ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Слово в защиту прагматического оптимизма
Время часто подбрасывает нам поводы для
пессимизма.
Еще совсем недавно, каких-то десять лет назад,
казалось, что вожделенный мир свободной,
демократической школы – вот он, рукой подать. Еще
одно усилие, еще один демократический закон, и
чудо свершится.
Мы забыли о том, что общество, долгое время жившее
в условиях тотальной несвободы, не превратится в
свою противоположность по мановению волшебной
палочки. Что свобода не рождается подобно
Минерве из головы Юпитера. Свобода – это трудное
мировоззрение и одно из самых трудных испытаний.
Свобода – это всего лишь вектор движения.
Направление, в котором пытается идти на
протяжении своей жизни человек, на протяжении
своей истории – человечество.
А что у нас? Свободная школа не свершилась как
чудо, и вот мы уже готовы оплакивать «утраченную
демократию», свои собственные утраченные
иллюзии и надежды.
Что ж, все верно – идет «бюрократический откат»,
старая управленческая машина поднимает голову,
школа испытывает все большее и большее давление
абсурдных бумаг и резолюций...
Тем не менее есть основания утверждать, что в
кризисе – исключительно наши демократические
иллюзии, а вовсе не та реальная свобода, которая
трудно и медленно рождается в живых, реальных
делах. Эти дела не декларируются сверху в виде
тех или иных законов, а делаются реальными
людьми, свободными ровно настолько, насколько им
хватает для этой свободы мужества и трезвой
гражданской ответственности.
Педагоги саратовской гимназии,
отстаивающие свое право на «полоску свободы» и
героически удерживающие этот с таким трудом
завоеванный плацдарм, вопреки титанической
армаде бумаг и инструкций, идущих на них страшной
психологической атакой, – разве можно было такое
помыслить 15 лет назад?
Удивительный проект обуздания криминальной
энергии подростковых «стрелок» через
использование подросткового психологического
опыта этих «стрелок». Этим людям
некогда ныть о криминализации российского
общества – они изобретают путь спасения
общества от криминала, и оттого их дела исполнены
удивительного оптимизма. Это не оптимизм в
розовых очках, это прагматический оптимизм
нового, деятельного поколения.
Наконец, «педагогический Город Солнца»,
построенный педагогами и студентами Тульского
педагогического университета, – в этом простом
одном только перечислении того, что они сделали и
делают, сделанного столько силы, что ясно одно:
никакой бюрократический откат этой силе не
грозит. И поколение студентов, выпущенных из стен
этого университета, будет уже совершенно не тем
поколением, которое в начале девяностых
захлебнулось в обрушившемся на него потоке
внешней свободы.
Все это – миры нашей реальной свободы, миры нашей
реальной демократии, и чем больше таких миров,
тем больше открыта эта наша долгая дорога к
свободе.
На этом фоне воплощение идеи свободной
школы в г. Мумбайе кажется сущим
пустяком. Хорошо им там, в демократической Индии,
а вот вы у нас попробуйте!
И пробуют. И бьются за свои небольшие плацдармы
свободы. И в их проектах, в их делах прорастает та
свободная, демократическая школа, которую не
отменишь указом министра или очередной
инспекторской проверкой. Потому что она – в нас.
Одно дело – когда свобода даруется сверху, и
совсем другое – когда она выстрадана как личный
опыт противостояния несвободе. Выстрадана как
личный опыт гражданственности.
Чем больше такого опыта и чем он разнообразнее –
тем прочнее бастионы свободы. Это и есть процесс
прорастания реальной демократии в нашей школе.
Человек имеет не столько свободы и демократии,
сколько ему дают (когда «дают», это уже не
свобода), а столько, сколько ему самому удается
взять в этом далеком от идеалов свободы и
демократии мире.
И это будет всегда. В этом – глубинный парадокс
свободы. Внешняя свобода – ничто, если нет
свободы внутренней. И каждый человек свободен
ровно настолько, насколько он что-либо делает.
Дело, делаемое человеком, – это и есть мера его
реальной свободы. Будь это рядовой учитель из
самарской гимназии или профессор из Индии.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|