ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС
Григорий БАЛЫХИН,
первый заместитель министра образования
Наталия ИШТРИКОВА
«Финансовые потребности системы
образования обеспечены только на 50 процентов»
– Григорий Артемович, недавно
правительство одобрило проект бюджета на
следующий год. Удовлетворено ли Министерство
образования бюджетом отрасли? Ведь его рост
составит только 20,6%, тогда как в 2003 году – 21,8%.
– Ответить «да» нельзя – предусмотренные объемы
финансирования обеспечивают потребности
системы образования только на 50 процентов. Но,
понимая ситуацию, которая складывается в стране,
рассчитывать на что-то большее мы не можем.
Дополнительные деньги должны дать внебюджетные
источники.
– Получается, что финансирование системы
образования уже нельзя назвать государственным
приоритетом?
– Я считаю, что образование остается
приоритетом. Если сравнить бюджет образования 1999
года и проект на 2004 год, то он увеличился в 5,5 раза
в абсолютном выражении. А в целом федеральный
бюджет вырос на 13,4%. Доля образования в расходах
увеличилась за год с 3,2 до 3,4%. Рост бюджета
образования больше, чем в других отраслях
социальной сферы.
– Значит, Министерство образования сделало
все возможное для увеличения бюджета системы?
– Разумеется, хотя рост произойдет в основном за
счет повышения зарплат и стипендий; мы также
традиционно повышаем расходы на содержание
материально-технической базы, капремонт,
оборудование. Если в 1999 году на эти цели
отводилось 130–150 миллионов, то в этом году – 4,5
миллиарда рублей. К сожалению, на программу
информатизации нам дали только 1,5 миллиарда. В
Минфине и Минэкономики решили оставить
показатели финансирования целевых программ на
уровне текущего года.
– И как теперь Минфин собирается
профинансировать плановые 15 миллиардов до 2006
года?
– Главное, что пострадают конкретные
мероприятия информатизации школ! Мы начали эти
мероприятия, поставив по одному компьютеру в
школу, начали – не закончили. А в 2003 году на школы
практически ничего дополнительно не было
выделено. Но у нас есть надежда, что вопрос еще
удастся урегулировать, заручившись поддержкой
президента.
– В следующем году вновь не будут
финансироваться все те нормы законов, действие
которых приостанавливается уже несколько лет
подряд. Почему Министерство образования не
пытается отстаивать их?
– Нам удалось не отменять в этом году Закон «О
бесплатных учебниках». Что касается компенсации
на питание и льготного проезда студентам (на эти
цели потребовалось бы 7 миллиардов рублей), мы
решили перейти к адресной помощи, увеличив с 5 до
25% стипендиальный фонд для оказания материальной
помощи студентам. Теперь он составит 560
миллионов, и определять категорию нуждающихся
будут сами вузы.
– А как же 3% ВВП на высшее, 10% – на общее
образование, нормативы зарплаты? Когда-нибудь мы
приблизимся к этим показателям?
– Минфин и правительство уходят от этих норм.
Задача сегодня – сделать так, чтобы минимальная
зарплата бюджетников и стипендия студентов были
не меньше прожиточного минимума.
– Вы согласны с утверждением министра
финансов Алексея Кудрина о том, что повышение
зарплаты в 1,33 раза «полностью адекватно
состоянию бюджетной сети»?
– Минфин рассчитывает показатели повышения
зарплаты по темпам инфляции: в последние три года
она не поднималась выше 18%. Мы вместе с
профсоюзами считаем, конечно, что эта индексация
недостаточна. Необходимо компенсировать те годы,
когда повышения зарплаты не было. К тому же
повышение в значительной степени необходимо для
перехода к отраслевым тарифным системам.
Индексация в 2004 году пока не предусмотрена, но
она необходима, и я думаю, что это еще может
случиться.
– Но ведь Михаил Касьянов твердо сказал, что
проект бюджета не претерпит серьезных изменений.
– Сейчас что-то решиться может только в Думе, за
счет перераспределения дополнительных доходов.
