ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
КЛАУС ФОПЕЛЬ. ЭНЕРГИЯ
ПАУЗЫ.
Психологические игры и упражнения. Практическое
пособие для педагогов. Пер. с нем. Москва,
«Генезис», 2002
Настоящее обучение не требует постоянной
концентрации внимания на учителе, и даже
напротив: чем дольше учитель удерживает внимание
учеников, тем меньше происходящий процесс
напоминает подлинное обучение. Многие учителя,
чувствуя ритм обучения, успешно чередуют периоды
напряженного внимания с периодами рефлексии или
игровыми паузами. Эта интуитивная дидактика
подтверждается результатами проводимых в
физиологии исследований головного мозга.
Немецкий психолог Клаус Фопель в своей книге
пишет, что в течение дня концентрация внимания не
одинакова – она колеблется. У каждого человека
есть свои собственные циклы, длительность
которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого
цикла мозг нуждается в отдыхе – от 10 до 20 минут, –
чтобы закрепить и переработать полученный опыт и
восстановить свою работоспособность. Поэтому
для восстановления полной работоспособности
мозга надо устраивать специальные паузы.
Распорядок перемен в школе учитывает эти циклы,
но большинство учеников за это время не успевают
восстановиться. То же самое относится и к
учителям, которые за время перемен готовятся к
занятиям или сидят на совещаниях.
Перерывы в учебном процессе – не пустое время, а
необходимость. Время, требующееся школьникам для
внутренней переработки новой информации,
зависит от сложности материала и индивидуальных
особенностей. Если фаза концентрированного
обучения длится 10–15 минут, то нужно
рассчитывать, что время переработки материала
займет от 2 до 5 минут. В среднем дети пяти–восьми
лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в
течение 5–7 минут, не более. Дети
девяти–тринадцати лет – в течение 8–12 минут,
юноши и девушки четырнадцати–восемнадцати лет
– в течение 12–15 минут. После этого обязательно
должна следовать пауза.
Паузы отдыха и расслабления нужны не только
ученикам, но и учителям. Обычно они в течение
учебного дня имеют недостаточно возможностей
восстановиться. Учителя слишком часто
испытывают сильный стресс, а свободного времени
у них слишком мало, чтобы успеть прийти в себя и
успокоиться.
В книге есть практические рекомендации по
организации пауз:
– Попробуйте сделать так, чтобы только от 20 до 40 %
учебного времени требовало напряженного
внимания учеников, и тогда вы достигнете лучших
результатов.
– Следуйте принципу «контрастности
переживаний». Самый простой способ реализации
этого принципа – перемена места: чаще
пересаживайте учеников, переводите их в другие
помещения и т.д.
– Многократно чередуйте незнакомые, непривычные
действия и действия ритуальные. Новизна приносит
радость, эффект неожиданности снимает
напряжение, ритуалы создают ощущение
устойчивости и предсказуемости.
В книге содержится множество упражнений, в
которых ученикам предлагаются разнообразные
формы движения. Традиционная педагогика
полагала, что мышление есть мышление, а спорт
есть спорт и обе эти вещи нужно четко разделить.
Однако существует множество работ,
подтверждающих положительную корреляцию между
движением и интеллектуальным обучением. В книге
множество двигательных упражнений, которые
можно включить в учебный процесс.
Клаус Фопель пишет, что по аналогии с клятвой
Гиппократа педагоги могли бы давать клятву
Сократа, обязуясь по возможности минимизировать
страх и стресс учеников. «Дело в том, что страх и
стресс чаще всего способствуют нарушению
учебного процесса в школе... У школьников
существует множество поводов для тревог и
страхов. Тревоги активизируют защитные
механизмы, которые, возможно, существенны для
практического выживания, но, однако,
разрушительно влияют на способность к обучению…
Часто от обиды и собственного бессилия люди
начинают чувствовать себя беспомощными.
Беспомощность может стать хроническим
состоянием, которое выражается негативным
отношением к себе и к миру».
В книге есть практические рекомендации
педагогам, стремящимся снизить уровень стресса у
школьников. Например, такие:
– Введите специальный, небольшой по времени
ритуал, сопровождающий переход от одного вида
занятий к другому.
– Постоянно вводите игровые паузы, во время
которых ученики могли бы двигаться и смеяться,
собираться в разные группы и играть разные роли.
– Избегайте давления и угроз по отношению к
детям. Обсуждайте с ними свои планы и их
собственные, реально достижимые цели.
Книга содержит описание 140 игр, распределенных по
девяти главам: «Разогревающие упражнения»,
«Тематические игры», «Тело в движении», «Игровые
паузы», «Гимнастика для голоса», «Сила смеха»,
«Игра чувств», «Гимнастика для мозга», «Магия
ритуала».
В «Комментариях для ведущего» указано, что
является учебной целью данной игры. Каждая игра
представляет собой эксперимент, участие в ней
гораздо важнее результата. Игры задуманы так, что
их проведение занимает от 5 до 10 минут.
Клаус Фопель пишет: «Учителя выполняют работу,
которая часто ощущается ими как колоссальная
нагрузка. Не только ученики испытывают их
терпение, но и коллеги, школьное начальство и
родители. Если вы будете играть с учениками, то
испытаете большие радости от своей работы. Если
вам удастся не только пробудить в учениках живой
интерес к предмету, но и самому почувствовать
полноту жизни, ощутить радость творчества».
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: «gnpbu@gnpbu.ru »
Internet: «www.gnpbu.ru»
Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|