ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Школа пытается удовлетворить требования
общества к подрастающему поколению. Но эти
требования всегда противоречивы, и уж особенно –
во времена больших перемен, когда между
поколениями пролегают не годы – эпоха. Как быть
школе в такой ситуации? Особенно, если
представления о самой свободе в обществе тоже
противоречивы?
Поколение next: две стороны свободы
Мировоззрение подростков формируется
не только благодаря принятию ценностей
“взрослого” мира, но и за счет протеста против
этих ценностей
С того момента, когда молодой человек
сам начинает ощущать себя взрослым, его
готовность быть воспитуемым резко падает, он
жаждет партнерских отношений со старшими.
Главные критерии “взрослости”, судя по данным
опросов, – самостоятельность (27%) и становление
личности, готовой принимать на себя
ответственность (12%).
Как показывают наши исследования, в возрасте 14 –
18 лет соотношение тех, кто ощущает себя взрослым,
и тех, кто не считает себя таковым, 1:2; в возрасте 19
– 24 года – 2:1; в возрасте 25 – 30 лет – 9:1. Как видим,
после окончания средней школы притязания на
взрослость развиваются особенно стремительно,
причем существенных различий между юношами и
девушками здесь не наблюдается. А сами взрослые
видят этот же процесс взросления совершенно
иначе: многие из наших собеседников заявляли,
например, что человек выходит из детства и
становится молодым после 30 лет.
Оценки, которые выставляют разные поколения друг
другу, тоже культурно-поколенчески определены.
Это наиболее заметно в ситуации интенсивных
социальных преобразований: мы сталкиваемся с
рассогласованностью представлений даже о
границах возраста – и соответственно содержания
того или иного периода жизни.
Сегодняшняя молодежь, говорят одни участники
массового опроса, “более наглая,
неуважительная”. “Мы родителей почитали, а они
никого не уважают”, “Она более свободная”,
“Сейчас она самостоятельно принимает решения,
более свободно живет”, “Более уверенная и
независимая”, – возражают другие. У нынешних
молодых “отсутствует любовь к своей стране, к
потребностям народа, своя рубаха ближе к телу”,
продолжают спор первые; они “более разумны,
рациональны, прагматичны”, не сдаются вторые. Их
прагматизм означает “безответственность и
эгоизм”. “Сейчас молодежь не думает о
последствиях своих действий”, – выносят свое
суждение первые. Да нет, не соглашаются
оппоненты, у них “хорошие мозги и интеллект
свежий”, поэтому они “более деловые и
решительные”, это “ищущая, инициативная
молодежь, эмансипированная свободой”.
“Критическая” позиция в отношении молодежи
более распространена. Ее сторонники
высказываются в полтора-два раза активнее, чем
те, кто настроен нейтрально или доброжелательно.
Так, говоря об отличиях сегодняшней молодежи от
советской, половина опрошенных давала
негативные характеристики, и меньше трети –
позитивные.
Приведенный спор смоделирован из ответов людей
на открытые вопросы. Но такое можно найти и в
материалах фокус-групп (дискуссионные
фокус-группы, далее ДФГ), в реальных дискуссиях,
которые часто разворачивались вокруг
разнообразных оценок и интерпретаций понятия
“свобода”. На наш взгляд, это ключевой момент в
отношении к молодежи и в отношении самой
молодежи к себе, к взрослым, к миру.
Опросы и дискуссии на фокус-группах показали, что
в обществе нет единого мнения: хорошо это или
плохо – свобода применительно к проблеме
воспитания. С одной стороны, полная свобода ведет
к потере представлений о том, что можно,
допустимо, а что – нет:
“Дали свободу, но не объяснили, что это такое. И
контроля над свободой никакого нет… Нет
государственной философии для молодежи. Когда
сейчас встречаюсь с молодежью – он идет с
сигаретой. Раньше его можно было принудить, а
сейчас ударить я его не могу, потому что мне могут
дать статью – ударил малолетнего. А он может в
мою сторону все что хочет. Теория
вседозволенности. Это приводит к тому, что мы
имеем с молодежью в настоящий момент” (ДФГ,
Санкт-Петербург).
“Тогда молодежь была более целеустремленной.
Были какие-то цели, поставленные окончанием
института, или что-то другое, какая-то цель
поставлена, а сейчас более беззаботная. Очень
многие из городской молодежи – маменькины сынки
и дочки, они живут так,
безответственно… Не поймешь, чего хотят, чего
нет, и не подступись. В советские времена верили
во что-то там – партия, Ленин, боялись, что за
какую-то провинность или проступок тебя из
комсомола <выгонят>, или что не примут в
октябрята, или в пионеры. Хорошо или плохо – это
другой вопрос. А сейчас такой молодежи – единицы
просто” (ДФГ, Москва).
С другой стороны, свобода понимается как
возможность самостоятельного, свободного
самоопределения в вопросе о том, чего ты хочешь
от жизни, как гарантия от “навязанного выбора”,
когда собственные интересы подменяются
интересами чужими.
“Возможностей у них гораздо больше появилось,
чем у нас было. То есть если человек
целенаправленный, то может достичь таких высот, о
которых мы раньше и не мечтали. Хоть и с отличием
заканчивали институт, но у нас были рамки, и все.
Сейчас можно и без поддержки государства
молодежи самореализоваться, и главное – что та
излишняя опека и запрограммированность ушла…
Вот чем сегодня работающая молодежь отличается
– они не боятся сменить место работы. Долго на
работе они не задерживаются. Если раньше нам
нужен был непрерывный стаж, то сейчас они
приходят, изучили что-то, стаж наработали… Они
постоянно свое резюме куда-то рассылают. Растут,
своего добиваются” (ДФГ, Самара).
По-видимому, ту или иную позицию определяет если
не реальная степень адаптированности, то
субъективная оценка своей способности
справиться, совладать с жизненными трудностями.
Отношение к свободе – верный индикатор разности
поколений, особенно в наше время серьезных
социальных сдвигов. Оно же определяет границы
взаимопонимания молодых и старших, во многих
случаях сужая возможности старших влиять на
молодых.
Иван КЛИМОВ,
научный сотрудник
Фонда «Общественное мнение»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|