Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ 

Александр АВДЕЕНКО

Вид из окна в сумрачный день

Выборгские смотрины новейшего кино

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ПРОГУЛКА”

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ПРОГУЛКА”

У кинофестиваля в Выборге “Окно в Европу”, проводящегося уже в одиннадцатый раз, есть по крайней мере одна особенность, отличающая его от других киносмотров. Самое активное участие в нем принимают зрители. И они не только смотрят кино, заполняя зал до отказа, но и выносят свой вердикт. После каждого просмотра они бросают в ящик у выхода глянцевый листок с названием фильма, надорванный по линии одного из десяти баллов, – так складывается среднеарифметическая оценка, получившая название “Выборгский счет”. Надо сказать, что зрители гораздо добрее к творцам, чем критики или профессиональные кинематографисты. У последних схватить двоечку или троечку ничего не стоит. А у зрителей победитель получил без нескольких сотых целых девять баллов. Это фильм Веры Сторожевой “Небо. Самолет. Девушка”. Он был показан вне конкурса в один из первых дней и представлен сценаристкой и актрисой Ренатой Литвиновой, несомненно, владеющей кинематографической харизмой. А вот лента “Прогулка” Алексея Учителя, удостоенная сразу трех главных призов жюри, лишь замыкает горячую зрительскую десятку. Правда, отставание всего лишь в балл. Это о чем-то свидетельствует? Лишь о том, что интересы зрителя очень разнообразны. И он приемлет кино самых разных жанров – сентиментальные истории и остросюжетные боевики, исторические костюмные фильмы и лирические комедии, словом, лишь бы фильмы задевали за живое.
И еще одна особенность выборгского фестиваля – участие в нем лент, уже засветившихся на других киносмотрах. Так, здесь шли “Старухи” Геннадия Сидорова, отхватившие несколько наград “Кинотавра”, “Коктебель” Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, отмеченный на Московском международном фестивале, “Отец и сын” Александра Сокурова, получивший премию прессы в Канне. При том, что показываются фильмы, только что вышедшие из-под копировального станка, это создает подвижную панораму кинопроцесса. И она скорее вызывает оптимистические надежды на будущее нашего кино, нежели привычное брюзжание по поводу затянувшегося на долгие годы кризиса. Пример Выборга показателен. Когда фестиваль только зарождался, он проходил в довольно обветшавшем городском кинотеатре, душном и неуютном. За эти годы кинотеатр полностью перестроен, это и вправду Дворец кино, с удобными мягкими креслами, кондиционером, современным фойе с баром и рестораном. Прийти сюда просто приятно.
Существует мнение, что зритель выбирает кино, позволяющее ему отвлечься от каждодневных проблем. И он любит, когда все хорошо кончается. Пусть не так, как в жизни. Но ведь всегда хочется оставить надежду на лучшее. В этом смысле наш кинематограф продолжает избавляться от так называемой чернухи, что когда-то заполоняла экран и создавала ощущение безысходности, безнадежности существования. Казалось, мы находимся в трясине, из которой никогда не выкарабкаться. Сегодня, не приукрашивая жизнь, кино поворачивает к нам действительность другим ракурсом. Да, жизнь сложна, и ее общий пейзаж скорее хмур и невесел, чем радостен и светел. Но зритель ощущает этот поворот к человеческому в человеке, когда даже в тяжелых житейских ситуациях в героях существуют неизбывность доброты и желание понять другого. Многие мотивы и коллизии повторяются в разных фильмах, будто кинематографисты проверяют друг друга в этюдных экзерсисах на заданную тему. Взаимоотношения отца и сына (“Отец и сын”, “Коктебель”), неприкаянные, но жизнелюбивые старики (“Старухи”, “Бабуся”); после “Кукушки” Александра Рогожкина возникла тема взаимоотношений врагов, стоящих по разные стороны фронта, но вдруг оказавшихся с глазу на глаз друг перед другом (эту тему развивают Петр Тодоровский в новом фильме “В созвездии Быка” и Никита Михалков, прочитавший на фестивале отрывки из сценария “Утомленных солнцем”-2).
На прошлом фестивале был показан фильм Егора Кончаловского “Антикиллер”, где на единицу экранного времени приходилось неимоверное количество выстрелов, взрывов, кровавых разборок. На нынешнем – его место занял “Бумер” дебютанта Петра Буслова, а между ними в наше сознание еще втесалась телевизионная “Бригада”. Бандитский мир с жестоким законом, что выживает сильнейший. И при этом авторы романтизируют своих героев. О “Бумере” много спорили в Выборге, это крепко сделанное профессиональное кино, не отпускающее ни на минуту, и тут действительно есть крепкая мужская дружба (если не назвать ее тем, что она есть на самом деле, то есть круговой порукой), и возмездие наступает неотвратимо. Но за что жалеть этих парней, сначала бандитски угоняющих роскошный автомобиль, потом расстреливающих своих обидчиков, а дальше уж пустившихся во все тяжкие? Мол, жизнь такова? Но ведь они сами творят ее вокруг себя по своим бандитским принципам и сами загоняют себя в западню.
Неожиданным фильмом удивил Алексей Учитель. После двух фильмов на историческом материале (“Мания Жизели” и картины об Иване Бунине) он снял современный фильм, искрящийся энергией движения, отмеченный виртуозной операторской техникой, насыщенный стремительным разговором сначала двух, потом трех, потом четырех героев, шагающих в не прекращающемся ни на секунду разговоре в переполненной до краев людской толпе нынешнего Петербурга с его великими строениями и тихими улочками. Фоменковская актриса Ирина Пегова (приз за лучшую женскую роль) – подлинное открытие фестиваля, ее лучистое обаяние завораживает, предельная искренность при безудержной фантазии и придуманных для себя жизненных обстоятельствах сбивает с толку. В фильме есть чистота, которой давно не было на экране. И послевкусие чего-то настоящего, подлинного, заново открытого. Недаром Алексей Учитель получил приз и за лучшую режиссуру, и за лучший фильм.
В конце “Прогулки” разверзлись небеса, хлынул ливень, все почернело от обложных туч. Но на душе было светло и легко. Выборг не подкачал и на этот раз.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru