КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Нина Дворжецкая:
«Замечательная профессия – валять дурака»
Нет такого человека в театральной и
околотеатральной среде, кто не помнил бы о
страшной трагедии, постигшей несколько лет назад
семью Дворжецких. Евгений погиб через полгода
после рождения сына Миши, а до этого не стало его
отца и старшего брата, сыгравшего Хлудова в
фильме «Бег». С тех пор вдова Евгения Нина каждое
утро встает, собрав, по ее же словам, волю в кулак.
Смысл ее жизни – прекрасные дети в доме и другие
«дети» – студенты... Сказать, что Нина –
трудоголик, – это ничего не сказать. Потому что
работает она от зари до зари, и застать ее дома
почти невозможно. За последние годы Нина дала
несколько интервью, где говорила только об
Евгении. В этих публикациях не было практически
ни слова о ее актерской работе. Между тем
серьезных работ хоть отбавляй. Взять хотя бы
последнюю блистательную роль в «Фандорине»
Акунина – Бородина, где она сыграла леди Эстер.
Эта роль, как и другие, сыграна мастерски и
обаятельно. И еще их отличает достоинство –
редкое для нашей сцены качество. Обозреватель
«ПС» очень гордится, что ему удалось
«разговорить» Нину Дворжецкую.
– Вы учились в «Щуке» (студии театра
имени Вахтангова), работали в Театре сатиры, а
потом пришли в Центральный детский. У вас никогда
не было ущемленного самолюбия: детский театр
всегда считался рангом пониже, нежели взрослый?
– Если честно, то поначалу такие мысли возникали.
Но сейчас наш театр называется Российский
академический молодежный. И мы играем спектакли
и для детей, и для взрослых. Я играла Беренику в
пьесе Расина, Гонерилью в «Короле Лире»,
Фосфорическую женщину в «Бане» Маяковского, в
«Лоренцаччо» Мюссе, в «Фандорине»… Это все
взрослые спектакли, но я обожаю играть для детей
от 5 до 10 лет. Это потрясающий зритель! Мне иногда
хочется сказать артистам из «взрослых» театров:
«Ребята, пойдите сыграйте перед этими
“масюсенькими” и попробуйте их обмануть!»
– Но ведь все равно в характере ребенка –
сидеть и шелестеть чем-то, зыркать направо и
налево, шуметь. Как с этим бороться?
– Они разговаривают громко, они могут
посоветовать серенькому козлику: «Там волки, не
ходи туда!» Но поэтому мы вместе, волшебство
перетекает в зал и творится вместе со зрителем.
Конечно, бывает, что подростки орут на
«Капитанской дочке». У нас есть сложности, не в
раю же мы работаем.
– Как вы думаете, можно ли привить ребенку
вкус к хорошему театру? И как привить этот вкус?
– Я не могу ответить на этот вопрос однозначно.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил театр и
чтобы у него была возможность отличить плохой от
хорошего, надо водить его в тот театр, который вы
считаете хорошим. Надо делиться с ребенком
своими впечатлениями.
– Ваши дети любят театр?
– Могу говорить только про старшую дочку Анну,
Миша еще слишком мал. Моя дочь очень любит театр,
но, к счастью, она не выросла за кулисами,
поскольку моя мама вышла на пенсию, и мне не
пришлось держать ее в гримерке. Но она видит все
мои премьеры и все премьеры в нашем театре. Она
видит и закулисную жизнь, она очень интересна и
поучительна. Артисты, сидящие в курилке, – это
потрясающее зрелище. Такие истории, которые они
рассказывают про старых артистов, про кино, про
театр, про книжки, больше нигде не услышишь.
Никакого негативного влияния театр на нее не
оказывает.
– Читая рассказы Жени о вас, я запомнил его
фразу, что Нина схватывает все на лету, может
что-то сыграть, как говорят, с листа. А он, работая,
всегда долго обдумывал роль, «носил» ее в себе.
Эта способность к озарению в вас осталась до сих
пор?
– Мне трудно об этом судить, наверное, лучше, если
бы об этом опять рассказал Женя… У каждого свой
метод работы и способ, может быть, не всегда
сознательный. Я могу сделать все сразу, но вдруг
это потерять и потом долго в репетициях к этому
же идти.
– При поступлении в Школу-студию МХАТа вам
сказали: «Девочка, у тебя такие умненькие глаза,
зачем ты пошла в артистки?» Не мешают ли
«умненькие глаза» женщине-актрисе?
– Вообще-то ум никому не должен мешать. Я считаю,
что современный артист должен иметь высокий
интеллектуальный потенциал. Потому что одно дело
– одаренность, а другое – как мы воспринимаем
мир и как его анализируем.
– А люди, которые с вами работают, тоже так
считают?
– Мне кажется, что моему любимому режиссеру
Алексею Бородину нужны мои мозги.
– Вы никогда не пытались, как Женя, найти
себя в другом театре?
– Для проб надо, чтобы сначала позвали. Женю
приглашали. Он ничего не искал, искали его. Я
поработала в театре «Школа современной пьесы»
какое-то время в спектакле «Чайка», потом надо
было выбирать между Бородиным и Райхельгаузом.
