ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ
Ревизор Яви
ОТКРЫТКА ИЗ СЕРИИ “РУССКИЕ ТИПЫ”
«Морковка есть морковка, и более
ничего неизвестно».
Из писем А.П.Чехова
Споры о реальности невидимых миров
повелись издревле. Когда Демокрит прозрел
существование атома, атом почему-то сочли
аргументом против. Мистики утверждают, что мир,
невидимый прямо здесь, параллелен плотному. А мне
на днях почудилось, что я поняла, где находится
потерянный высший мир. Я убедилась, что он сугубо
материален и даже более материален, чем мир
осязаемый. Только в материале и может быть. Но
одни его видят, другие – нет. Поэтому его
существование неоспоримо для одних и
сомнительно для других.
Зонт, между прочим, удивительно забавное
изобретение. Его забавность намного превосходит
полезность. Не так он защищает от непогоды, как
разнообразит быт в дождливый день. Эта вещь –
одна из самых древних. Наивная попытка еще
архаичного человека противостоять стихии. Зонт
проник в наше техногенное время на правах лопаты
и колеса, ложки и сережки в носу.
Но это обо всем роде зонтов. А мой зонт стоит того,
чтобы рассказать о нем особо. Это зонт-трость –
длинный, грациозный и в то же время прочный,
основательный. Смело изогнутая ручка из
благородного дерева, сочный розовый цвет
блестящего паланкина, острие с подковой. Мой зонт
производит на меня странное впечатление. Он меня
зачаровывает – равно распахнутый или сложенный.
Я вижу в зонте совершенство, гармонию, космос!
Такое впечатление производят только настоящие
произведения искусства. Любопытно все же, что
искусство гнездится в вещах. Основание
искусства, носители его – исключительно
осязаемые предметы. Получается, что люди
искусства, области отвлеченной и возвышенной,
больше чем непричастные искусству люди, ценят
вещи и дорожат вещами. Как я – своим зонтом.
Для непричастного к искусству весь видимый мир
как будто однороден. Для человека искусства тот
же мир резко делится на два рода вещей – обычные
и вопиющие. Обычные вещи он почитает негодными,
зато совершенные вещи значат для него больше, чем
для миллионера сейф с деньгами. В сейфах
совершенных вещей – гармония, намек на смысл,
надежда… Они суть дверцы в неведомое высшее.
Человек искусства видит воочию вещи, неуловимые
для всех органов чувств обывателя. Получается,
что человек со вкусом – детектор, дегустатор,
особый ревизор яви. Он наделен огромными
полномочиями, потому что видит мир, потерянный
философами.
И мне почудилось, что, неожиданно обнаружив таким
чудным образом, с помощью зонта, невидимый мир, я
разгадала еще одну вековечную загадку – что
такое искусство. Вопиющие вещи рукотворны. Их
нужно создать. Вот это умение создавать вещи не
совсем здешней обстановки и есть искусство.
Некоторые зонты, дома, лестницы, автомобили и
поезда, платья и керамика, целлофановые пакеты и
кефирные бутылки – да что угодно в исполнении
художника – может быть невидимо для иных, зато
сверхреально для других. Например, обыватель,
сравнивая два дома, оба кирпичных, в шесть этажей,
с балконами и башенками, скорее всего не отличит
шедевр модерна от архитектурной неудачи. Недаром
бронзовые монстры заполоняют Москву – и
заказанные, и исполненные как будто слепыми,
причиняя страдание зрячим…
Так, для меня прояснилась природа
декоративно-прикладного искусства: оно –
царство сверхреальных вещей. Но и феномен
бытования станковой живописи объяснился сам
собой! Загадка заключалась в том, что она,
живопись, однажды отделилась от архитектуры
(изначала роспись предназначалась для
конкретного интерьера, куска стены), сменяла
дворец на раму, стала бесполезной и тем самым
отяготила свою участь. «Портретом доктора Рэя»
Винсента Ван Гога затыкали дыру в курятнике. Сам
художник застрелился, не дождавшись признания.
Казалось бы, ради чего такие муки? И я поняла –
ради прославления невидимого мира.
Картина создает «коду» в мелодии
искусства, показывает те же совершенные вещи
изображенными, повторяет их, рифмует и только
этим отличается от декоративно-прикладного
искусства. В особенности натюрморт, или стиллайф1, наглядно демонстрирует намерение
художника, как будто слышен его голос: «Вот оно,
невидимое, я разглядел, и ты увидь, здесь
притаилось, в тени букета, в чашке – лови!»
Натюрморт – почти вид декоративно-прикладного
искусства. Это особенное в вещах предметного
мира, неуловимое, не для всех видимое еще
называют Красотой. И недаром ищут в ней спасения.
О Красоте говорят как о надежде применительно к
природе. Пейзаж – искусно сработанная Творцом
область, в нем особый мир открывается тоже для
умеющих видеть. А художник своим «пейзажем»
пересказывает людям Творца. Он в этом древний
пророк – уловил важное и чувствует призвание
донести.
Беспредметное изобразительное искусство – речь
отчаявшегося пророка… Деформации – для
выразительности и доходчивости. Художник
преподносит обывателю все то же, но уже на
блюдечке в рамочке – на, увидь! Это «Вопль»
вопиющего в пустыне. Или «Крик» Мунка. Называя
невидимый мир Красотой, люди чувствуют, что хотят
сказать о большем, но слов не хватает… А
безобразие так сильно мучает, потому что в нем
тоже большее, чем отсутствие красоты. В нем –
хаос и безнадежность…
Люди придают надмирные обличья рукотворным
вещам. И даже у себе подобных примечают неземные
черты… Странно, но профессиональное мастерство
людей неизмеримо превосходит искусство
«человечности» – искусство общаться,
чувствовать, сосуществовать. Здесь пропасть. Тем
не менее без способности прозревать надмирное и
друг в друге наша жизнь была бы безнадежна.
Так мне почудилось, что мой зонт раскрыл мне и
природу любви. Любовь человека к себе подобному
позволяет увидеть в нем совершенно невидимое
посторонним людям. Любящий – художник, творец,
пророк.
Моя преподавательница аэробики говорит ничтоже
сумняшеся, что танцует для души. После того как
надо мной раскрылся мой сверхъестественный зонт,
условное разделение общественно полезной
территории города на спортивные залы для фигуры,
а читальные залы для души утратило для меня
всякий смысл. Я вижу, как душа преподавательницы
садится на шпагат, изгибается волной, прыгает и–
радуется. А мой зонт выворачивает свою веселую
собачью душу навстречу дождю. Души зримы и
видимы, плотны и осязаемы. Души – не тени, не
стоны, не шепоты. Души – вот они! И Демокрит был
прав, и мистики правы, и преподавательница
аэробики права, как все чувствующие, думающие,
все честно, всерьез «трудящиеся душой» на этой
заброшенной земле.
_____________________________
1 «Стиллайф» – название
натюрморта по-английски, более удачное, чем
французский аналог, потому что означает не
«мертвая натура», а «тихая жизнь».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|