ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Есть в году день, только один, когда
большинство людей в стране объединяют похожие
мысли и настроение. Сегодня – в школу. Мы
просыпаемся с мыслью о работе или о том, что сын
или внук идет в школу впервые или ребенок
(ребенок… на две головы выше родителей) идет уже
в выпускной класс, чуть стесняясь последнего
своего первосентябрьского букета.
Это утро – всегда волнение, и не важно, сколько
лет ты проработал в школе, – нетерпеливое
ожидание, облегчение оттого, что закончились
последние, пустые и тягучие дни августа,
заполненные занудством педсоветов и совещаний,
мытьем классов (зачем нужно было наводить
стерильную чистоту в июне, если сейчас опять куча
пыли и надо перемывать?), тяжелой атлетикой с
традиционными каникулярными «спортивными
снарядами» – мебелью и кипами учебников. А пока
школа пустая, гулкая и какая-то тягостная. Больше
всего я не люблю ее в последнюю неделю августа –
хочется наконец настоящей работы.
Это как-то смягчает разлуку с летом и
предательские мысли о том, что до следующего
отпуска еще ой-е-ей… И что выспаться теперь – от
души, обстоятельно и подробно – удастся только
через год. Да, не могу сказать, что расстаюсь с
теплом и отпуском легко и радостно.
Но нам все-таки легче, чем людям других профессий.
Цветы, принаряженные дети, растроганные
родители, и даже самые отпетые двоечники
оживленно здороваются с учителями – они пока
ничем не хуже других: ни хвостов, ни прогулов. И
главные сегодня люди – первоклассники. Сколько
ожиданий, сколько надежд и мифов несут они в
школу вместе с пышными, но уже по-осеннему не
пахнущими букетами! И скольким из них суждено
разбиться об образовательные стандарты и
поурочное планирование…
Особенно удивительно, как все вырастают за лето.
Придя раз после каникул, увидела табличку 7«Б»,
народ толпится, а моих – никого, хотя до начала
сбора десять минут. Я туда-сюда – никого. И вдруг
откуда-то сверху смутно узнаваемый хрипловатый
баритон: «Здрасьте, Елена Григорьевна». Поднимаю
глаза, а они все там, на голову выше привычного.
Прослушали торжественные речи, улыбнулись
сосредоточенным первоклашкам – и в класс,
встретиться по-настоящему. Наверное,
расставаться и разъезжаться приятно с мыслью,
что когда-нибудь встретимся, обрадуемся и про все
со вкусом друг другу расскажем. Мы по давно
заведенной и в каждом классе возобновляемой
традиции приносим в первый учебный день все
сливки летних впечатлений, переживаний и
приключений. И ребята рассказывают, и по своему
опыту знаю, что иногда, пережив что-нибудь
замечательное, уже летом начинаешь предвкушать,
как расскажешь об этом. Так, чтобы стали жадно
расспрашивать, чтобы глаза загорелись: ух ты! Нет
такого человека, который бы не завелся, когда ты
азартно рассказываешь и слушаешь. Начинают
говорить даже самые робкие и закрытые.
Поэтому первые дни заполнены рассказами,
рисунками, картами, ракушками-камешками,
фотографиями, которые с возрастом
эволюционируют от «это я на речке» до «это я
снимал».
Классе, по-моему, в пятом, взахлеб:
– А я был у Кольки на даче, мы ездили на
велосипедах на пруд. Там така-ая грязь на берегу,
и мы перемазались все-все: и руки, и ноги, и лица…
Мы прямо валялись и были черные-пречерные!
Представляете?
– А мама твоя рассказывала, что вы в Париж ездили,
в Диснейленде были.
– Ну да, и в Париж тоже… Так вот, у Кольки на
даче…
И так несколько дней, пока не иссякнет желание
рассказывать.
Теперь я знаю, что это самые важные часы и дни в
году, если избежать фальши и назидательности. В
эти дни легче всего привыкать и учиться слушать,
понимать и доверять друг другу.
Время, когда кажется, что все получится, когда все
рады видеть всех и ничто не омрачает нашей
встречи. И хочется, чтобы так было целый год.
Пусть так и будет.
Пусть отсвет первосентябрьского праздника
сопровождает нас целый учебный год.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|