Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Основанная на страхе зависимость от власти и одновременно неуважение этой власти, фальшивый коллективизм, стремление уклониться от личной ответственности, страх перед ситуациями неопределенности, стремление к стандартным решениям, ориентация на краткосрочную перспективу и работа ради галочки – если верить социологам, все эти характеристики абсолютно доминируют в трудовых отношениях российских граждан.
Я снова и снова вглядываюсь в данные российско-канадского социологического исследования и никак не могу отделаться от странного ощущения. Все эти характеристики словно списаны с портрета той массовой российской школы, которая ориентирована на трансляцию знаниевого стандарта, на трансляцию пресловутых ЗУНов. Стиль трудовых отношений на российских машиностроительных заводах как две капли воды похож на тот, который господствует во множестве российских школ, что заставляет задуматься над природой этого совпадения.
Самым наивным было бы попытаться в очередной раз увидеть в школе крайнего и предположить, что это выпускники школ несут на свои предприятия те или иные черты школьной субкультуры. Мол, это все школьные привычки и ценности. Разве не школа формирует основанную на страхе двойки личную зависимость ученика от учителя, прививает школьникам привычку жить по двойному стандарту, ориентирует на краткосрочную перспективу (сдать и забыть!) и наполнена множеством чисто формальных, ритуальных процедур (от заполнения школьных журналов до праздничных мероприятий)?
Но можно сделать и противоположный вывод: этот стиль школьных отношений и неписаных правил есть проекция и порождение того, что доминирует в российском общественном сознании в целом. Учитель, сознающий фальшь своих действий, но продолжающий их выполнять, или педагогический чиновник, разрабатывающий для учителя очередную порцию стандартов и бумаг для отчетности, – в общем, не виноваты в том, что делают. Они всего лишь заложники традиции, господствующей в российском обществе. И на российских машиностроительных заводах, оказывается, абсолютно те же традиции, ценности и мыслительные схемы.
Но тогда становится более понятным то, на что мы можем надеяться, в том числе и в нашей школьной епархии.
На поколение новых, энергичных менеджеров, которые не собираются быть заложниками психологических и мыслительных установок прошлого и для которых личная ответственность, долгосрочная перспектива, уверенность в ситуациях неопределенности и способность делать дело по внятно очерченным правилам, а не на основе личных неформальных контактов станет нормой существования. Только через их повседневные усилия сделает наконец поворот инерционная, неповоротливая машина российской ментальности. И произойдет это не в силу чьих-то прекраснодушных призывов, а в силу жестких экономических законов выживания в условиях развитого, цивилизованного рынка. Когда по-настоящему выживает не тот, кто приспособился к конъюнктуре и текущим правилам игры, а тот, кто видит долгосрочную перспективу и готов на нее работать в зоне повышенного риска и повышенной ответственности. Когда несешь ответственность не перед проверяющим начальником, а перед собственными долгосрочными целями. Но это будут уже совсем другое производство и совсем другая школа.
В этом, на наш взгляд, и состоит значение публикуемых сегодня на этой полосе материалов.

                                                                                                                                                                         Александр ЛОБОК

Запад нам поможет

Можно ли создать нормальные трудовые отношения на российских заводах?

Одна из задач, стоявших перед русско-канадским исследовательским проектом, заключалась в том, чтобы выяснить: возможно ли на российских предприятиях строить отношения с персоналом по западным образцам? Ответ положительный. Но с большими оговорками.
Начиная работу над проектом, мы полагали, что с трудовыми отношениями на предприятиях у нас не просто “как всегда”, но еще и хуже, чем было. А потом поняли: многое можно сделать, поскольку в улучшении этих отношений заинтересованы все – и рабочие, и работодатели. Только ни те, ни другие толком не знают, как достичь разумного и устраивающего обе стороны компромисса.
Чего мы ждали от государства в наиболее трудные переходные времена? Внятных правил отношений работодателей и наемных работников. Десять лет мы жили по-старому, советскому еще КЗоТу, а теперь наконец приняли новый, который во многом еще хуже: права явно скошены в сторону администрации. Такого нет ни в одной стране мира, чтобы в профсоюз, представляющий интересы работников, входили и представители администрации, с которыми, собственно, и нужно вести постоянный диалог.
Мы обследовали пять машиностроительных заводов, довольно крупных, более или менее успешных, хотя и в очень разной степени. Наша задача состояла, в частности, в том, чтобы посмотреть, действительно ли приложима к нашей производственной практике западная модель взаимоотношений. И мы убедились, что это возможно, правда, при очень серьезных оговорках.
Оговорки состоят прежде всего в том, что единой западной модели на самом деле просто не существует. Это миф, который, к сожалению, всерьез овладел умами многих наших менеджеров. В угоду этому мифу они порой ломают отношения, которые годами складывались на предприятии и на которые разумный менеджер вполне мог бы опереться.
На самом деле западных моделей трудовых коллективов много, они очень разные. И далеко не всякая западная модель нам подходит. Повторив на наших предприятиях исследование Герда Хофштеда, мы пришли к выводу, что нам ближе всего модель, распространенная в Германии, Финляндии, Австрии (странах с давними социал-демократическими традициями): много достаточно жестких правил в технологии и достаточно гибкое, мягкое отношение к людям.
Исследование позволило нам сформулировать ряд замечаний к новому трудовому кодексу. Большая часть их относится к профсоюзам, которые сегодня окончательно превращаются в послушный инструмент администрации. Защищать права рабочих с их помощью становится практически невозможно. Мы передали наши рекомендации в Министерство труда; надеемся, они будут приняты во внимание.

Владимир ЯДОВ,
доктор философских наук,
руководитель проекта “Состояние трудовых отношений в современной России”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru