ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Дидактика пожарной тревоги
Первый свой урок я дала в десятилетнем
возрасте, в 1927 году. На углу Лиговки и Обводного
была пожарная команда; мой папа работал там
начальником, бранд-майором (так громко это
называлось): он управлял шестеркой лошадей,
которые тащили к местам пожаров огромнейшие
бочки. Тогда в Питере было много деревянных
построек, перекрытий, крыш, сараев во дворах –
все это здорово горело.
Отец мой сам был малограмотным человеком, два
месяца учился в первом классе. Свою фамилию не
мог написать без ошибки. А вот мама у меня
окончила церковноприходскую школу, четыре
класса, и окончила ее с похвальным листом. Очень
хорошо знала грамоту, много романсов и песен; она
и папу учила, и нас.
А однажды папа приходит домой и рассказывает:
много ребят прислали из деревни тушить пожары.
Парни все совершенно неграмотные; росли во время
гражданской войны, а какие тогда были в деревнях
школы... И отец предложил: «Лёля, ты уже в третьем
классе, читать-писать умеешь, научи этих ребят. А
то у нас кассир – такой жулик; выдает деньги – а
они не могут ни сосчитать, ни расписаться. Он кому
сколько хочет, столько тому и дает».
И вот мы начали заниматься. Между выездами на
пожар в дневальном помещении. Стены его были
покрашены серовато-голубой краской, и на них
можно было известкой что-то писать (ни мела, ни
карандашей, ни тетрадей, конечно, не было).
Но вот беда: только мы начинаем с кем-то одним
работать – вдруг тревога, пожар. Из дневального
помещения вниз вела медная труба – и по тревоге
– р-раз, они по ней все съехали. Минута – и никого
нет. Чувствую, что не успеваю ничего сделать, пока
по одному вызываю. Их ведь человек тридцать.
Что делать? И я придумала вызывать к стене сразу
по нескольку человек.
И вот вдоль всей стены, к которой можно было
подступиться, стояли человек десять, а я между
ними ходила, каждого поправляла, его рукой
водила, спрашивала, предлагала посмотреть друг
на друга – вот у этого лучше, у этого хуже,
сравните. Ходили, сравнивали.
Так я проработала месяца три. Они у меня все
научились складывать буквы в слоги и слова;
образованность, конечно, была еще та, но, во
всяком случае, абсолютно безграмотными уже не
были.
Об этом фрагменте биографии я вскоре забыла. Но
нечаянно угаданный тогда принцип работы с одним
и тем же заданием одновременно у доски, наверное,
подсознательно запомнился и стал для меня потом
одним из важнейших в школьной работе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|