КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Вид из окна в сумрачный день
Выборгские смотрины новейшего кино
КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ПРОГУЛКА”
У кинофестиваля в Выборге “Окно в
Европу”, проводящегося уже в одиннадцатый раз,
есть по крайней мере одна особенность,
отличающая его от других киносмотров. Самое
активное участие в нем принимают зрители. И они
не только смотрят кино, заполняя зал до отказа, но
и выносят свой вердикт. После каждого просмотра
они бросают в ящик у выхода глянцевый листок с
названием фильма, надорванный по линии одного из
десяти баллов, – так складывается
среднеарифметическая оценка, получившая
название “Выборгский счет”. Надо сказать, что
зрители гораздо добрее к творцам, чем критики или
профессиональные кинематографисты. У последних
схватить двоечку или троечку ничего не стоит. А у
зрителей победитель получил без нескольких
сотых целых девять баллов. Это фильм Веры
Сторожевой “Небо. Самолет. Девушка”. Он был
показан вне конкурса в один из первых дней и
представлен сценаристкой и актрисой Ренатой
Литвиновой, несомненно, владеющей
кинематографической харизмой. А вот лента
“Прогулка” Алексея Учителя, удостоенная сразу
трех главных призов жюри, лишь замыкает горячую
зрительскую десятку. Правда, отставание всего
лишь в балл. Это о чем-то свидетельствует? Лишь о
том, что интересы зрителя очень разнообразны. И
он приемлет кино самых разных жанров –
сентиментальные истории и остросюжетные
боевики, исторические костюмные фильмы и
лирические комедии, словом, лишь бы фильмы
задевали за живое.
И еще одна особенность выборгского фестиваля –
участие в нем лент, уже засветившихся на других
киносмотрах. Так, здесь шли “Старухи” Геннадия
Сидорова, отхватившие несколько наград
“Кинотавра”, “Коктебель” Бориса Хлебникова и
Алексея Попогребского, отмеченный на Московском
международном фестивале, “Отец и сын”
Александра Сокурова, получивший премию прессы в
Канне. При том, что показываются фильмы, только
что вышедшие из-под копировального станка, это
создает подвижную панораму кинопроцесса. И она
скорее вызывает оптимистические надежды на
будущее нашего кино, нежели привычное брюзжание
по поводу затянувшегося на долгие годы кризиса.
Пример Выборга показателен. Когда фестиваль
только зарождался, он проходил в довольно
обветшавшем городском кинотеатре, душном и
неуютном. За эти годы кинотеатр полностью
перестроен, это и вправду Дворец кино, с удобными
мягкими креслами, кондиционером, современным
фойе с баром и рестораном. Прийти сюда просто
приятно.
Существует мнение, что зритель выбирает кино,
позволяющее ему отвлечься от каждодневных
проблем. И он любит, когда все хорошо кончается.
Пусть не так, как в жизни. Но ведь всегда хочется
оставить надежду на лучшее. В этом смысле наш
кинематограф продолжает избавляться от так
называемой чернухи, что когда-то заполоняла
экран и создавала ощущение безысходности,
безнадежности существования. Казалось, мы
находимся в трясине, из которой никогда не
выкарабкаться. Сегодня, не приукрашивая жизнь,
кино поворачивает к нам действительность другим
ракурсом. Да, жизнь сложна, и ее общий пейзаж
скорее хмур и невесел, чем радостен и светел. Но
зритель ощущает этот поворот к человеческому в
человеке, когда даже в тяжелых житейских
ситуациях в героях существуют неизбывность
доброты и желание понять другого. Многие мотивы и
коллизии повторяются в разных фильмах, будто
кинематографисты проверяют друг друга в этюдных
экзерсисах на заданную тему. Взаимоотношения
отца и сына (“Отец и сын”, “Коктебель”),
неприкаянные, но жизнелюбивые старики
(“Старухи”, “Бабуся”); после “Кукушки”
Александра Рогожкина возникла тема
взаимоотношений врагов, стоящих по разные
стороны фронта, но вдруг оказавшихся с глазу на
глаз друг перед другом (эту тему развивают Петр
Тодоровский в новом фильме “В созвездии Быка” и
Никита Михалков, прочитавший на фестивале
отрывки из сценария “Утомленных солнцем”-2).
На прошлом фестивале был показан фильм Егора
Кончаловского “Антикиллер”, где на единицу
экранного времени приходилось неимоверное
количество выстрелов, взрывов, кровавых
разборок. На нынешнем – его место занял “Бумер”
дебютанта Петра Буслова, а между ними в наше
сознание еще втесалась телевизионная
“Бригада”. Бандитский мир с жестоким законом,
что выживает сильнейший. И при этом авторы
романтизируют своих героев. О “Бумере” много
спорили в Выборге, это крепко сделанное
профессиональное кино, не отпускающее ни на
минуту, и тут действительно есть крепкая мужская
дружба (если не назвать ее тем, что она есть на
самом деле, то есть круговой порукой), и возмездие
наступает неотвратимо. Но за что жалеть этих
парней, сначала бандитски угоняющих роскошный
автомобиль, потом расстреливающих своих
обидчиков, а дальше уж пустившихся во все тяжкие?
Мол, жизнь такова? Но ведь они сами творят ее
вокруг себя по своим бандитским принципам и сами
загоняют себя в западню.
Неожиданным фильмом удивил Алексей Учитель.
После двух фильмов на историческом материале
(“Мания Жизели” и картины об Иване Бунине) он
снял современный фильм, искрящийся энергией
движения, отмеченный виртуозной операторской
техникой, насыщенный стремительным разговором
сначала двух, потом трех, потом четырех героев,
шагающих в не прекращающемся ни на секунду
разговоре в переполненной до краев людской толпе
нынешнего Петербурга с его великими строениями и
тихими улочками. Фоменковская актриса Ирина
Пегова (приз за лучшую женскую роль) – подлинное
открытие фестиваля, ее лучистое обаяние
завораживает, предельная искренность при
безудержной фантазии и придуманных для себя
жизненных обстоятельствах сбивает с толку. В
фильме есть чистота, которой давно не было на
экране. И послевкусие чего-то настоящего,
подлинного, заново открытого. Недаром Алексей
Учитель получил приз и за лучшую режиссуру, и за
лучший фильм.
В конце “Прогулки” разверзлись небеса, хлынул
ливень, все почернело от обложных туч. Но на душе
было светло и легко. Выборг не подкачал и на этот
раз.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|