Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Наталия ДОВЖЕНКО

«Уж не приписки ли это?»

Министр МЧС не поверил рапортам о готовности школ к учебному году

1 августа МЧС признало пожароопасными 30000 школ. Всего за месяц ситуация изменилась: уже лишь 3240 учреждений, из которых 2380 – аварийные, остались предметом особого внимания пожарных. Однако все они открыты и начали работать.
За время проведения проверок в школах вспыхнуло еще около 100 пожаров. По словам специалистов МЧС, сегодня в стране нет ни одного региона, где пожарная безопасность учащихся была бы обеспечена полностью.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям состоялось заседание специальной правительственной комиссии по вопросу профилактики пожаров в образовательных учреждениях.
Атмосфера заседания была напряженной. Приехавшие отчитываться работники управлений образования и подразделений МЧС из регионов выглядели оробевшими и с трудом подыскивали слова, когда министр Сергей Шойгу задавал им вопросы, не допускающие расплывчатых ответов.
– Хотя проведена большая работа, в таких регионах, как Дагестан, Якутия, Московская, Свердловская и Иркутская области, Москва, многие нарушения не ликвидированы. Особенно беспокоит то, что выделение средств и вообще решение этой проблемы происходит в самый последний час. Настораживает и то, что за неделю с 19 по 27 августа было принято 55% школ. Уж не приписки ли это? – задался вопросом министр МЧС. – Проверьте информацию, особенно там, где все школы приняты. Внимательно проверьте спецучреждения, дома-интернаты, дома ребенка.
Сергей Шойгу призвал к ответу в первую очередь заместителя министра образования Григория Балыхина и своего заместителя Евгения Серебренникова.
– Хотелось бы узнать, действительно ли все меры приняты. В этом вопросе неуместна лояльность, – сказал министр.

«Приемка школ проводится формально»

– Подавляющее большинство зданий образовательных учреждений было введено в строй в 50–70 годах прошлого века; в 60% учреждений постоянного пребывания детей вообще отсутствует необходимое противопожарное обрудование. Системами дымоудаления учреждения не оснащены вообще. Например, в 15 из 17 спецучреждений системы образования Брянской области нет ни противопожарной сигнализации, ни системы оповещения. Есть школы, где электропроводка не менялась с 1938 года, – грустно рассказывал Григорий Балыхин.
К началу учебного года, по словам замминистра, повсеместно проведены работы, не требующие финансовых затрат: расчищены эвакуационные выходы, установлены ящики с песком, убраны мусор и старая мебель. В течение года будут проводиться учебные тренировки. Собрана информация о требуемых средствах пожаротушения.
Но денег на сигнализацию, новую проводку, реконструкцию ветхих зданий как не было, так и нет. И это еще не все: в 32000 населенных пунктов нет пожарных подразделений, в 33000 – водоемов, откуда берут воду для тушения пожара, в 20000 – отсутствует экстренная связь, и почти во всех этих поселках есть школы. Решить эту проблему без значительного финансирования невозможно.
И если говорить честно, сегодня пожарные вынуждены принимать школы практически так же, как и раньше.
– Приемка образовательных учреждений проводится формально, органы управления образованием на местах пытаются находить компромиссы с пожарным надзором, ссылаясь на недостаточное финансирование из бюджета регионального или местного уровня, – заявил Григорий Балыхин.

«Люди будут получать жалованье, и ничего не изменится»

А средства действительно отсутствуют, поскольку нет специальной строки
бюджета. И, как это ни странно, в 2004 году дополнительных федеральных денег на противопожарные мероприятия и оборудование школам не дадут. Межведомственная программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2004–2006 годы в следующем году будет профинансирована на федеральном уровне лишь на 1 миллиард рублей, в том числе на 200 миллионов из Федеральной программы развития образования. Дальше всю надежду федеральная власть возлагает на регионы, которые должны принять собственные программы, а также на муниципалитеты и даже на внебюджетные средства самих учреждений.
Сергей Шойгу подчеркнул, что не согласится с превращением противопожарной кампании в разовую акцию и в очередное занятие для специалистов по разработке программ.
– Когда я слышу: “Приступили к разработке программы” – мне становится грустно. Люди будут получать государево жалованье, и совсем ничего не изменится, – сказал Сергей Шойгу.
И тут же стал подробно расспрашивать, в каких регионах уже приняты межведомственные программы безопасности учащихся.
– Сегодня таких регионов 12, но мы планируем, что программы вскоре появятся во всех субъектах Федерации, – ответил Григорий Балыхин.
– Почему так мало? Примите меры, чтобы через месяц программы были во всех регионах! – потребовал Сергей Шойгу от своего заместителя Евгения Серебренникова.
– Нет уверенности, что средства будут: во всех регионах, куда я съездил, говорят о том, что возникнут проблемы, – заметил тот.
– Еще раз говорю вам: даю месяц, вносите уточнения в бюджеты регионов, иначе все останется пустыми обещаниями: нет программы в бюджетах регионов – нет денег, – нетерпеливо повторил министр.
– Каждый месяц мы будем рассылать в регионы рекомендации по расходованию средств, отпускаемых на капремонт и приобретение оборудования, указывая, что при необходимости до 40% из них должно расходоваться на обеспечение безопасности учреждения. Только по учреждениям федерального подчинения это примерно 2,8 миллиарда рублей в 2004 году, – сообщил Григорий Балыхин.
Это единственное, что может сделать для общеобразовательных школ Министерство образования, не распоряжающееся средствами учреждений и к тому же неспособное доказать Министерству финансов необходимость финансирования целевой программы безопасности детей. Тем не менее Сергей Шойгу тут же ухватился за фразу о возможных сорока процентах и потребовал зафиксировать ее в решении комиссии.

«А почему бы вам, Сергей Кужугетович, самому не добиться выделения средств?»

Дальше министр опрашивал специалистов из регионов. Отчитывавшиеся путались в цифрах, называя суммы, отводимые на безопасность образовательных учреждений.
– Сколько в Дагестане принято школ к 1 сентября? Одиннадцать процентов? Все, доклад можно заканчивать! – И тут же выяснилось, что на 2004 год в бюджете Дагестана заложено 22 миллиона рублей на эти цели.
– Республика Саха (Якутия) – десятая часть страны, и у вас до 2005 года 50 миллионов? В Иркутской области 150 миллионов на год, у вас 50 – на два? А в 2005-м – 358 миллионов? Это что, юбилейный год? Так 50 или 358?
– Кто от Москвы выступает? Полковник МЧС? А где Любовь Кезина? У вас же 672 школы не приняты! – негодовал Сергей Шойгу.
– Нет, только одна! – парировал полковник.
– За ночь приняли? – поинтересовался министр.
– Сколько же еще детей должно сгореть, чтобы мы решили эту проблему? – этот вопрос Сергея Шойгу долго висел в полной тишине.
Зал, полный людей, отвечающих за безопасность детей, молчал. Кто-то шепнул:
– Почему бы Сергею Кужугетовичу, как сопредседателю «Единой России», не добиться выделения федеральных средств на противопожарную программу?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru