ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Школа пытается удовлетворить требования
общества к подрастающему поколению. Но эти
требования всегда противоречивы, и уж особенно –
во времена больших перемен, когда между
поколениями пролегают не годы – эпоха. Как быть
школе в такой ситуации? Особенно, если
представления о самой свободе в обществе тоже
противоречивы?
Конец экономического человека
Основатель современной концепции менеджмента,
калифорнийский профессор уверен, что на наших
глазах формируется принципиально новое
общество, которое предъявляет работнику
совершенно новые требования. Главный ресурс
такого общества – не земля, не производственные
мощности, не военная сила, а знания. И тут опять
первое слово принадлежит школе
Мы живем в эпоху глубоких перемен, более
радикальных, нежели изменения, возвестившие
начало второй промышленной революции середины
ХIХ века, или структурные преобразования,
вызванные Великой депрессией и Второй мировой
войной. Речь идет о создании новой
самостоятельной комплексной системы, динамизм
которой основан на творческом потенциале
современной личности.
Нас сейчас интересуют черты нового
интеллектуального работника и основные
характеристики организации, в которой могут и
должны раскрыться его творческие возможности.
Одна из важнейших черт креативной личности – ее
автономность. Она предполагает высокую степень
самостоятельности работника, внутреннее
стремление человека к совершенствованию
собственных способностей.
В новых условиях все меньше работников остаются
просто «подчиненными» – во все большей степени
они становятся «партнерами». Свободно
сотрудничающих людей невозможно принудить к
деятельности, и потому современные компании все
чаще сталкиваются с ситуацией, когда служащими
следует управлять так, как если бы они выполняли
свою работу на добровольных началах. Понятно,
насколько подобная ситуация отличается от той,
что сложилась в условиях традиционной
индустриальной системы.
Работник интеллектуального труда – важнейший
ресурс и актив как любой корпорации, так и
общества в целом. Наиболее ценным капиталом
компании ХХ века было ее производственное
оборудование; в ХХI веке наиболее ценным
капиталом компании, как коммерческой, так и
некоммерческой, станут ее работники,
занимающиеся интеллектуальным трудом.
Интеллектуальные работники владеют своими
«средствами производства», заключающимися в их
знаниях. Традиционные же рабочие в гораздо
большей степени нуждаются в месте на
производстве, чем производство нуждается в них.
Сегодня в большинстве своем интеллектуальные
работники и организация представляют собой
симбиоз, в котором каждая сторона в равной
степени нуждается в другой. Именно это новое
объективное качество работников задает эволюцию
современных компаний в сторону «креативных
корпораций».
Со всем этим связаны серьезнейшие перемены в
политической, хозяйственной и социальной сферах
жизни общества. Но наибольшее значение для
понимания современной цивилизации имеют
перемены в мировосприятии человека. Эти перемены
делают традиционную стратегию компаний и
корпораций все менее эффективной.
Сила (принуждение) перестала служить основой
организации – сила в любой форме, то есть
исключительно широкий круг отношений,
сводящийся в конечном счете к тому или иному виду
несвободы. Основой организации нового типа может
стать добровольная деятельность личности,
направленная на достижение общего блага, не
носящего, как правило, экономического характера,
и проникнутая взаимным доверием сотрудничающих
друг с другом людей. Такая картина может
показаться несколько утопической, однако я сам
наблюдал ее не раз в практике работы
некоммерческих организаций, с которыми
сотрудничал много лет. Мне кажется бесспорной
именно такая общая направленность развития
современного общества, уходящего от
«экономизированной» к «социологизированной»
модели. Такая модель применима для описания
достаточно близкой исторической перспективы.
Повышение эффективности труда интеллектуальных
работников станет проблемой номер один для
специалистов в области управления в ХХI веке. Уже
сейчас в развитых странах основная задача
заключается не в повышении производительности
физического труда – в конце концов, мы знаем, как
этого добиться. Главная задача – сделать более
продуктивным труд интеллектуальный. Судя по
всему, необходимо обратиться к «нефинансовым»
результатам такой деятельности – не все ее
результаты определяемы в деньгах, и вообще
далеко не всегда ее ценность может быть
количественно измерена.
Наступает эпоха, неэкономическая по самой своей
природе. Многие разделяют иллюзию, что
гигантский экономический подъем, наблюдаемый в
ХХ веке, обеспечивался экономическими силами.
Напротив, во всех развитых странах доля чистого
дохода, направляемого на удовлетворение
экономических потребностей, неуклонно снижалась
на протяжении всего этого столетия. Происходящие
ныне перемены затрагивают не капиталистический
или индустриальный тип организации
производства, а приводят к фундаментальным
изменениям в природе и внутренней структуре
самой экономической системы.
Питер Ф. ДРАКЕР,
профессор, США
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|