ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
За журнальным столом
ПЕДАГОГИКА. № 5, 2003
В контекст педагогической культуры
преподавателя следует ввести термин
«толерантность» (лат. tolerantia – терпение,
снисходительность). Толерантность – это
правильное понимание всего многообразия
культур, форм самовыражения и проявления
человеческой индивидуальности.
Особая роль в формировании толерантности
принадлежит учителю, его философской и
педагогической компетентности. Целесообразно
ориентировать учителя на освоение следующих
теоретических положений:
– практически любое глобальное противоречие
имманентно присуще и системе образования; оно
будет существовать еще длительное время;
– попытки не принимать эти противоречия во
внимание или разрешать их радикальным путем
непродуктивны, обречены на провал, часто
порождают множество новых противоречий.
Толерантный учитель умеет направлять дискуссию,
спор, диалог в желаемое русло, удерживает
участников дискуссии от принятия
«экстремальных» выводов, всячески препятствуя
высказыванию категоричных суждений типа «только
так, а не иначе», предпочитая вариант «возможно
то и другое».
Особенно следует избегать псевдотолерантности,
когда кропотливая, требующая больших усилий
работа заменяется соглашениями на уровне «ты мне
– я тебе», попросту говоря, обыкновенной сделкой.
Учитель может применять разнообразные средства
и способы формирования толерантности своих
учеников:
– включать в содержание изучаемых тем
обоснованные, взаимоисключающие мнения,
обращать внимание на дуализм свойств, отношений
в изучаемых процессах и явлениях;
– обращаться к такому типу мышления, которое
ориентируется не столько на расчленение
«противоборствующих» свойств и отношений,
сколько на их единство, обеспечивающее их
внутреннюю гармонию;
– использовать историко-научные и
биографические факты и сведения, иллюстрирующие
проявление «уважительного несогласия» в
дискуссиях по проблемам научного познания.
Толерантность учителя проявляется в ситуации,
когда необходимо выявить истинные причины
возникновения того или иного противоречия в
современной жизни. Это и противоречия,
приводящие к возникновению экологических
проблем, и противоречия между представителями
моноидеологии и инакомыслящими, и многие другие.
(«Толерантность в контексте педагогической
культуры преподавателя вуза». А.В.Коржуев,
Н.Ю.Кудзиева, В.А.Попков.)
GEOЛЁНОК. № 1, 2003
Гурукул – нечто среднее между
школой-интернатом и индуистским монастырем. Эта
необычная школа-монастырь находится в лесу, в 90
километрах от города Бенгалуру на юге Индии. Река
Кавери бежит у самых его стен, в окрестностях
разгуливают леопарды, полно змей, шакалов. Школу
пришлось даже обнести колючей проволокой,
бывало, что слоны забредали прямо в класс:
занятия обычно проходят на открытом воздухе, в
тени финиковых деревьев со сладкими плодами.
Школьники уважительно называют преподавателя
«гуру» – учитель. Сейчас в интернате лишь 35
учеников. В школу принимают с десятилетнего
возраста, после сдачи очень сложных устных
и письменных экзаменов.
Монастырская жизнь непростая: сон в глиняных
хижинах на ложе из каменных плит, очень ранний
подъем, ни кино, ни телевидения, ни дискотеки.
День всегда начинается с церемонии возжигания
огня. Еда исключительно вегетарианская: овощи
почти без соли и специй. Расписание уроков
выглядит странно – даже для индийских детей. По
утрам дети заучивают священные Веды – собрание
древних гимнов, изречений, песнопений, затем –
йога. А потом штудируют обычные предметы: химию,
английский язык, математику. В конце дня,
поделенного между распеванием традиционных
древних гимнов и занятиями программированием,
ученики вместе с гуру играют в крикет, купаются в
реке. Поздно вечером снова уроки, а за ними –
время молитв.
Главная цель школы – воспитать из учеников
хороших людей, будущих гуру. Индусы верят, что
после смерти душа вновь появляется на земле,
только в другом теле. И тот, кто раньше был плохим
человеком, обретает затем облик крысы, таракана
или колючего кактуса. Все конечно же мечтают
стать львом, могучим слоном, стройной финиковой
пальмой. И у каждого есть такой шанс – пусть даже
это требует от тебя значительных усилий.
(«Гурукул. Не стань колючим кактусом». Дела Кинли,
Индия.)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. № 3, 2003
В дидактических теориях педагогов
идея активности школьников в обучении играет
роль методологического основания. Активность
школьников – необходимое условие развития в
обучении, становления его личности.
Психолого-педагогическими исследованиями
зафиксированы различные уровни активности
школьников. Первый уровень –
репродуктивно-подражательный (воспроизводящая
активность). На этом уровне опыт деятельности
накапливается через опыт другого – учителя.
Критерий первого уровня активности школьника –
его стремление понять изучаемые явления; оно
проявляется в основном на уроке в обращении к
учителю с вопросами, в выполнении его заданий.
Характерный показатель первого уровня
активности школьника – отсутствие у него
интереса к расширению и углублению знаний.
Поэтому задержка его на этом уровне не обеспечит
дальнейшего продвижения в развитии.
Второй уровень – поисково-исполнительный
(интерпретирующая активность) представляет
собой более высокий уровень активности. На этом
уровне школьнику нужно, получив задание,
самостоятельно отыскать средства для его
выполнения. Критерий второго уровня –
стремление ученика узнать у учителя или из
другого источника причину возникновения
изучаемого явления. Характерный показатель
второго уровня активности – самостоятельность
поиска ответа на заинтересовавший вопрос. Поиск
самостоятельных путей решения проблем, проба не
одного пути, а ряда вариантов отрывают ребенка от
образца, предоставляют простор для размышлений и
о самом задании, и о своих возможностях.
Третий уровень – творческая активность. Это
высший уровень, поскольку школьник сам может
ставить задачу, сам выбирать нестандартные пути
ее решения. Критерий третьего уровня активности
– интерес ученика к теоретическому осмыслению
проблем, возникших в процессе решения задач или
выполнения экспериментов. Характерный
показатель третьего уровня активности школьника
– его высокие волевые качества, стойкие
познавательные интересы. Для выявления
творческой активности школьника важно увидеть,
как он действует в условиях, требующих
своеобразных подходов, как ведет себя в условиях
неопределенности.
Разноуровневый подход к анализу активности
школьника в значительной мере помогает увидеть в
каждый данный отрезок времени уровень, на каком
совершается его деятельность и перспективы ее
развития.
(«Активность ребенка, ее роль в процессе развития
в обучении». В.А.Давыденко.)
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. № 2, 2003
Способность выдвигать гипотезы,
предположения и нетрадиционные идеи – важные
мыслительные навыки, обеспечивающие прогресс в
любом творческом деле. Ценность гипотез,
предположений, даже самых нелепых, необычных
идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки
обыденных представлений, погрузиться в стихию
мыслительной игры, риска.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально
потренироваться. Вот, например, несколько
упражнений:
– При каких условиях пара перечисленных
предметов будет очень полезна? (Ветка дерева,
телефон, кукла, гоночный автомобиль, книга,
самовар, барабан и т.п.).
– При каких условиях любой из этих предметов
будет совершенно бесполезен или даже вреден?
– Почему цветы имеют такую яркую окраску?
– Почему зимой медведь не заснул, а бродит по
лесу?
Для любого исследователя важно уметь задавать
вопросы. Вопрос обычно рассматривается как форма
выражения проблемы, он направляет мышление
ребенка на поиск ответа. Для тренировки развития
умения задавать вопросы можно использовать
следующие упражнения:
– Десять вопросов – надо не более чем десятью
вопросами отгадать задуманное партнером
явление, предмет, персону или персонаж, слово и
т.п.
– По розданным картинкам, изображающим людей,
животных, предметы, предложить задать вопросы
тому, кто изображен на картинке. Либо попытаться
ответить на вопрос, что мог бы спросить тот, кто
изображен на рисунке.
– К тебе подошел незнакомый взрослый человек.
Какие три вопроса он бы тебе задал?
(«Учим детей выдвигать гипотезы и задавать
вопросы». А.И.Саватенков.)
АКМЕОЛОГИЯ.
Научно-практический журнал. № 1 (2), 2002
Педагог ничем не отличается от врача.
Он не всесилен; что-то может, чего-то нет. Но
лишать ученика надежды на рост, на перспективу
педагог не имеет права. И определять надо не
только его ближайшую, но и далекую перспективу.
Каждый сам себе «дарит» свой талант. «Дарит» –
когда саморазвивается, самосовершенствуется.
Совместная педагогика как раз и нацелена на то,
чтобы каждый мог себе сделать такой роскошный
подарок. Вместо взятого с потолка собственной
лени «потока развития» – поток обходных путей,
чтобы развитие же состоялось.
Достижения начинаются с детства. Соревнование с
самим собой: сравнение сегодняшнего уровня
возможностей со вчерашним и планируемым
завтрашним – вот механизм пожизненного движения
от одной вершины личностного развития к другой.
Это именно саморазвитие, а не замешенное на
зависти к чужим успехам «самоутверждение»,
подхлестывать которое постоянным
«подкалыванием самолюбия», ссылками на чужие
успехи – педагогически преступно. Сначала эти
«вершины личностного развития» имеют значение
только для самого ребенка, интересны лишь ему как
факт его собственной биографии. Но рано или
поздно, соревнуясь с самим собой, он достигнет
таких вершин, которые будут иметь значение уже
для всех, а не только для него.
