
халата, разбросанные статуэтки, книги, книжки,
книжечки по столам, стульям, – со мною как бы
сроднились. Нигде так приятно и полезно не
проводил я времени, как в гостеприимном доме
Черткова”».
Вторая представительница серии “Биография
московского дома”, посвященная Мясницкой улицы,
повествует об истории дома Черткова, известного
в первую очередь своей незаурядной библиотекой
(ныне – часть коллекции Государственной
исторической библиотеки).
Мнения
«Там, где теперь Политехнический музей, по
воскресеньям бывал “охотничий” торг, который
переведен на Трубу. На этот торг вывозились
меделянские, овчарные, борзые, гончие и иных
пород собаки, выносились голуби, куры,
бойцы-петухи и иная птица. Здесь же в палатках
продавались певчие птицы и рыболовные
принадлежности. В то время, о котором я говорю,
крепостное право только что кончилось; помещики
еще не успели разориться и жили еще на барскую
ногу. У многих были превосходные охоты, и они
вывозили эти охоты – как тогда говорили, на
Лубянку – не столько для продажи, сколько
напоказ. Любопытно было смотреть на этих ловчих,
доезжачих, выжлятников и прочих чинов охоты. В
казакинах, подпоясанные ремнями, с арапниками в
руках, они напоминали какую-то “понизовую
вольницу”, с широким разгулом, с беспредельною
удалью, где жизнь, как и копейка, ставилась
ребром».
П. Богатырев, публицист, о второй
половине XIX века
«Все, что нужно для грандиозного строительства
города и деревни, – от гвоздя до двигателя, от
бревна и бочки цемента до оборудования
электрических станций – все это идет с Мясницкой
или через Мясницкую».
А.Родин, краевед, 1924 год
«То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять! –
писал Пушкин в изумительном стихотворении
“Дорожные жалобы”. Он любил Мясницкую. Поэт
увидел свет на Немецкой улице, а детство провел в
окрестностях Чистых прудов, “у Харитонья”.
Пушкины часто меняли квартиру, но оставались
долго верны Большому Харитоньевскому переулку,
тянувшемуся в одном направлении с оживленной
московской улицей Мясницкой.
Маленький Пушкин часто проезжал по Мясницкой
улице в возке, в санях, в дорожной карете; гонял он
по Мясницкой и в зрелые годы, уже став
петербургским жителем, на дрожках или в
извозчичьей, пропахшей дегтем и кожей пролетке.
Его тянули сюда родственные и дружественные
связи. Он бывал в семье дальних своих
родственников Веневитиновых, читал у них в доме
“Бориса Годунова”, ездил к гостеприимным
Пашковым на Чистые пруды с молодой женой, посещал
библиотеку, собранную известным археологом
А.Чертковым, был частым гостем директора
Московского архива Коллегии иностранных дел
А.Малиновского, занимавшего бывший панинский
особняк, заглядывал на Почтамт.
Звонкие строчки Пушкина были у меня на слуху с
самого раннего детства. Живя меж Покровкой и
Мясницкой, я пребывал как бы в двойном подданстве
и, конечно, гордился тем, что Пушкин воспел нашу
замечательную улицу. Непонятно только, при чем
здесь невеста. Зато я хорошо знал, как упоительно
разъезжать по Мясницкой. У нас в семье
существовала традиция: когда ложился прочный
снег и все извозчики пересаживались в сани, меня
катали по первопутку. Это приходилось на первые
числа декабря – в ту далекую пору времена года
соблюдали календарные сроки».
Ю. Нагибин, писатель, 1997 год
Летопись
1482 – в начале будущей Мясницкой улицы
организовано поселение новгородцев,
депортированных в Москву.
1769 – в доме Строгановых (№ 24) начинает
действовать первый в Москве Ассигнационный банк.
1793 – окончено строительство дома
Юшкова (№ 21), с середины XIX века – Училище
живописи, ваяния и зодчества.
1896 – окончено строительство магазина
“Чай – кофе” (дом № 19), магазин действует по сей
день.
1912 – построен Московский почтамт (дом №
26).
