ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Школа пытается удовлетворить требования
общества к подрастающему поколению. Но эти
требования всегда противоречивы, и уж особенно –
во времена больших перемен, когда между
поколениями пролегают не годы – эпоха. Как быть
школе в такой ситуации? Особенно, если
представления о самой свободе в обществе тоже
противоречивы?
Образование вне системы
Создать для собственного ребенка
собственную домашнюю школу – это настоящий
гражданский поступок
Массовые опросы говорят о том, что
общество крайне обеспокоено качеством
образования новых поколений. Образование
сегодня высоко ценится на рынке труда. И по
данным Всероссийского центра изучения
общественного мнения, сбережения на учебу детей
занимают в семьях третье место (после сбережений
на всякий случай и на лечение). Конечно, не многие
родители выберут для этого путь, предлагаемый
И.Чапковским. Но каждый в соответствии с законом
должен иметь право осуществить свой выбор.
Подобный опыт может дать много неожиданно
полезного нашей школе.
Есть три силы, не удовлетворенные школой. Это,
во-первых, не будем лукавить, сам ребенок,
который, как правило, готов демонстрировать
родителям по утрам симптомы всех известных ему
болезней, только бы не идти в школу. Во-вторых,
сами родители, которые заинтересованы в том,
чтобы их ребенок получил приличное образование и
при этом не испытывал непомерного
психологического прессинга. В-третьих,
государство, недовольное тем, что система не
справляется с решением стоящих перед ней задач.
Этим силам успешно противостоят группы
чиновников от образования и ректорат высших
учебных заведений, заинтересованные в
сохранении сложившегося положения вещей. Эти две
силы активно действуют, именно они определяют,
что, как и в каком количестве должно
присутствовать в системе обучения. Родители,
ученики и… государство занимают пассивную
позицию. Они не могут реализовать свои законные
интересы из-за того, что власть находится в руках
чиновников. Это приводит к разрыву между де-юре
(весьма демократический Закон «Об образовании»
1992 года) и де-факто – сохраненной
административно-командной системой в области
образования. Пример: директор школы не дает
родителям перевести ребенка на семейную форму
образования, предусмотренную законом, а у
родителей нет рычагов воздействия для изменения
этого решения.
Естественный интерес к знаниям школа губит в
первые два-три года. А если этот интерес убит, вы
можете предлагать любые программы, но человек
познающий получится вряд ли. Поэтому наши
выпускники и не знают, чего они хотят. Они хорошо
знают, чего не хотят. Например, не хотят в армию.
Но человек движется позитивными устремлениями. А
когда дети готовы впитывать, их равняют под одну
гребенку весьма жесткими методами. В таких
условиях школа вынуждена решать социальные, а не
образовательные задачи. Пусть лучше сидит в
плохой школе, чем по улице бегает, пусть хоть
как-нибудь учится, а не в плохой компании время
проводит. В обычной школе два-три ученика в
классе действительно учатся, а остальные? Я
сталкивался с такими случаями: на консультацию
мальчика привели. Восьмой класс. И когда я его
попросил почитать, он заплакал. Восьмиклассник
не умел читать. Такие ситуации возможны потому,
что главное требование в школе – ты должен быть в
классе. Вокруг этого все и строится.
Я и моя жена сделали такой практический вывод:
«Систему не исправить». Поэтому мы взяли дело в
свои руки и выучили своих детей сами. Хотя,
конечно, содержание образования мы поменять не
могли, так как государство требует выполнения
обязательного образовательного минимума.
Ныне действующий Закон «Об образовании» в статье
десятой говорит о разных формах обучения.
Учиться в школе можно очно и заочно. Возможны
такие формы, как экстернат, семейное образование
и самообразование. В реальности же форма одна, та,
которую финансово и организационно поддерживает
государство, – обучение в среднеобразовательной
школе. Все родители, которые хотят перевести
своих детей на семейную форму обучения (т.е. учить
их самостоятельно, дома), сталкиваются с огромным
сопротивлением со стороны школьных структур.
Правда, надо признать, что большинство людей с 28
мая по 1 сентября с нетерпением ждут, когда же
школа заберет их ребенка. Но есть и другие. Те, для
кого образование их детей – безусловный капитал,
и они готовы вкладывать в него все силы. Их мало,
но это те дрожжи, без которых хлеб не выпекается.
Интересы родителей и учеников состоят в том,
чтобы получить рычаги воздействия на систему,
чтобы возможно стало реализовать законные права
в направлении образования собственных детей.
Необходима двухслойная система образования,
состоящая из общей школы, предназначенной для
решения социальных проблем (аналог Hauptschule в
Германии), и образовательных центров,
предназначенных для решения образовательных
задач по отдельным предметам и подготовки к
высшему образованию. Эти образовательные центры
могут быть как государственными, так и
общественными организациями, создаваемыми
родителями и учителями.
Общая школа будет решать задачу развития и
социальной адаптации ребенка с учетом
региональных особенностей. Аттестат выдается
ребенку не за достижение каких-то конкретных
результатов в образовании, а за проведение
определенного количества часов в общей школе.
Это сделает ситуацию с аттестацией честной. Если
же родители и сам учащийся заинтересованы в
получении реального свидетельства, фиксирующего
уровень его знаний по отдельным дисциплинам, то
он должен выдаваться национальными центрами,
как, например, в Великобритании,
дистанцированными как от образовательного
учреждения, в котором он обучался, так и от
учреждения, в котором он предполагает обучаться.
Игорь ЧАПКОВСКИЙ,
идеолог и практик семейного образования, отец
четырех детей
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|