РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Наедине
И вот опять вдруг случилась осень по календарю.
И значит, нужно поскорее привыкнуть к тому, что
кончилось лето, и вспомнить вместе со своими
школьниками правила поведения, безопасности,
общежития…
А заодно найти наконец взаимопонимание,
согласие, дружбу и свое место рядом с детьми.
Нам хочется, чтобы дети учились. Языкам, физике,
игре на скрипочке, самообороне. И, казалось бы, мы
все уже придумали, решили и точно знаем, как и где,
а дети не хотят. Что с ними делать?
Да ничего. Просто знать, что научить их нужно
только тому, что они должны учиться вообще. Как и
трудиться вообще. И сейчас, и потом, и всегда. Это
уже обязательно.
А учатся они не только за партой и не всегда на
уроках. Как ни странно, очень важным вещам они
учатся даже тогда, когда мы умираем от страха,
неизвестности, тревоги, не зная, когда они
вернутся или куда уехали.
Как-то между прочим, потихоньку, не сразу, но
всегда вдруг оказывается, что дети уже умеют
внимательно слушать, хорошо бегать, складывать
вещи в шкаф, дружить, сочинять стихи, защищать
слабых… И так без конца, если, конечно, не решат,
что хватит учиться, и не станут скучными
взрослыми.
Да, родителями быть трудно. Потому что они не
врачи, должны терпеть, ждать перемен и лучших
времен. Им не помогут точный диагноз,
статистические данные и профессиональные
термины, объясняющие недостатки их ребенка.
Родителям вообще, как никому другому, должны быть
видны достоинства их детей. И именно этот взгляд
и такой угол зрения для ребенка гораздо полезнее
всех остальных благ человечества и достижений
технического прогресса.
Человек – и ребенок тем более – батарейка,
которой время от времени необходимы подзарядка
или полный разряд. У него есть два полюса – плюс и
минус. Один притягивает и излучает любовь, добро,
свет, другой – зло, безразличие, обиду, ненависть,
скуку. И с этим тоже надо считаться.
Взрослые рядом с детьми, тем более школьниками,
все время что-то делают, принимают меры. Вместо
того чтобы оставить ребенка в покое, дать ему
время самому разобраться, принять решение или
попросить о помощи.
Да, мы опытнее, знаем наперед, где споткнется, где
ошибется, что ему за это будет. И тем не менее
воспитание требует гораздо меньше срочных
решений и мер, чем нам кажется.
Если ребенок – продолжение нас самих, то тогда мы
главные, а ему очень многое нельзя и запрещается.
Тогда он чаще сидит дома один, не выходит с
друзьями гулять, потому что так удобно родителям.
А если он рядом с нами как самодостаточная
величина, то соображения практичности и удобства
отпадают и не нужны. И тогда ребенок свободен и мы
не командуем, а помогаем.
И как бы ни было трудно, придется поверить, что
все в жизни – по-честному, по-справедливому, без
обмана. Рядом с детьми это особенно заметно и
очевидно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|