Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС 

Григорий БАЛЫХИН,
первый заместитель министра образования
Наталия ИШТРИКОВА

«Финансовые потребности системы образования обеспечены только на 50 процентов»

Григорий Балыхин, первый заместитель министра образования

– Григорий Артемович, недавно правительство одобрило проект бюджета на следующий год. Удовлетворено ли Министерство образования бюджетом отрасли? Ведь его рост составит только 20,6%, тогда как в 2003 году – 21,8%.
– Ответить «да» нельзя – предусмотренные объемы финансирования обеспечивают потребности системы образования только на 50 процентов. Но, понимая ситуацию, которая складывается в стране, рассчитывать на что-то большее мы не можем. Дополнительные деньги должны дать внебюджетные источники.
– Получается, что финансирование системы образования уже нельзя назвать государственным приоритетом?
– Я считаю, что образование остается приоритетом. Если сравнить бюджет образования 1999 года и проект на 2004 год, то он увеличился в 5,5 раза в абсолютном выражении. А в целом федеральный бюджет вырос на 13,4%. Доля образования в расходах увеличилась за год с 3,2 до 3,4%. Рост бюджета образования больше, чем в других отраслях социальной сферы.
– Значит, Министерство образования сделало все возможное для увеличения бюджета системы?
– Разумеется, хотя рост произойдет в основном за счет повышения зарплат и стипендий; мы также традиционно повышаем расходы на содержание материально-технической базы, капремонт, оборудование. Если в 1999 году на эти цели отводилось 130–150 миллионов, то в этом году – 4,5 миллиарда рублей. К сожалению, на программу информатизации нам дали только 1,5 миллиарда. В Минфине и Минэкономики решили оставить показатели финансирования целевых программ на уровне текущего года.
– И как теперь Минфин собирается профинансировать плановые 15 миллиардов до 2006 года?
– Главное, что пострадают конкретные мероприятия информатизации школ! Мы начали эти мероприятия, поставив по одному компьютеру в школу, начали – не закончили. А в 2003 году на школы практически ничего дополнительно не было выделено. Но у нас есть надежда, что вопрос еще удастся урегулировать, заручившись поддержкой президента.
– В следующем году вновь не будут финансироваться все те нормы законов, действие которых приостанавливается уже несколько лет подряд. Почему Министерство образования не пытается отстаивать их?
– Нам удалось не отменять в этом году Закон «О бесплатных учебниках». Что касается компенсации на питание и льготного проезда студентам (на эти цели потребовалось бы 7 миллиардов рублей), мы решили перейти к адресной помощи, увеличив с 5 до 25% стипендиальный фонд для оказания материальной помощи студентам. Теперь он составит 560 миллионов, и определять категорию нуждающихся будут сами вузы.
– А как же 3% ВВП на высшее, 10% – на общее образование, нормативы зарплаты? Когда-нибудь мы приблизимся к этим показателям?
– Минфин и правительство уходят от этих норм. Задача сегодня – сделать так, чтобы минимальная зарплата бюджетников и стипендия студентов были не меньше прожиточного минимума.
– Вы согласны с утверждением министра финансов Алексея Кудрина о том, что повышение зарплаты в 1,33 раза «полностью адекватно состоянию бюджетной сети»?
– Минфин рассчитывает показатели повышения зарплаты по темпам инфляции: в последние три года она не поднималась выше 18%. Мы вместе с профсоюзами считаем, конечно, что эта индексация недостаточна. Необходимо компенсировать те годы, когда повышения зарплаты не было. К тому же повышение в значительной степени необходимо для перехода к отраслевым тарифным системам. Индексация в 2004 году пока не предусмотрена, но она необходима, и я думаю, что это еще может случиться.
– Но ведь Михаил Касьянов твердо сказал, что проект бюджета не претерпит серьезных изменений.
– Сейчас что-то решиться может только в Думе, за счет перераспределения дополнительных доходов.
– Вы возлагаете надежду на предстоящие выборы и добрую волю депутатов?
– Честно говоря, я не почувствовал, что с приближением выборов позиции депутатов Государственной думы сколько-нибудь изменились.
– Григорий Артемович, в следующем году зарплату и ряд других статей школьных смет будут финансировать регионы. Справятся ли они?
– Я считаю, что это реально, многие регионы уже работают по этой системе. Кстати, рост бюджета образования регионов в этом году на 7% опередит рост на федеральном уровне, составив почти 28%. А до 2001 года бюджеты в регионах росли лишь на 5 процентов.
Мы разработали методику расчета нормативов финансирования школ в регионах. Но, конечно, это потребует перераспределения доходной базы и налогов между муниципалитетами и регионом.
– Но ведь средств муниципальных образований недостаточно.
– Тогда регионам будет оказываться помощь в рамках общих плановых трансфертов, как было и раньше. Эти деньги становятся целевыми только на уровне регионов.
– То есть объем средств для поддержки дотационных регионов не увеличился в связи с изменением порядка финансирования школ?
– Нет, дополнительных средств не заложено.
– А насколько обязательны нормативные рекомендации по минимальному финансированию школ?
– Они будут направляться в регионы совместным письмом министра финансов и министра образования.
– Получается, что правительство, еще в июне наотрез отказывавшееся от идеи федеральных финансовых нормативов для школ, теперь эти нормативы вырабатывает?
– Да, у нас есть надежда, что в законе о стандарте появится статья о финансовом нормативе. Удалось добиться, чтобы Минфин разработал методические рекомендации по расчету финансирования – именно подушевого нормативного финансирования.
– Большим подспорьем для финансового обеспечения образования стало бы введение ряда налоговых преференций. Будут ли меняться налоговые механизмы в системе?
– Министерство образования постоянно работает над этой темой, мы подписали Соглашение о сотрудничестве с Министерством по налогам и сборам.
– Идет ли речь о выводе из налогооблагаемой базы всех внебюджетных средств, реинвестируемых в образование, о налоговом вычете на приобретение основных средств?
– Когда был введен Налоговый кодекс, то получилось так, что кто-то приобрел налоговые послабления, а кто-то их утратил. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос на разных уровнях, но пока вопрос не решается. Мы проводим встречи на уровне МНС и Министерства образования. Важность установления налогового вычета на средства, инвестируемые в капремонт и приобретение основных средств, очень велика. Ведь сегодня заработанные деньги тратятся на текущие расходы, а могли бы на них ремонтировать здания, приобретать дорогостоящее оборудование.
– Вопрос может решиться, наверное, только в Министерстве финансов?
– На самом деле и от МНС многое зависит. Мы все свои обязательства по соглашению выполним на 100 процентов. Мы ведь не говорим о введении новой льготы: просто нужно включить в статью об исключении из налогооблагаемой базы этих средств. Все же в 2004 году вопрос вряд ли решится.
– Министерство образования уже несколько лет подряд отождествляет стратегию развития образования с программой модернизации. Однако сегодня многие считают, что настоящей стратегии не существует. А какие пункты стратегии экономического развития образования вы могли бы сформулировать?
– Если говорить о школах, то прежде всего – сделать так, чтобы заработал закон о финансировании, который позволит наконец уйти от долгов и повышать зарплату. Второе направление – нормативное подушевое финансирование. И третье – открытие отдельных счетов для каждой школы, создание попечительских советов и привлечение дополнительных средств.
– В связи с последним пунктом у школ уже есть серьезные опасения. Не получится ли так: на какую сумму будут увеличиваться внебюджетные средства школ, на такую при принятии последующей сметы будут уменьшаться бюджетные расходы?
– Нет, это абсолютно невозможно! Я обещаю, что бюджетные средства изыматься не будут.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru