УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
В зоне неуспешного знания
находятся 40% детей из-за
неукомплектованности школьных библиотек
На то, чтобы на 50 процентов обновить
учебники в школьных библиотеках, потребуется 2,5
миллиарда рублей в ценах 2002 года. Можно ли
снизить эти затраты? Как обеспечить современными
учебниками 20 миллионов российских школьников,
независимо от дохода их семьи и
платежеспособности региона, в котором они живут?
Об этом спорят политики, предприниматели и
книгоиздатели.
В России выпуском школьных учебников
занимаются пять крупных издательств. Самое
крупное из них – негосударственное – «Дрофа»
(оно занимает 24% рынка). За ним следует
государственное – «Просвещение» (22,5% рынка),
далее – «Вентана-Граф» (12%), «Вита-пресс» (7%),
«Ассоциация ХХI» (6%). Эти пять издательств
выпускают 71% от общего тиража учебников. На 23
мелких издательства учебной литературы
приходятся оставшиеся 29% рынка учебной
литературы.
«За последнее время в Государственную думу было
внесено два законопроекта, рассматривающих
проблему обеспеченности школ учебниками, –
рассказал председатель Комитета по образованию
и науке Александр Шишлов. – На эти законопроекты
были получены отрицательные отзывы
правительства. В настоящее время начинается
подготовка нового варианта того же
законопроекта. Мы оказались в ситуации, когда в
2003 году мы не можем дать большинству детей в
России бесплатный (и современный) школьный
учебник».
Восемьдесят процентов российских родителей во
всех регионах страны сами покупают учебники по
рыночным ценам (до 2 тысяч рублей за комплект).
Большая часть школьных коллекторов и библиотек
укомплектована устаревшими учебниками. В
регионах только два учебника в комплекте из 12–15
учебников являются современными. Во многих
регионах дети изучают историю по учебникам
советского времени. По Закону «Об образовании»
обновлять учебную литературу необходимо раз в
четыре года. В нашей стране такое обновление
происходит раз в 20 лет.
«Проблема бесплатных учебников не имеет
системного решения, – сказал Александр Шишлов. –
Рынок учебной литературы – это высокодоходный
рынок. Но на состояние рынка учебников влияет все
– в том числе ситуация с льготами по НДС».
В соответствии с Распоряжением Правительства
России до 21.07.97 года №1022-р региональные бюджеты
должны были сами обеспечивать школы учебной
литературой. На уровне каждого региона были
разработаны свои программы обеспечения школ
учебниками. Но из-за дефицита бюджетов
бесплатными школьными книжками обеспечиваются в
основном воспитанники детских домов и
интернатов и беднейшие слои населения.
В 2000 году на бесплатные школьные учебники было
запланировано 566,3 миллиона рублей, выделено – 345,9
миллиона рублей. Примечательно, что почти такая
же сумма – 350 миллионов рублей – была
запланирована на учебники в 2001 году в бюджете
одной только Москвы.
В 2001 году на закупку учебной литературы в
бюджетах субъектов Российской Федерации было
запланировано 1247,6 миллиона рублей, но реально
выделено – 853,2 миллиона рублей. В 2002 году
ухудшилась ситуация с закупками школьных
учебников в регионах: было выкуплено только 20
процентов необходимых учебников. Это в два раза
меньше по сравнению с 2001 годом.
Около 30 процентов школ Воронежской области и 19
процентов школ в Ростовской области более пяти
лет не получали бесплатных учебников. Многие
области и регионы годами не закупают учебники
(Саратовская, Астраханская области, Калмыкия,
Республика Алтай).
Самой благополучной на сегодняшний день
оказывается ситуация в Краснодарском и
Красноярском краях, в Пермской, Самарской,
Челябинской областях, в Ханты-Мансийском
автономном округе. Школы этих регионов
обеспечены учебниками почти наполовину.
«Законодательная база обеспечения школ учебной
литературой отсутствует, – рассказал Анатолий
Баранников, руководитель департамента общего
образования Министерства образования РФ. –
Существует понятие бесплатного образования.