1920 – Училище живописи, ваяния и
зодчества переименовано в Высшие
художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
1924 – по Мясницкой улице прошел первый
пассажирский рейсовый автобус.
1925 – построено здание Госторга (дом №
47).
1930 – в бывшем доме Стахеева (№ 3/6 по
Лубянскому проезду) покончил с собой Владимир
Маяковский.
1934 – в результате покушения в
Ленинграде умирает Сергей Миронович Киров
(Костриков).
1935 – в память о предыдущем событии
Мясницкая переименована в улицу Кирова.
1935 – под улицей Кирова проложили первую
линию московского метро.
1936 – окончено строительство
Наркомлегпрома (дом № 39), ныне Госкомстат.
1964 – в доме № 13 открылось одно из
известнейших московских кафе “Русский чай”.
1974 – открылся музей Маяковского (дом №
3/6 по Лубянскому проезду) – один из любопытнейших
и необычнейших музеев города.
1990 – улица Кирова переименована в
Мясницкую.
Музеи
Политехнический музей
Новая площадь, 3/4
Поводом для открытия этого
музей стала Политехническая выставка,
состоявшаяся в 1872 году в Александровском саду. И
уже спустя пять лет была сдана первая очередь
нового здания, построенного специально под
музей.
При строительстве не обошлось без конфликтов. В
частности, музейный комитет восстал против
росписей архитектора Макаева (их можно видеть на
фасаде со стороны Лубянской площади). С лепными
белками и чугунными совами вроде бы смирились, а
вот панно презрительно именовали “дурно
написанными картинками” и требовали заменить.
Но оно все же осталось.
Перед музеем ставилась нелегкая задача:
“представить успехи науки в ее применении к
завоеванию природы человеком”. Здесь
действовали всевозможные научные и
просветительские общества, проходили
студенческие занятия, читались публичные лекции.
Правда, язвительный Влас Дорошевич считал, что в
Политехническом “собираются люди, которым
решительно не на что убить время”. Возможно, что
частично это было правдой.
После 1917 года музей стал заниматься не только
наукой, но еще и политикой. В его залах проходили
митинги активистов, собрания рабочих,
выступление вождей. Но не все с приходом новой
власти изменилось. Например, остались
поэтические вечера. Здесь за три месяца до смерти
читал свои стихи Александр Блок, и его вместо
цветов засыпали гроздьями сирени и ветвями
цветущей яблони. В Политехническом торжественно
принимал свое шутовское избрание в короли поэтов
Игорь Северянин. А Валерий Брюсов прерывал
ораторов словами: “Я прошу вас прекратить читку
не потому, что тема непристойна, а потому, что
стихи бездарны”. Слушатели же вскакивали на
скамейки, свистели, аплодировали, спорили.
В 1966 году скамейки заменили креслами. Но
вскакивать и свистеть прекратили значительно
раньше – когда здесь вместо литературных
диспутов стали проходить показательные судебные
процессы, нередко оканчивавшиеся смертными
приговорами. А пионеры в красных галстуках тем
временем старательно трудились в “комнате
технической смекалки”, где в качестве призов им
выдавали, например, коллекции топлива и руд.
Колхозники же приезжали на проходившие в
Политехническом так называемые смотры, где,
невзирая на научный профиль учреждения, задорно
пели и плясали.
Словом, Политехнический музей превзошел замыслы
своих создателей. Можно сказать, что он сделался
своего рода дневником двадцатого столетия.
КСТАТИ, музейное здание строилось (с перерывами)
на протяжении двадцати лет. Центральная часть
построена в 1875 – 1877 годах (архитектор Н.Шохин по
проекту И.Монигетти), южное крыло – в 1896 году
(архитектор Н.Шохин), а северное крыло с Большой
аудиторией – в 1903 – 1907 годах (архитекторы
П.Воейков и В.Ерамешанцев).
Государственный музей В.В.
