РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Семейное чтение
Е.К.ЛЮТОВА, Г.Б.МОНИНА. ШПАРГАЛКА
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.
Психокоррекционная работа с гиперактивными,
агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Санкт-Петербург, «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002
Хорошо ли писать шпаргалки? Очень
хорошо! Можно ли ими пользоваться на экзамене? Я,
например, всегда разрешал. Ведь шпаргалка – это
справочник. Только потом надо обсуждать
понимание предмета, умение ясно выражать свои
мысли, а не оценивать свойства памяти.
Ребенок – это «экзаменатор», которому не
выложишь информацию – просто выключится, он ведь
ждет понимания. Кроме того, учитель или родитель
– это оселок, на котором дети правят свое
понимание и поведение.
Книга Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной посвящена детям, с
которыми часто бывает трудно ладить. О них
рассказывается в первых четырех главах.
В начале каждой главы помещена научная справка,
рассказывающая о возможных причинах
возникновения гиперактивности, агрессивности,
тревожности или аутичности детей, приводятся
схемы наблюдений за ребенком и специальные
анкеты, даются рекомендации по оказанию помощи
как детям, так и родителям. «Прежде чем
реагировать на неприятную ситуацию,
остановитесь на несколько секунд (например,
сосчитайте до десяти). И тогда, избежав
эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства
вины за проявление своей слабости».
В каждой главе есть «Шпаргалка для взрослых» –
правила общения и занятий с проблемными детьми.
Затем идет подробное описание более 70
индивидуальных и коллективных игр и упражнений,
которые могут помочь учителям и родителям.
Пятая глава – «Рисуют наши дети» – посвящена
анализу рисунков детей. Почти все дети очень
любят рисовать, и рисунками они рассказывают о
своих чувствах и переживаниях. Надо только уметь
слушать и понимать. В книге даны четкие
рекомендации:
«Ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы
по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно
взятой детали рисунка».
«Каждый ребенок – уникальное существо, его надо
научиться понимать, несмотря на то, что его
поведение никогда не объяснить с помощью нашей
взрослой логики».
В.Л.ЛЕВИ. КАК ВОСПИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ
НОВЫЙ НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК.
Серия «Конкретная психология»
Москва, «Торобан», 2002
Карта книги – «Где и Что?»,
помещенная в ее начале, позволяет читателю
быстро найти ответы на более чем 80 актуальных
вопросов: «В какой угол поставить родителя?»,
«Почему правильное воспитание дает неправильные
результаты?», «Ценные указания в области
наказания», «Когда не надо хвалить ребенка?»,
«Как хвалить, не хваля», «Как не надо врать о
любви и сексе» и многие другие.
В.Леви пишет: «Ты думаешь, твой ребенок живет с
тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет
только рядом, живет своей жизнью. Ребенок – гость
в доме, притом и неблагодарный гость… Помни:
каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый
удар по самооценке оставляют в душе следы на всю
жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные
вылезают, как крысы, из щелей памяти, принимают
вид невроза, отравляют любовь…»
Он обращается к родителю: «Похвали своего
ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно
доходчивее, теплее! – не бойся и не скупись… – и
предупреждает: – Имейте в виду: ребенок
воспринимает не только прямые обращения и
разговоры, но все, что у нас внутри, весь
подтекст».
В заключение В.Леви говорит: «Если сумеешь
взрастить в себе хотя бы пылинку Понимания, хотя
бы намек – ты не напрасен... Это невероятно важно,
в этом великий смысл, даже если Понимание ничего
не изменит. Жизнь – надежда понять…»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|