На этом мой роман со Школой окончился.
– Я хочу коснуться вопроса выбора. Вы всегда
знали, что можете играть, а что – нет? Или вы
считаете, что актер должен уметь играть все?
– Нет, я очень критически к себе отношусь. Глупо
хотеть играть, например, Джульетту: во мне 80
килограммов весу, 172 сантиметра рост и много
годов. (Смех.)
– А что вы не приемлете на театре?
– Я не приемлю плохую режиссуру, не приемлю
неподготовленного, беспомощного человека, не
готового к репетиции, к постановке спектакля. У
меня была однажды такая ситуация. Было стыдно, и я
пошла отказываться от роли к главному режиссеру.
Я сказала, что меня эта работа унижает. Артисту
нельзя отказываться от работы, но от такой работы
можно.
– Приходилось ли вам ломать себя: не мое, а
играть надо?
– Нет, у меня такого не было.
– То есть все всегда «ложилось» на душу?
– Я ведь такая артистка: мне что скажут, то я и
буду играть, если это уж совсем не расходится с
моими принципами. Моя профессия тем и
замечательна, что я имею возможность, как в
детстве, серьезно валять дурака. Поэтому я не
задумывалась о том, по сердцу ли мне, допустим,
старшая дочь Короля Лира Гонерилья, которая папу
выгоняет и всячески над ним издевается. Это была
моя история, и я в нее играла абсолютно серьезно.
Не знаю, была ли я адвокатом, но я играла такого
человека. А возьмите леди Эстер из «Фандорина»:
не менее злодейское существо! Хотя я считаю, что
она гениальная женщина.
– Она у вас грандиозная...
– Она и у Акунина грандиозная. Главный герой
спектакля – Фандорин. Мне кажется, что в то время,
когда отсутствуют идеалы, Фандорин может быть
героем нашего времени.
– А бывает так, что вы ненавидите своих
персонажей?
– Опять расхожая фраза: «Я адвокат своей роли».
Когда я начинаю репетировать, я не думаю: «Фу,
какая гадость, какая злодейка!» Я могу сказать
однозначно: нет только хороших людей и нет только
плохих. Артисту интересно найти максимум всего
хорошего, плохого, средненького, гаденького,
прекрасного, умного… Поэтому мне интересно все.
– Было ли у вас когда-нибудь так: есть роль, о
которой вы мечтали, и вдруг ваш любимый режиссер
отдает ее кому-то другому?
– Было, и совсем недавно. Как я с этим обошлась?
Идучи домой в тишине ночи, поревела горько по
поводу того, что больше никогда в жизни эту роль
не сыграю. Потом поговорила с собой и поняла: ну
да, не сыграю, и что теперь? Что ж, волосы на себе
рвать? Я себя в первую очередь разотру в мелкий
порошок, если буду думать о том, что вот ей роль
дали, а мне нет! Это ведь так разрушает. Надо быть
выше этого.
– А можете вы прийти к режиссеру и намекнуть:
вот, мол, есть ролишка, хотелось бы сыграть…
– Нет, я так не могу сказать. Когда только возник
разговор о «Фандорине», не скрывала, что очень
хочу сыграть леди Эстер. Но это вовсе не значило,
что я получу эту роль. Я высказала свою точку
зрения Алексею Владимировичу и, слава Богу, в
результате роль получила. А вообще я считаю, это
бессмысленно говорить режиссеру: «Ой, я хотела бы
сыграть леди Макбет!» Театр – производство,
тяжелая работа огромного количества людей во
главе с главным режиссером.
– Есть ли у вас какие-то незыблемые
профессиональные принципы?
– Есть, конечно. Один из них звучит так: актер
может заболеть только тогда, когда умрет. Я так
считаю и так живу. Я и студентам об этом говорю. На
репетиции «Фандорина» один наш актер вывихнул
очень сильно плечо и играл спектакль в гипсе. За
все время работы в театре я брала больничный
всего дважды. Я ребятам-студентам говорю: «Вы
зачем сюда пошли, это ваша профессия, вас палками
никто не загонял».
– Вот мы добрались до еще одного главного
дела вашей нынешней жизни. Не мешают ли друг
другу актерство и педагогика?
– Нет, они расположены в одной плоскости.
Наоборот, педагогика помогает мне работать на
сцене, потому что благодаря работе со студентами
я не забываю ни системы Станиславского, ни уроков
Михаила Чехова, ни системы Вахтангова. Я всегда в
тренинге.
– Сидя в приемной комиссии Щукинского
училища, вы сразу понимаете: этот человек актер, а
этот нет?
– Глаз набит, но я не Господь Бог. Но какой-то опыт
уже есть, что-то мы видим.
– А у вас хватит смелости разрушить иллюзии
молодого человека и сказать ему: «Не ходи ты в эту
профессию»?
– Нет. У меня не хватит.
– И пусть он мучается всю жизнь?
– Значит, у него судьба такая. Я не могу так
сильно обидеть человека.