Маяковского
Лубянский проезд, 3/6
Дом, в котором расположен музей
Маяковского, довольно старый. Это владение
описывал еще Владимир Гиляровский: “По другую
сторону Мясницкой, в Лубянском проезде, было
владение Ромейко. В выходящем на проезд доме
помещался трактир Арсентьича, задний фасад
которого выходил на огромнейший двор, тянувшийся
почти до Златоустовского переулка. Двор был
застроен оптовыми лавками, где торговали
сезонным товаром: весной – огурцами и зеленью,
летом – ягодами, осенью – плодами, главным
образом яблоками, а зимой – мороженой рыбой и
круглый год – живыми раками, которых привозили с
Оки и Волги, а главным образом с Дона в огромных
плетеных корзинах. Эта оптовая торговля была,
собственно, для одних покупателей – лотошников и
разносчиков. В начале девяностых годов это
огромное дело прекратилось, владения Ромейко
купил сибирский богатей Н.Д.Стахеев и выстроил на
месте сломанного трактира большой дом, который
потом проиграл в карты”.
Так вот, именно в этом доме в 1918 году поселился
поэт Маяковский. В 1930 году он (здесь же) покончил с
собой. В 1974 году тут открылся мемориальный музей.
А в горбачевскую эпоху, с 1987 по 1989 год, музей был
реконструирован. В результате вышло нечто
странное, но интересное.
Создатели этой весьма занятной экспозиции пошли
по нетрадиционному пути. Из старого стахеевского
дома выковыряли всю начинку, оставив только
лестницу и “комнатенку-лодочку”, в которой
проживал сам Маяковский. А на месте “лишних”
помещений развернули экспозиционное
пространство, где в нарочито “лефовской”
стилистике размещены многочисленные экспонаты.
В наше время, когда большинство музеев
представляет из себя однообразные залы с
картинками, развешанными по стенам, и
незамысловатыми предметами, лежащими в витринах,
расположенных вдоль тех же стен, этому музею
можно искренне и эмоционально радоваться. Он не
вписывается в глобальный штамп.
Но бывший дом Стахеева все-таки жалко.
КСТАТИ, здание было построено на рубеже XIX–XX
столетий.
ИНТЕРНЕТ
http://www.moskva.ru/guide/streets/myasnitskaya1r.html
«По правой стороне Мясницкой на углу с
Б.Златоустинским переулком находится дом № 8/2,
построенный в 1898 году архитектором Ф.О.Шехтелем
для владельца знаменитого Дулевского
фарфорового завода. Сейчас здесь располагается
один из лучших московских магазинов – “Фарфор –
хрусталь”.
В этом здании в 1907 году прошла первая выставка
художественного объединения “Голубая роза” при
финансовой поддержке Николая Рябушинского, сына
известного промышленника Павла Рябушинского. Он
был крупным меценатом отечественной живописи.
Рябушинскому импонировал символизм, и он
стремился соперничать с петербургским
художественным объединением “Мир искусства”,
которому покровительствовал Александр Дягилев.
Рябушинский организовал журнал “Золотое Руно”,
все участники которого должны были сплотиться
вокруг общего дела, как древние аргонавты.
Возглавил журнал Александр Бенуа. Рябушинского
окружали близкие ему художники – Павел Кузнецов,
Николай Сапунов и Николай Крымов, Сергей
Судейкин, Мартирос Сарьян, выпускники
Московского училища живописи, ваяния и
зодчества, находившегося на той же Мясницкой (дом
№ 21).
“Голубая роза”, открывшаяся в этом доме 18 марта
1907 года, была не только первым вернисажем
мецената Рябушинского, но и первой выставкой в
истории русского искусства Серебряного века.
Название, предложенное поэтом Валерием Брюсовым,
символизировало мистическое, ирреальное начало
жизни, фантастический мир.
Выставка поражала своей необычной обстановкой.
Все было выдержано в мерцающих голубых тонах, пол
устлан мягкими коврами, в нишах – кресла и
столики на изящных гнутых ножках. Картины,
представленные на выставке, утопали в море живых
цветов – их особенно любил Рябушинский».
Увы, не удалось найти сайт, полностью посвященный
Мясницкой. Но разрозненную информацию о прошлом
этой улицы можно без труда найти.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|