– Вы возлагаете надежду на предстоящие
выборы и добрую волю депутатов?
– Честно говоря, я не почувствовал, что с
приближением выборов позиции депутатов
Государственной думы сколько-нибудь изменились.
– Григорий Артемович, в следующем году
зарплату и ряд других статей школьных смет будут
финансировать регионы. Справятся ли они?
– Я считаю, что это реально, многие регионы уже
работают по этой системе. Кстати, рост бюджета
образования регионов в этом году на 7% опередит
рост на федеральном уровне, составив почти 28%. А
до 2001 года бюджеты в регионах росли лишь на 5
процентов.
Мы разработали методику расчета нормативов
финансирования школ в регионах. Но, конечно, это
потребует перераспределения доходной базы и
налогов между муниципалитетами и регионом.
– Но ведь средств муниципальных образований
недостаточно.
– Тогда регионам будет оказываться помощь в
рамках общих плановых трансфертов, как было и
раньше. Эти деньги становятся целевыми только на
уровне регионов.
– То есть объем средств для поддержки
дотационных регионов не увеличился в связи с
изменением порядка финансирования школ?
– Нет, дополнительных средств не заложено.
– А насколько обязательны нормативные
рекомендации по минимальному финансированию
школ?
– Они будут направляться в регионы совместным
письмом министра финансов и министра
образования.
– Получается, что правительство, еще в июне
наотрез отказывавшееся от идеи федеральных
финансовых нормативов для школ, теперь эти
нормативы вырабатывает?
– Да, у нас есть надежда, что в законе о стандарте
появится статья о финансовом нормативе. Удалось
добиться, чтобы Минфин разработал методические
рекомендации по расчету финансирования – именно
подушевого нормативного финансирования.
– Большим подспорьем для финансового
обеспечения образования стало бы введение ряда
налоговых преференций. Будут ли меняться
налоговые механизмы в системе?
– Министерство образования постоянно работает
над этой темой, мы подписали Соглашение о
сотрудничестве с Министерством по налогам и
сборам.
– Идет ли речь о выводе из налогооблагаемой
базы всех внебюджетных средств, реинвестируемых
в образование, о налоговом вычете на
приобретение основных средств?
– Когда был введен Налоговый кодекс, то
получилось так, что кто-то приобрел налоговые
послабления, а кто-то их утратил. Мы неоднократно
обсуждали этот вопрос на разных уровнях, но пока
вопрос не решается. Мы проводим встречи на уровне
МНС и Министерства образования. Важность
установления налогового вычета на средства,
инвестируемые в капремонт и приобретение
основных средств, очень велика. Ведь сегодня
заработанные деньги тратятся на текущие расходы,
а могли бы на них ремонтировать здания,
приобретать дорогостоящее оборудование.
– Вопрос может решиться, наверное, только в
Министерстве финансов?
– На самом деле и от МНС многое зависит. Мы все
свои обязательства по соглашению выполним на 100
процентов. Мы ведь не говорим о введении новой
льготы: просто нужно включить в статью об
исключении из налогооблагаемой базы этих
средств. Все же в 2004 году вопрос вряд ли решится.
– Министерство образования уже несколько
лет подряд отождествляет стратегию развития
образования с программой модернизации. Однако
сегодня многие считают, что настоящей стратегии
не существует. А какие пункты стратегии
экономического развития образования вы могли бы
сформулировать?
– Если говорить о школах, то прежде всего –
сделать так, чтобы заработал закон о
финансировании, который позволит наконец уйти от
долгов и повышать зарплату. Второе направление –
нормативное подушевое финансирование. И третье
– открытие отдельных счетов для каждой школы,
создание попечительских советов и привлечение
дополнительных средств.
– В связи с последним пунктом у школ уже есть
серьезные опасения. Не получится ли так: на какую
сумму будут увеличиваться внебюджетные средства
школ, на такую при принятии последующей сметы
будут уменьшаться бюджетные расходы?
– Нет, это абсолютно невозможно! Я обещаю, что
бюджетные средства изыматься не будут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|