– Вам всегда интересно со своими студентами
или бывают люди, с которыми приходится работать
через силу?
– Я, наверное, маненько ненормальная, но они у
меня все любимые. Бывает, кто-то говорит: «Извини,
я тебе даю очень трудного студента, надо
поработать». Я знаю, что он трудный студент,
всякое случается… Но они все равно любименькие,
родненькие! Они же дети… Поступают в 16–17 лет, да
еще выбирают такую чудовищную профессию. Я
отношусь к ним как ко взрослым детям.
– Вы бываете резкой?
– Да.
– Это касается творчества или жизни?
– Это касается и творчества, и жизни. Я бываю
очень резкой на репетициях. Я профессионал и,
может быть, слишком рациональна. Но я считаю, что
люди, пришедшие в театр, должны быть
профессионалами. Актерство – это не что-то с неба
свалившееся, это профессия. И поэтому, как в любой
профессии, есть свои навыки, их надо знать, ими
надо уметь пользоваться и применять на деле. Если
человек этого не умеет, он вызывает у меня
раздражение.
– Евгению вы могли сказать такую фразу: «Ты
сегодня погано играл». А другим коллегам?
– Никогда! Артисты ведь те же дети. У меня в
театре есть друзья, с которыми мы можем
разобрать, как прошел спектакль. Театр – вещь
тонкая. Актеры люди обидчивые.
– А вы обидчивая?
– Ну, такая… Гранд-дама, на кривой козе не
очень-то и подъедешь. (Смех.)
– Может быть, это хорошо – быть несколько
повыше? Так сказать, над суетой?
– Да, когда я была молодая, мне люди говорили, что
у меня самомнение очень высокое и что я очень
гордая. Потому что я действительно иногда… над
людьми. Хотя у меня очень много друзей, большая
такая компания. Но многие люди говорят, что я
высокомерна.
– Вернемся, однако, к творчеству. У вас есть
педагогический опыт, который включает и
режиссерский. Не настало время поставить
что-нибудь самой?
– Не настало. Поскольку я имею дело со
студентами, я делаю студенческие отрывки и ни в
коем случае не претендую на звание режиссера. Я
ставить спектакли просто не умею. Но иногда
помогаю режиссерам как педагог, поскольку могу
работать с артистом.
– А что значит: быть помощником режиссера,
как педагог? Это тренинг какой-то?
– Это не тренинг, я занимаюсь разбором того, что
они делают. Тем же, чем занимаюсь со студентами. Я
помогаю, исходя из своего опыта, мозгов, помнится,
вы про них спрашивали.
– Настало время задать пребанальнейший
вопрос: хотите ли вы, чтобы ваши дети стали
артистами?
– Нет, не хочу, потому что это очень тяжелый хлеб.
Но тут одного моего «хотения» недостаточно. Дочь
моя уже снимается в кино, и я не строю ей никаких
преград. Я уважаю ее желание быть артисткой,
пусть она сама набьет себе синяки и шишки.
– В каких фильмах она снялась?
– Во-первых, у Лены Цыплаковой в шестисерийном
фильме с очень хорошим сценарием. Хорошо, что
попала к Лене, она замечательный режиссер. Потом
она снялась в 12 сериях по роману Дарьи Донцовой, в
фильме про Дашу Васильеву, любительницу частного
сыска.
– Есть ли у вас творческие мечты?
– Моя творческая жизнь очень наполнена. Мне
некогда заниматься бессмысленными мечтаниями. Я
Козерог по знаку зодиака, я твердо стою ногами на
земле. Может быть, это мне помогает выживать.
Может быть, я бы очень хотела быть известной, как
Ким Бессинджер. Но если этого не происходит... Это
моя жизнь, какая она будет завтра – не знаю… Я
ведь никогда в жизни, даже в страшном сне, не
могла себе представить, что три года назад она
повернется таким образом… Я мечтаю, чтобы
студенты сыграли отрывок. Я мечтаю, чтобы их из
платных перевели в бесплатные с моей помощью. А
если честно, то я мечтаю сыграть леди Макбет, но
ничего для этого не делаю, сижу себе и мечтаю...
– А вы в «Щуку» пришли уже со
сформировавшимся мнением в смысле преподавания?
– Я не могу так точно ответить на этот вопрос.
Получилось, что я начала работать со студентами
благодаря придумке Алексея Владимировича
Бородина, моего главного режиссера, главного
режиссера нашего Российского академического
молодежного театра. Он нас с Женей давно привлек
к этой деятельности. Мы с Женей работали долгое
время бесплатно, потому что студенты занимались
в театре. И я начала работать, потом встретила
как-то случайно Альберта Григорьевича Бурова,
который сказал: «Не стыдно ли тебе, Нина, работать
в ГИТИСе, когда родное училище…» Я пришла на
кафедру Владимира Абрамовича Этуша. Какое-то
время я работала стажером у него, а потом стала
называться «преподаватель», теперь я старший
преподаватель. Я работаю все равно почасовиком,
потому что трудовая книжка у меня лежит в театре.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|