В сущности, речь всегда идет о взаиморазвитии. Но
нажим на термин «саморазвитие» подчеркивает
собственную активную роль растущего человека
как субъекта своей жизни – сначала стихийного, а
затем, если повезет, все более сознательного
субъекта. Саморазвитие невозможно в одиночку. В
саморазвитии каждого человека участвует
множество людей, но главный его участник – он
сам. Без его собственной, хотя бы и вынужденной
активности, без его личных усилий – никто ничего
у него не «разовьет».
Пока у саморазвития нет «мотора», оно может
прерваться в любой момент. Оно носит не только
стихийный, но и вынужденный характер: внешние
обстоятельства вынуждают шевелиться, чему-то
учиться. Но «мотором» саморазвития может быть
только внутренняя работа, «труд души», особенно
уединенный. Сначала, может быть, вынужденный к
уединению скукой или ссорой, молодой человек
обнаружит, что это не так уж плохо, что ему с самим
собой очень даже интересно, – и постепенно
уединенный «труд души» станет потребностью.
Только с этого момента саморазвитие станет
«самоходным», сможет обойтись без «буксира» и
«толкача», станет пожизненным.
(«Акмеологическая направленность совместной
педагогики». А.В.Суворов.)
ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ. № 3, 2003
Сопротивление воспитанию – это
такое состояние ребенка, которое выражается в
неприятии, игнорировании, противостоянии всем
компонентам воспитательного процесса. При этом
выражено оно может быть в скрытых или открытых
проявлениях, в словесных, эмоционально-волевых и
поведенческих формах. Сопротивление воспитанию
может быть не только индивидуальным, но и
групповым, и фронтальным. Оно многолико,
вариантов его проявления – много.
Каковы причины сопротивления воспитанию?
Назовем лишь некоторые из них.
– Инфантилизм – сохранение у
подростков-школьников некоторых черт психики и
особенностей поведения, свойственных детству. Он
характеризуется незрелостью
эмоционально-волевой сферы детей.
– Эффект «ореола» – некритичное восприятие
детьми «новенького», когда в условиях дефицита
информации влияние на них оказывает первое о нем
впечатление.
– Эффект «мы» и «они» – бессознательная
консолидация с определенной группой школьников
и отдаление себя от других групп.
– Эффект «быть как все» (и его антипод «не быть
как все») – часто вызывающая, демонстративная
форма сознательного изменения своего имиджа (в
одежде, поведении, жаргоне, стиле и тоне общения с
учителями).
– Конформность – подверженность групповому
влиянию, сознательное принятие групповых норм и
ценностей.
– Синдром хронической усталости – усталость
из-за однообразного интенсивного ритма
повторяющихся событий в жизни школьника, из-за
перегрузки занятиями, напряженных отношений со
сверстниками.
– Дидактогения – возникновение у школьника
негативных психических процессов (угнетенное
состояние, страх, представление о нерешаемости
задач), вызванное нетактичным, непедагогичным
поведением учителя.
Как преодолеть сопротивление воспитанию? Надо
выработать правильную тактику. Во-первых,
принять ребенка таким, каков он есть, понять,
хорошо изучив причины, природу возникновения
негативных явлений, найти адекватные меры
реабилитации.
Во-вторых, использовать метод сублимации –
переноса с одних ценностных ориентаций на
другие, более социально ценные.
В-третьих, поднимать престиж ребенка в его
собственных глазах и глазах окружающих
сверстников и взрослых.
Особая инструментовка методов и приемов
воспитания при преодолении сопротивления
воспитанию – это похвала, положительные авансы,
косвенное неодобрение, выражение чувства
симпатии, любви, шутка (но только не насмешка,
особенно в ситуации сопротивления воспитанию).
В любом конкретном случае сопротивления
воспитанию и учитель, и родители сумеют
преодолеть его только с помощью уникальной
программы действий – в зависимости от
сложившейся психолого-педагогической ситуации и
особенностей своего «Я» человеческих и
педагогических.
(«Сопротивление воспитанию». Людмила Маленкова.)
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 5
Функции учителя в современной школе
меняются – от директивных и констатирующих – к
созидательным и сопричастным. Потому так важно
учителю овладеть методами педагогической
поддержки детей. Например, уже в начальной школе
можно не «задавать» на дом конкретное задание, а
предлагать варианты домашних заданий. Тем самым
учитель продемонстрирует свое доверие к детям.
Если учитель в своей практике будет использовать
метод само- и взаимооценки знаний учениками, то
это не приведет к завышенным оценкам: дети ценят
доверие учителя. Единственно, с чем приходится
сталкиваться, так это более высокая, по сравнению
с учительской, требовательность со стороны
учеников.
