ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Какой ширины должна быть «полоса свободы»?
Может ли школа сегодня строить собственную
образовательную политику? Беседую с директором
Первой саратовской гимназии Марией
Михайловной СТРУНКОВОЙ.
– Чем сейчас живет ваша школа, что вас
волнует?
– Наша гимназия выросла из известной в Саратове
школы с хорошими традициями, где стабильные
результаты всегда сочетались со стремлением к
поиску. А сейчас нас интересуют не нововведения
как таковые, а возможность более свободного
получения детьми образования и более свободного
движения педагогической мысли.
– Что вы понимаете под “свободным движением
педагогической мысли”?
– В начале перестройки стали широко
использовать новые для педагогического
сообщества слова, например: “свобода выбора”,
“дифференциация”. И мы сразу ухватились за это.
Ведь до этого существовали жесткие правила,
определяющие рамки учебного процесса. Строжайше
отслеживалось количество часов. Например, на
“Молодую гвардию” отводилось семь часов, если
же в учебном плане инспектор находил шесть, то
седьмой, проведенный в форме “классного часа”,
не засчитывался как плановый урок.
– Разве не наблюдаем мы сегодня что-то очень
похожее? Об этом говорят сами учителя. Их пугают
“вакханалией” и “вседозволенностью”. Отсюда –
декларируемая необходимость стандартов… Но
ведь защищает от гипотетической вакханалии
вседозволенности вовсе не стандарт, а
собственная ответственность учителя. Разве не
так?
– Мы отчаянно боремся за целесообразность нашей
работы и будем бороться, как говорится, до
последнего дыхания. Мы хотели бы, чтобы и границы
стандартов определялись школой; чтобы влияние
государства на школу определялось разумными
границами. А вот полоску свободы движения очень
хотелось бы сохранить. Если не обороняться, все
усилия уйдут в песок.
– Почему школа все время стоит в позиции
обороняющейся, просящей и оправдывающейся? Какая
другая сфера имеет столь разросшуюся
управленческую структуру, жестко контролирующую
профессионалов? В сфере материального
производства все определяется эффективностью
работы на рынке, в культуре – талантом, а в
образовании… мнением инспектора или методиста
из районного отдела. Но если педагоги –
профессионалы, имеющие соответствующие дипломы,
то почему им не доверяют, постоянно их проверяя и
руководя ими? Почему не отдать функцию
экспертизы самой школе?
– У нас в гимназии издавна существует
педагогический совет, родительский комитет и
орган ученического самоуправления “Союз
неравнодушных”. Если нужно принять общее
решение, то собираемся вместе. Очень эффективно
показал себя институт классных воспитателей. Мы
его отчаянно сохраняем. А классные воспитатели
помогают решать многие учебно-воспитательные
задачи, мягко снимая конфликтные ситуации. Ведь
подростковая среда становится все более
агрессивной. Вместе с тем из жизни уходит
романтика, время требует более трезвого,
прагматического взгляда на вещи. А учитель
должен уметь держать позицию идеала и
общечеловеческих ценностей...
...Такова позиция, которую я назвала бы
классической учительской. Она определяет
деятельность тех школ, перед которыми остро
стоит проблема сохранения собственного
образовательного лица и собственной
образовательной автономии, какой бы
ограниченной она ни была.
Сила этой позиции в том, что школа стремится
отстоять свою собственную образовательную
политику. Слабость – в привычной боязни сделать
резкий “шаг вправо” – “шаг влево” и в
недостаточной самоорганизации реального
школьного сообщества детей и взрослых, что и дает
управленческим структурам возможность
демонстрировать свою административную силу.
На сегодня в российском образовании известную
автономию получили вузы, но никак не школы. Школы
продолжают рассматривать как объекты постоянной
идеологической и методической опеки. Причем,
если на финансовую и организационную помощь (вот
где опека нужна по-настоящему!) у государства сил
явно не хватает, это с лихвой компенсируется
переизбытком опеки методической. Учитель
опекается как неразумное дитя, и при этом никто
не спрашивает у него, а нужно ли ему это.
Наши учителя – труженики, каких мало. Они преданы
своей профессии, несмотря на мизерность зарплаты
и стрессовые условия труда. И в то же время они
оказываются под постоянным прессом контроля
сверху, от которого не могут избавиться. Этот
контроль стал привычным атрибутом существования
школы. Управляющее унижение стало привычным, и
единственное, на что продолжают надеяться
педагогические романтики, – чтобы сохранилась
минимальная “полоска свободы движения”.
Но школа, чтобы развиваться, должна иметь не
символическую “полоску свободы”, а полную
свободу самоутверждения и самореализации.
Право школ на самоконтроль и, шире, на публичную
самоэкспертизу требует юридического и
финансового обеспечения. Зато сегодняшняя
система контроля дает хлеб и власть десяткам
тысяч бывших учителей, которые, намучившись в
роли контролируемых, теперь сами стали
“контролерами” и отыгрывают свои прошлые
унижения на новых поколениях учителей.
Время требует изменения не форм или сроков
образования, а его смысла для детей и взрослых.
Относительная независимость решений школьного
сообщества, право на собственную стратегию и
тактику образования, автономия школьной жизни –
вот те начала демократизации, которые так нужны
современной школе.
Ната КРЫЛОВА,
главный редактор журнала
“Демократическая школа”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|