Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТО-ТО И ОНО

Образование становится доходной отраслью

Но куда уходит прибыль – неизвестно...

По данным Госкомстата, впервые с 1997 года в России отмечена дефляция: в августе потребительские цены в стране снизились на 0,4%. С учетом этого показателя инфляция за восемь месяцев текущего года составила 8,3%.
Нехарактерный для российской экономики феномен вызван относительно резким падением цен на продовольственные товары. В августе, как передает ПРАЙМ-ТАСС, они снизились сразу на 1,4%. Произошло это исключительно за счет плодоовощной продукции и сахара-песка, которые подешевели на 17,2% и 9% соответственно. При этом в августе по-прежнему росли тарифы на непродовольственные товары. В частности, более чем на 1% подорожал автомобильный бензин. Среди платных услуг в августе более всего выросли тарифы на услуги связи – на 2,7% и образования – на 2,3%. Мы воспользовались стилистикой Госкомстата и повторили эту формулу – «тарифы на услуги образования», хотя на самом деле не совсем ясно, о чем идет речь.
Конечно, можно предположить, что расчеты проводились по системе высшего образования, там действительно можно отследить по декларированным ценам рост или падение тарифов на образовательные услуги.
Но вот как обстоят дела в регионах:
«Потребительские цены в Липецкой области в августе снизились на 0,5%, – сообщили в областном комитете госстатистики. – Среди непродовольственных товаров традиционно для августа поднялись цены на товары для школьников: брюки, блузки, рюкзаки, альбомы для рисования – на 9–15%. Среди платных услуг существенно дороже стала плата за домашний телефон – на 16%, а также стоимость услуг образования – на 26%».
То есть повышение цен на рюкзаки и альбомы для рисования и стоимость образовательных услуг – это все-таки разное. Подорожало собственно образование.
Такое же повышение цен на образовательные услуги отмечается и в других регионах, поэтому можно считать ситуацию в Липецкой области типичной.
При этом, конечно, надо учитывать, что цены на морковь в августе падают потому, что урожай созрел. А цены на образование в августе могут расти только на черном образовательном рынке – никто в августе не учится, все либо поступают в вуз, либо готовятся идти в школу.
В любом случае, если исходить из того, что статистика показывает только видимую вершину происходящего, можно предположить, что реальное повышение цен на рынке образовательных услуг гораздо больше, чем указанные цифры.
Остается только спросить: кому достается прибыль, если официальный уровень доходов работников образования – за гранью прожиточного минимума?

Денег в системе все больше, учеников все меньше, а учителя живут все беднее

Мы говорим не о Москве. Потому что за неделю до начала учебного года мэр Ю.Лужков объявил, что повышает зарплату московским учителям на 30%. А в октябре будет еще одно повышение – федеральное.
Таким образом, Ю.Лужков продемонстрировал идеальную схему проведения реформы образования в одном отдельно взятом регионе.
После того как он объявил о повышении зарплаты, все нововведения в системе были восприняты на ура. И школа полного дня, и даже необходимость для родителей нанимать охрану в школах за свой счет.
Как ни парадоксально это прозвучит, реформы в образовании неэффективны, если они направлены на улучшение дел в школе. Дела улучшаются не реформами, а планомерными и системными экономическими и хозяйственными мероприятиями.
И никакая это не реформа и даже не модернизация – установить нормативное финансирование и наладить расходование средств так, чтобы школы не разваливались, а учителя получали нормальную зарплату.
А вот то, что сейчас происходит, – это теневая реформа системы образования.
Не правительственная, а народная.
Люди перестали верить правительству и стали сами нести больше денег в школу, среднюю и высшую, стали сами оценивать и устанавливать собственные тарифы, стали вкладывать деньги в образование.
При этом анализ информации, поступающей из регионов о количестве учеников, говорит о том, что школьников становится все меньше и меньше. Этот факт общеизвестен.
Хотите знать, в каких школах зимой будет холодно?

Все лето прошло в бурных дискуссиях о пожарной безопасности. Задача, без сомнения, чрезвычайно важная, но за ней пытаются скрыть не только проблему учительской зарплаты, но и тему коммунальных долгов системы образования.
Вот данные по задолженностям образовательных учреждений энергокомпаниям.

В Башкирии, в Благоварском районе, накопленная перед ОАО “Башкирэнерго” задолженность превышает 14 миллионов рублей.
В Давлекановском районе – 30 миллионов рублей.
В Иглинском районе – 30 миллионов рублей.
В Бижбулякском районе – 21 миллион рублей.

Пермская область. К группе наиболее проблемных потребителей относятся: город Чайковский, общая задолженность перед ОАО “Пермьэнерго” – 32 миллиона рублей. Пермь, общая задолженность – 120 миллионов рублей.
Город Губаха, МУП “Тепловые сети”, долг – 20 миллионов рублей. Березники, задолженность – почти 60 миллионов рублей.
Удмуртская Республика. Срыв своевременного начала отопительного сезона из-за долгов перед энергетиками возможен в следующих муниципальных образованиях: город Сарапул, общая задолженность превышает 47 миллионов рублей; Камбарский район, общая задолженность перед ОАО “Удмуртэнерго” превышает 10 миллионов рублей; Ижевск, задолженность приблизилась к 70 миллионам рублей.
Непривычно для газеты печатать такие длинные списки и так подробно описывать коммунально-хозяйственные проблемы.
Но мы бы хотели, чтобы наша аналитика была доказательной, основанной на фактах.
Потому что выводы слишком серьезны: если цена на образование растет, а граждане это образование все же получают, значит, оно оплачивается, в то же время самих учеников становится меньше, следовательно, на одного ученика реально тратится намного больше денег, чем раньше, – и за счет увеличения цены, и за счет уменьшения числа учеников, так почему же состояние системы столь плачевно?
И по зарплате учителям.
И по состоянию школ.
И по долгам коммунальщикам, а значит, по готовности к зиме.
И по тому, насколько активно мы преодолеваем наше отставание по качеству образования.
В чем причина школьной нищеты? Кто ответит?

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru