Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

КЛАУС ФОПЕЛЬ. ЭНЕРГИЯ ПАУЗЫ.
Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов. Пер. с нем. Москва, «Генезис», 2002

Настоящее обучение не требует постоянной концентрации внимания на учителе, и даже напротив: чем дольше учитель удерживает внимание учеников, тем меньше происходящий процесс напоминает подлинное обучение. Многие учителя, чувствуя ритм обучения, успешно чередуют периоды напряженного внимания с периодами рефлексии или игровыми паузами. Эта интуитивная дидактика подтверждается результатами проводимых в физиологии исследований головного мозга.
Немецкий психолог Клаус Фопель в своей книге пишет, что в течение дня концентрация внимания не одинакова – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в отдыхе – от 10 до 20 минут, – чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность. Поэтому для восстановления полной работоспособности мозга надо устраивать специальные паузы. Распорядок перемен в школе учитывает эти циклы, но большинство учеников за это время не успевают восстановиться. То же самое относится и к учителям, которые за время перемен готовятся к занятиям или сидят на совещаниях.
Перерывы в учебном процессе – не пустое время, а необходимость. Время, требующееся школьникам для внутренней переработки новой информации, зависит от сложности материала и индивидуальных особенностей. Если фаза концентрированного обучения длится 10–15 минут, то нужно рассчитывать, что время переработки материала займет от 2 до 5 минут. В среднем дети пяти–восьми лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в течение 5–7 минут, не более. Дети девяти–тринадцати лет – в течение 8–12 минут, юноши и девушки четырнадцати–восемнадцати лет – в течение 12–15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.
Паузы отдыха и расслабления нужны не только ученикам, но и учителям. Обычно они в течение учебного дня имеют недостаточно возможностей восстановиться. Учителя слишком часто испытывают сильный стресс, а свободного времени у них слишком мало, чтобы успеть прийти в себя и успокоиться.
В книге есть практические рекомендации по организации пауз:
– Попробуйте сделать так, чтобы только от 20 до 40 % учебного времени требовало напряженного внимания учеников, и тогда вы достигнете лучших результатов.
– Следуйте принципу «контрастности переживаний». Самый простой способ реализации этого принципа – перемена места: чаще пересаживайте учеников, переводите их в другие помещения и т.д.
– Многократно чередуйте незнакомые, непривычные действия и действия ритуальные. Новизна приносит радость, эффект неожиданности снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.
В книге содержится множество упражнений, в которых ученикам предлагаются разнообразные формы движения. Традиционная педагогика полагала, что мышление есть мышление, а спорт есть спорт и обе эти вещи нужно четко разделить. Однако существует множество работ, подтверждающих положительную корреляцию между движением и интеллектуальным обучением. В книге множество двигательных упражнений, которые можно включить в учебный процесс.
Клаус Фопель пишет, что по аналогии с клятвой Гиппократа педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь по возможности минимизировать страх и стресс учеников. «Дело в том, что страх и стресс чаще всего способствуют нарушению учебного процесса в школе... У школьников существует множество поводов для тревог и страхов. Тревоги активизируют защитные механизмы, которые, возможно, существенны для практического выживания, но, однако, разрушительно влияют на способность к обучению… Часто от обиды и собственного бессилия люди начинают чувствовать себя беспомощными. Беспомощность может стать хроническим состоянием, которое выражается негативным отношением к себе и к миру».
В книге есть практические рекомендации педагогам, стремящимся снизить уровень стресса у школьников. Например, такие:
– Введите специальный, небольшой по времени ритуал, сопровождающий переход от одного вида занятий к другому.
– Постоянно вводите игровые паузы, во время которых ученики могли бы двигаться и смеяться, собираться в разные группы и играть разные роли.
– Избегайте давления и угроз по отношению к детям. Обсуждайте с ними свои планы и их собственные, реально достижимые цели.
Книга содержит описание 140 игр, распределенных по девяти главам: «Разогревающие упражнения», «Тематические игры», «Тело в движении», «Игровые паузы», «Гимнастика для голоса», «Сила смеха», «Игра чувств», «Гимнастика для мозга», «Магия ритуала».
В «Комментариях для ведущего» указано, что является учебной целью данной игры. Каждая игра представляет собой эксперимент, участие в ней гораздо важнее результата. Игры задуманы так, что их проведение занимает от 5 до 10 минут.
Клаус Фопель пишет: «Учителя выполняют работу, которая часто ощущается ими как колоссальная нагрузка. Не только ученики испытывают их терпение, но и коллеги, школьное начальство и родители. Если вы будете играть с учениками, то испытаете большие радости от своей работы. Если вам удастся не только пробудить в учениках живой интерес к предмету, но и самому почувствовать полноту жизни, ощутить радость творчества».

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: «gnpbu@gnpbu.ru »
Internet: «www.gnpbu.ru»

Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru