ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Четыре дня из истории педагогики XXI века
Заметки с конференции “Отечественная
педагогика сегодня – диалог концепций”
Готовясь войти первого сентября в класс,
каждый учитель собирается говорить с учениками
не о частностях и мелочах, а о чем-то главном,
чтобы задать тон всему учебному году. Поэтому и
мы решили в первом номере нового учебного года
поговорить с вами не об отдельных методиках,
программах или технологиях, а о том, что собой
представляет педагогика сегодня.
А поводом для разговора стала конференция
«Отечественная педагогика сегодня – диалог
концепций», проведенная в июле Ульяновским
институтом повышения квалификации. Ульяновцы
пригласили не только коллег из Санкт-Петербурга,
Пскова, Краснодара, Ростова-на-Дону,
Петрозаводска, Курска, Москвы, Минска,
американского города Боулинг Грин, работающих в
школах, педагогических вузах, институтах
повышения квалификации, но и журналистов,
философов, социологов. Состав участников,
безусловно, представительный. Они называют себя
(в шутку или всерьез) незримым колледжем. Это
некое неформальное сообщество людей, живущих в
разных странах и регионах России, работающих в
разных областях педагогической науки и практики.
Никто из них не распоряжается финансами в
образовании и не руководит официальной
образовательной политикой, зато пытается
осмыслить перспективы движения современной
педагогики, во многом определяет и инициирует
его неформально.
Четыре дня обсуждений, лекций, «круглых столов» и
просто педагогических и околопедагогических
разговоров. Что они дали участникам и гостям
конференции?
Прежде всего дискуссии дают возможность лучше
понять самого себя, переосмыслить свои выводы и
концепции, увидеть их в зеркале других подходов.
«Искрит всегда на стыке, в столкновении с другим.
С каждым новым выступлением все больше
собственных проблем осмысливается, понимается»,
– считает доктор педагогических и
психологических наук Вера Бедерханова из
Кубанского государственного университета. И
ведь действительно, самая продуктивная
профессиональная рефлексия учителя происходит
не на лекциях или теоретических семинарах, а в
тот момент, когда мы видим работу коллеги, пусть
даже в совершенно иной педагогической системе.
Другая практика помогает лучше осмыслить свою
собственную.
Кстати, каждый из нас и смотрит на педагогику
из-за своего учительского стола, с кафедры
педагогического института или института
повышения квалификации. Нас, таких разных,
десятки тысяч, работающих в системе
демократических ценностей или придерживающихся
классических методик, в сельских
малокомплектных школах, комплексах непрерывного
образования, в частных гимназиях и в
новостройках спальных районов. Для того чтобы
осмыслить весь наш опыт и практику, нужно ли
создавать множество педагогик? Ученые считают,
что нет, опасаются размывания единой
педагогической теории. А одной из главных задач
науки, в том числе и этой конференции, называют
создание единой педагогической картины. В
докладе, который открывал конференцию, доктор
педагогических наук Елена Титова из
Санкт-Петербургского РГПУ им. Герцена сказала: «У
педагогики огромная потребность в
самоидентификации. Стоя на берегу озера, видишь
один пейзаж: лес, камыши, заводи, острова; но,
пройдя немного вдоль берега, понимаешь, что то же
самое озеро выглядит совершенно иначе. Люди,
глядящие «с разных берегов» на педагогику, видят
«разные острова». Чтобы увидеть картину в целом,
нужно посмотреть сверху». Собственно говоря, вся
конференция и была такой попыткой представить
сегодняшнюю педагогику со всеми ее слабыми и
сильными сторонами, инновациями и проблемами.
Одно из самых болезненных и в то же время
востребованных сегодня тем – воспитание. Его
проблемам была посвящена добрая половина всех
дискуссий и обсуждений. Доктор педагогических
наук Сергей Поляков рассказывал о вечном споре
про воспитательную и образовательную парадигмы
в обучении. А доктор педагогических наук Наталья
Селиванова свое выступление начала с вопроса,
насколько продуктивен спор между воспитанием и
образованием, и проанализировала причины того,
почему в нынешней школе образовался такой провал
в области воспитания: «В девяностые годы мы
однажды проснулись с понятием образования, до
этого было обучение и воспитание. На то были и
конъюнктурные, и научные причины. От
«воспитания» стремились избавиться, помня
заезженные термины «коммунистическое
воспитание, система, коллектив» – они приобрели
негативную окраску. И в девяностые годы свернули
все исследования в области теории воспитания.
