ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Искусство не идти по чужим следам
Самореализация человека в современном
обществе связана с независимостью и
критичностью его мышления, с готовностью
отстаивать свои взгляды, убеждения, принимая
социальные вызовы и риски, не следуя бездумно за
тем, кто “скажет: я знаю, как надо” (А.Галич).
Гражданская позиция личности – это необходимое
условие противодействия человека любому
идеологическому манипулированию. Готов ли
сегодняшний учитель помочь становлению
гражданской позиции ученика, понимает ли
механизм защиты прав ребенка, обладает ли
необходимой компетентностью, чтобы
способствовать созданию в образовательном
учреждении демократического уклада?
Эффективное гражданское образование в школе
станет реальностью в том случае, если будущий
учитель будет иметь собственный позитивный опыт
жизни в демократическом сообществе. Что может
сделать в этом направлении педагогический
университет?
Каждый педагогический вуз имеет возможность
реализовать гражданское образование по
собственным, оригинальным сценариям. Тульский
государственный педагогический университет
(ТГПУ) носит имя Толстого, и это университет,
жизнь которого построена на идеях великого
гуманиста: ненасилие, партнерство взрослых и
детей, уважение их прав и свобод (вспомним:
“Свобода – основной критериум педагогики”).
Сегодня гражданское образование стало модным и
конъюнктурным направлением, оно декларируется
множеством учебно-воспитательных учреждений.
Можно ли отличить имитацию, игру в гражданское
образование от полезного практического опыта? На
наш взгляд, ключевые параметры подлинно
гражданского образования, выстраданные
многолетним опытом нашего университета, – это
вариативность, демократичность (возможность
студентов влиять на образовательный процесс),
плюрализм в учебно-воспитательном и научном
процессе, многообразие структур студенческого
самоуправления, открытость новому опыту,
превалирование интерактивных технологий
(диалоговых, игровых, тренинговых, задачных и
других). Иначе говоря, гражданское образование –
это не набор внешних атрибутов, а сама суть жизни
университета: его атмосфера, “дух”, стиль
общения преподавателей и студентов. Это
содержание и технологии организации
учебно-воспитательного процесса, ценности и
приоритеты, доминирующие в педагогическом
сообществе.
Основу составляет демократическая
образовательная среда педуниверситета. В основе
этой среды – интеграция усилий всех кафедр
(прежде всего педагогики, психологии,
культурологии, философии), учет данных
социологических исследований студенчества.
Трудности формирования такой среды были связаны
не только с инерционностью вуза и консерватизмом
мышления части преподавателей университета, но и
с их психологической и технологической
неготовностью к подобной работе. Приходилось
преодолевать и у студентов – вчерашних
школьников – стремление быть “ведомыми”, их
сложившуюся в довузовском опыте установку на
“бегство от свободы”.
Не один год работы потребовался, чтобы
вариативность в учебном процессе, в
научно-исследовательской работе студентов, в
воспитательной деятельности стала
восприниматься большинством преподавателей как
норма, чтобы полемика стала естественным и
необходимым компонентом любого занятия, чтобы
преподаватели начали рассматривать вопросы,
замечания, предложения студентов как показатель
успешности своей работы.
Организационные структуры университета
разнообразны и многоаспектны: дискуссионные
клубы и театры, социально-педагогические проекты
и студенческие рабочие бригады, проблемные
группы и научные кружки, исследовательские
центры и краеведческие экспедиции,
социологические лаборатории и педагогические
мастерские, спортивные секции и др. Каждый
студент получает возможность ориентироваться в
динамически меняющейся образовательной среде,
приобрести опыт, который он сочтет значимым для
себя, освоить те социальные роли и модели
поведения, которые покажутся ему полезными.
Важнейшей характеристикой гражданской
компетентности личности является готовность
делать выбор. Нам представляется важным, чтобы
опыт подобного выбора студент получил не только
во внеаудиторной деятельности, но и в учебном
процессе. Изучение большинства дисциплин было
трансформировано таким образом, чтобы
постепенно расширять для студентов сферу
субъективного выбора. Мы сделали так, что будущие
учителя стали предлагать варианты собственных
проектов, используя первые результаты
собственной практической и
научно-исследовательской деятельности.
Будущий учитель, получивший в педуниверситете
опыт собственного выбора, готов действовать в
ситуации неопределенности, непрогнозируемости.
Чем разнообразнее, богаче у студентов опыт
собственного выбора, тем более
аргументированной и осознанной становится их
гражданская позиция.
Предметом особой гордости студентов является
Центр поддержки студенческих инициатив,
созданный, чтобы дать будущим учителям
первоначальный опыт грамотной проектной
деятельности, чтобы помочь им определить пути
реального воплощения возникающих идей. По
предложению студентов возникли психологическая
консультация, студенческая биржа, студенческая
социологическая лаборатория, дискуссионные
клубы.
Опыт, полученный студентами на заседаниях
дискуссионных клубов, в разнообразных ситуациях
полемики, возникающих на заседаниях советов,
центров, научных кружков и проблемных групп,
переносится на семинарские и
лабораторно-практические занятия по предметам
специализации, дисциплинам
психолого-педагогического цикла.
Как определить реальный вклад университета в
становление гражданской компетентности будущих
учителей, в их готовность ”создавать
демократию”? Подавляющее большинство
выпускников ТГПУ им. Л.Н.Толстого идут работать в
систему образования, а в сегодняшней социальной
и экономической ситуации это гражданский
поступок. Опыт университетской жизни
переносится в школьную ситуацию даже вопреки
сложившимся в школе традициям. И это позволяет
нам “ощущать себя накануне победы”
(А.С.Макаренко).
И.Л. ФЕДОТЕНКО, Н.А. ШАЙДЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|