В старших классах поле педагогической поддержки
расширяется. Подростки и старшие школьники
задумываются над причинами затруднений в учебе,
их особенно волнуют проблемы в общении со
сверстниками и взрослыми, поэтому
педагогическая поддержка может и должна быть и
своевременной, и эффективной.
Обоснованную педагогическую поддержку может
оказать педагог, располагающий временем и
необходимыми знаниями, обладающий определенными
личностными качествами. Поэтому в школах
целесообразно ввести должность классного
воспитателя, что позволит по-новому решать
проблемы психолого-педагогической поддержки
школьников. Несомненно, у классного воспитателя
больше возможностей в работе с детьми, чем у
классного руководителя, который прежде всего
является учителем-предметником.
Как известно, одна из главных проблем для каждого
ученика – это повышенная утомляемость. Поэтому в
школе нужно создать кабинет «психологической
разгрузки», в котором установить аппарат,
распыляющий масла лаванды, фенхеля, шалфея, мяты,
благотворно влияющие на нервную систему. Вся
процедура «психологической разгрузки» должна
идти под магнитофонную запись шума морского
прибоя, леса, плеска водопада. Совместные усилия
педагогов, психологов, врачей могут создать
условия для формирования комфортной среды.
В практике работы классных воспитателей
проявляется следующая закономерность:
необходимость аналитического подхода к учебной
и коммуникативной деятельности школьников
развивали способность самих учителей к
рефлексии собственной деятельности, к поиску
причин неудач и условий успеха.
(«Педагогическая поддержка – главное условие
учебно-воспитательного процесса, направленного
на сохранение здоровья школьников». С.Чернер,
А.Вайганг, А.Романова. Гимназия № 1, Балашиха,
Московская область.)
ИГРА И ДЕТИ. № 3, 2003
Иногда дети плохо себя ведут.
Почему? В силу своего дурного характера или
пытаясь сказать нам что-то? Присмотритесь
внимательнее к ребенку. Возможно, он подавлен, а
следовательно, не проявляет инициативы, легко
сдается, испугавшись первых трудностей, вдруг
становится инициатором конфликтов, обвиняет в
своих проблемах одноклассников, родителей,
учителей и т.п. Возможно, все эти негативные черты
появились благодаря вашему поведению и вашему
отношению к жизни и к ребенку непосредственно. Не
спешите себя ругать. Лучше начните
психологическую помощь с себя.
Подавленные дети, пытаясь добиться безусловной
поддержки и участия, часто выбирают ошибочные
цели поведения: признание, власть, месть и
уклонение. Определите, какую цель преследует
ребенок, и отследите ваше чувство, которое
возникает в ответ на его действия.
Если ребенок вас раздражает, всеми возможными
способами пытаясь отвлечь вас от важных дел,
мешает разговаривать
с другими, это означает, что его цель – получить
ваше внимание, удостовериться, что вы его
признаете. Замечания, наказания, обращения к его
совести ничего не дадут. Здесь нужны быстрые и
очень несложные действия: молча дайте ему понять,
что вы его любите.
Когда ребенок не получает от вас признания, он
начинает бороться за свою зону влияния: вы
просите его что-то сделать, а он выдвигает
контрпросьбы, медлит, уклоняется под всяким
предлогом. Ошибочная цель подавленного ребенка
– стать хозяином положения, избавиться от
контроля. Вы же в этот момент чувствуете злость,
раздражение. Не ввязывайтесь в спор-борьбу.
Ребенок не будет бороться за власть, если он
почувствует себя сильным и значимым. Дайте ему
это понять, напомните ему о каком-либо его
достижении.
Если в результате действий ребенка вы
почувствовали обиду или желание свести счеты, то
знайте, что ребенок стремится к защите, он хочет,
чтобы вы почувствовали те же боль и обиду, что и
он. Ошибочная цель подавленного ребенка – месть.
Воздержитесь от наказания, не отвечайте на
грубость, дайте ему разорвать пачку газет и
начинайте восстанавливать ваши отношения.
Помните, что он так себя ведет в ответ на ваши
действия, в ответ на ту боль, которую вы ему
причинили.
Если вы почувствовали отчаяние и желание
пожалеть ребенка, то знайте, что он на сей момент
хочет побыть в одиночестве, ошибочная цель
которого – уклонение. Такие дети всем своим
видом просят оставить их в покое. Скажите
ребенку, что без его участия у вас что-то не
получается, вспомните какую-либо его «мудрую
мысль», какое-либо его достижение.
Конечно, все получится не сразу. Не нужно
расстраиваться из-за своих ошибок. Самобичевание
и концентрация на промахах приводят к тому, что
человек перестает делать что-либо с
удовольствием, часто совсем отказываясь от
затеи.
(«Если ребенок плохо себя ведет...». Маргарита
Бакина.)
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: «gnpbu@gnpbu.ru »
Internet: «www.gnpbu.ru »
Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|