Сейчас существует две группы концепций. Те, что
основаны на либеральных ценностях, и те, что
наоборот (те же слова, но суть противоположна). В
практике тоже существует дифференциация: школы,
успешно решающие проблемы воспитания, и те, в
которых на поверхности, в программах написаны
правильные слова, а на практике сохраняются
старые ценности и авторитаризм».
Интересно, что даже среди ученых нет единого
мнения относительного того, что же такое
воспитание. (Одно дело, когда мы, практики,
пользуемся этим понятием, интуитивно чувствуя
его каждый по-своему, но ученые, ученые…).
Например, после выступления доктора
педагогических наук, академика РАО Евгении
Бондаревской о том, что воспитание – это
управление развитием ребенка, ее засыпали
вопросами о том, можно ли вообще управлять
развитием и где границы того, куда имеет право
вмешиваться педагог. Наверное, точного ответа на
эти вопросы не существует. Так или иначе, каждый
учитель множество раз на каждом уроке решает их
заново в соответствии со своими
профессиональными установками и интуицией.
«Культурная педагогическая позиция заключается
в том, чтобы отказаться от революций, не
настаивать на делении на черное и белое. Нужно
снять политические и идеологические оценки: все,
что идет на благо ребенка, приемлемо. Из всех
педагогических идей нужно выбирать ту, что
необходима для решения конкретной
педагогической задачи» – это из выступления
доктора педагогических наук Ирины Демаковой.
Продолжая мысль о том, что помогает учителю
выбрать единственно верную краску из всей
воспитательной палитры, Ирина Дмитриевна
перешла к теме профессиональной культуры
педагога: «Это понимание условий, в которых может
происходить личностный рост ребенка, и факторы,
тормозящие личностный рост.
Нужно непременно находить время, чтобы
разговаривать с детьми. Создание атмосферы
эмоциональной стабильности – признак
педагогической культуры. Принятие ребенка – это
и есть педагогическая любовь».
С этим невозможно не согласиться, но тут же
возникает вопрос, стоящий сейчас, наверное, перед
каждым учителем: насколько педагог может
противостоять социальному негативу?
Ирина Дмитриевна ответила на него так: «Мы можем
лишь создать атмосферу принятия и безопасности.
Давайте работать там, где мы есть. Януш Корчак
говорил, что педагог не отвечает за прошлое
ребенка, это его личная история. Не может
отвечать и за его будущее – это его личная жизнь.
Он отвечает только за то, что происходит здесь и
сейчас».
Безусловно, хотелось бы снабдить каждого учителя
волшебными воспитательными средствами, чтобы
все выпускники были честными, трудолюбивыми,
умными, успешными, самостоятельными… Список
можно продолжать бесконечно, но, положа руку на
сердце, кто из нас может похвастаться таким
результатом? Можем лишь принять, простить,
понять.
“Ты опять ничего не понял…”, “Я не понимаю, как
можно быть таким грубым (равнодушным, ленивым,
лживым…)”, – постоянно слышат дети от учителей и
родителей.
Что же такое понимание с точки зрения
педагогической науки? Этому был посвящен доклад
доктора педагогических наук Псковского
педагогического института Людмилы Лузиной:
«Человек – это тайна. Его нельзя познать и
объяснить, его можно только понять и описать.
Ребенок должен чувствовать, что его понимают и
принимают таким, какой он есть. Понять – значит
оправдать». И снова разговор сворачивает на
личностные и профессиональные качества учителя:
«Интерес к человеку – свойство одаренной
натуры».
Интересно, что обсуждение почти каждого, даже
самого теоретического доклада рано или поздно
сводилось к тому, каким должен быть хороший
учитель.
Ученые могут исследовать, систематизировать,
строить гипотезы и теории – это необходимо для
того, чтобы педагогическая наука не стояла на
месте. Но о чем бы они спорили, что изучали и
классифицировали, дорогие коллеги, без вас,
учителей, вошедших сегодня в классы. И не важно, в
который раз вы переступаете этот порог – в
первый или в юбилейный сороковой, пожелаем друг
другу быть понимающими,
высокопрофессиональными, мудрыми и терпеливыми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|