Является ли учебник его составляющей? Юристы
Минфина ответили на этот вопрос отрицательно.
Образование – это комплекс услуг, а учебник – не
услуга. Поэтому регионы, встав перед проблемой
закупки учебников, теперь уже вполне законно
стали обращаться за средствами к родителям
школьников. Федеральный бюджет может взять на
себя обеспечение учебниками малочисленных
народов, может поставить учебники в
коррекционные классы и экспериментальные школы.
Но не больше.
С позицией, высказанной юристами Минфина, можно
соглашаться или не соглашаться. Однако
сегодняшняя трактовка статьи в Законе «Об
образовании» приводит к тому, что руководители
каждого субъекта Российской Федерации вынуждены
сами искать варианты, как обеспечить учебниками
своих школьников. Здесь можно идти несколькими
путями. Первый путь – включение пункта об
обеспеченности учебниками в образовательный
стандарт. Второй путь – включение требования об
обеспеченности современными учебниками в
Положение о лицензировании учебного заведения.
Третий путь – выделение целевых субвенций на
учебники в рамках фонда поддержки регионов. Но в
любом случае мы находимся в зависимости от
экономического развития регионов».
В большинстве европейских стран и в США
издательская деятельность облагается
5–7-процентным налогом. А с учебной литературы в
большинстве стран НДС не взимается вообще. Такая
практика введена, в частности, на Украине. В
России НДС с учебной литературы был снижен до 10
процентов. Однако из-за изменения порядка
взимания налога с продаж, роста тарифов и цен на
бумагу цены на учебники, издаваемые
«Просвещением», выросли на 20–30 процентов, в
частных издательствах – еще выше. В итоге
портфель школьника подорожал в 2002 году почти в
два раза.
Цены на комплект учебников колеблются от 400–600
рублей в начальной школе до 700–900 рублей в
старшей школе. И это только по отпускным ценам!
Субъекты Российской Федерации не несут
ответственности за закупки учебников. Поэтому
более 80 процентов закупок учебников идет за
родительские средства.
Тяжелое положение сложилось в России с
учебниками для коррекционных школ. Программа
выпуска этих учебников выполняется только
благодаря финансированию по программе
Государственной думы, которую курирует депутат
Олег Смолин.
Общий тираж выпущенных в 2002 году в России
школьных учебников – 114,9 млн экземпляров. С
начала 90-х резко сократился выпуск учебников на
национальных языках, предназначенных для
малочисленных народов. Так, для народов Крайнего
Севера в 2002 году было выпущено всего 32,2 тысячи
учебников. Еще хуже дело обстоит с учебниками для
коррекционных школ. В 1992 году дети с особыми
нуждами могли получить за счет федерального
бюджета 1693,3 тысячи учебников, в 2002 году – всего 68
тысяч, которых даже не хватает на все школы. В 1996,
1998 и 1999 годах для коррекционных школ не было
выпущено ни одного нового наименования
учебников. В 2002 году новых учебников такого типа
было 17.
Более 10 лет в России не выпускались учебники для
слабовидящих со шрифтом по Брайлю. С 1994 года в
России нет государственного заказа на учебники
для слабовидящих и слабослышащих. Многие из
учебников для детей с проблемами в обучении
последний раз выходили в 1972 году.
«Из неукомплектованности школьных библиотек
следует, что 40 процентов детей сегодня находятся
в зоне неуспешного знания», – признал Анатолий
Баранников.
Комитет по образованию и науке Государственной
думы решил подготовить и рассмотреть поправку в
проект федерального закона «О государственном
стандарте общего образования». Поправка гласит о
включении в норматив бюджетного финансирования
расходов на приобретение учебников и учебных
пособий по перечню, утвержденному
Правительством РФ.
Комитет предложил Минфину при доработке
методики нормативного финансирования
муниципальных бюджетов на учебные расходы
внести дополнение о нормативе расходов на
приобретение учебников. А Министерству
образования думцы рекомендовали рассмотреть
вопрос о целесообразности принятия федеральной
целевой программы «Учебники для профильного
обучения».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|