ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ОПЫТЫ
Иерей Георгий СЕЛИН,
г.Ачинск, Красноярский край
Цветы и ветви древа русской
святости
Такое название своему электронному
проекту дали преподаватели дисциплины “Основы
православной культуры” Ачинского кадетского
корпуса
СИМОН УШАКОВ. ДРЕВО МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВА
(ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ). 1668 Г.
Эта учебно-познавательная программа
имеет целью показать русскую историю в виде
подробного, хронологически выверенного
генеалогического древа.
Представьте: точная карта на миллиметровке, где
каждый миллиметр соответствует году истории.
Программа позволяет укрупнять или уменьшать это
генеалогическое древо, извлекать из линий (с
помощью мышки) исторические факты и
биографические данные той личности, кому
ветвь-линия принадлежит, и т.д.
Обычно перед читателем книги по истории, будь то
учебник или роман, события разворачиваются
постепенно, как свиток, и многое из прочитанного
в начале забывается в конце. Графическое же
изображение дает возможность видеть историю в
динамике, весь свиток развернутым сразу, в
котором история может читаться не только вдоль,
но и поперек. Достаточно пройти мышкой по годовой
линии через все ветви, кликая и раскрывая их,
чтобы составить себе представление о том, кто чем
занимался в данный год истории и почему остался
для нее памятен и знаменит. При этом всякий волен
избирать удобный для себя порядок чтения,
превращаясь из наблюдателя в активного
исследователя.
Древо русской истории произрастает на экране
монитора в виду иконы Пресвятой Троицы. Вся
русская история – это неразрывная связь веры и
общества, церкви и государства. Можно изучать
историю народа по темпам его роста в веках, по
экономическим и политическим механизмам его
развития, по географии обитания и прочее, и все
это изучивши, так и не усвоить главного: а зачем
этот народ на земле был и существует? Авторы
программы мыслят в этом вопросе просто: Святая
Троица – вот для Кого произросло это древо –
российский народ.
Пропущенная глава
По слову Цицерона, история – лучший
учитель, потому что, уча, образовывает человека.
Образовать же человека вовсе не значит дать ему
сумму знаний, образовать – значит показать
образ, т.е. живой и доходчивый пример, которому
следует или не следует подражать. Когда таких
примеров не предлагается ученикам, то выходит,
что история ничему не учит.
“Сумма технологий” не приносит пользы, если
обладающий ею не видит цели применения своих
знаний. А в этом плане русская история – кладезь
образовательной премудрости, который у нас
засыпан советским научно-историческим мусором и
захламлен.
Так, историческая наука утверждает, что русский
народ и с ним два братских – украинский и
белорусский – вышли из славян, и время указывает:
XIV век. С этой датой рождения можно согласиться,
если слово «вышли» заменить словом «сошлись».
Потому что первое слово употребимо для времен
доисторических, когда от Иафета, третьего сына
Ноева, произошли те, кто в XIV веке от Рождества
Христова как раз-таки собрались в три могучие
кучки: русских, украинцев и белорусов.
Рассыпанные по лесам, поклонявшиеся солнцу и
огню, разрозненные славянские племена
постепенно соединяются Христовой верой и Его
Церковью. Монгольское иго, обернувшееся благом,
заставило их жаться друг к дружке. И время
образования российского народа, округленное
исторической наукой целым столетием, есть точная
дата: август 1380 года, место рождения – Куликово
поле. Здесь из множества разрозненных племен
родились три нации, три языка: великороссы,
малороссы и белороссы.
Сплоченный единой верой, устремленный в своем
развитии к единой во Христе духовной нации, новый
народ укреплялся в пространстве евразийском и
рос во времени, взбегая по векам, как по
ступенькам.
Исторические учебники? Там на какую страницу ни
глянешь – бунт, крестьянское восстание и
народное недовольство: Болотников, Разин,
Пугачев. И войны одна другой жутче, как все равно
сами себя подхлестывают и стращают эти учебники,
и старательно ссорят русский народ с русским
народом.
Вообще с этой эксплуатацией и гнетом дела
обстоят до зевоты скучно, как в семье, из которой
ушла любовь.
В “Капитанской дочке” есть “Пропущенная
глава”. Так назвал ее Пушкин в черновиках, и
пропущена она, видимо, была единственно по
художественным соображениям. Глава эта, не будь
она выкинута, превратила бы повесть в совсем уже
приключенческий вестерн тем, что слишком много в
ней чудесных совпадений, ничему кроме
накручивания сюжета и нагнетания страстей не
служащих, но есть в этой главе замечательная
сцена.
“ – Ну что, дураки, – сказал он [батюшка Гринева]
им, – зачем вы вздумали бунтовать?
– Виноваты, государь ты наш, – отвечали они в
голос.
– То-то, виноваты. Напроказят, да и сами не рады
/…/ Прощаю вас для радости /…/, чтоб у меня к
Ильину дню все сено было в копнах. Убирайтесь.
Мужики поклонились и пошли на барщину, как ни в
чем не бывало”.
Вот вам “бессмысленный и беспощадный”,
“последний и решительный”. Как будто
поссорились мужик с бабой, она его ухватом, а он –
за топор, ну и крик по всей деревне. Бабу соседки
успокоят, а он, окаченный водой, долго потом
недоумевать будет: и что это мне, дураку, в голову
взбрело, мог ведь и зашибить…
Если это называется классовой борьбой, и весь мир
ею движется, и есть масса сложных законов, эту
борьбу объясняющих, то как же невыносим этот мир,
как не сожрали еще друг друга два этих
антагониста – трудящиеся и их эксплуататоры, и
как тоскливо устроены головы всех, занимающихся
этой классовой чушью.
Литургия и республика
Исходный смысл слова religio – связь.
Связывая человека с Богом, религия открывает
высший смысл бытия, которому все земные смыслы
подсудны и подчинены. Но небо едино, и Бог один,
почему же тогда религий много?
В отличие от других Божьих творений, в которых
Дух Божий проделывает работу без участия с их
стороны, человек со-трудничает Богу. Созданный по
образу Божию и подобию, человек с начала своего
существования обладает известной свободой.
“Уста моя отверзох и привлекох дух” (Пс. 118, 131). Но
тот и такой дух привлек, которого призвал.
“Отверзу уста моя, и наполнятся духа...” (ирмос 1-й
песни канона Богородице). Но от того, как и какими
словами отверз уста, таким духом они и
наполнятся.
Этой-то свободой обладая, человек сам себя
устраивает. Ведь не цветом кожи или разрезом глаз
отличаются люди, потому как вовсе не форма глаз и
не цвет волос определяет человека человеком, а
то, какому духу он служит. Не общность
национальных признаков, но соединение единым
духом делает людей общими.
Литургия и республика – одинаковые по своему
значению слова. И leitourgia, и respublika означают общее
дело, с той только разницей, что первое слово
имеет восточные, а второе – западные корни. Из
разных корней растут разные деревья.
Как правило, люди разных кровей собираются под
одним куполом, а под одной крышей часто живут
родственники, совершенно друг другу чужие.
Потому что подлинно и навечно соединяет людей не
плоть и кровь, но дух, которому они сотрудничают и
сослужат.
Что же такое со-работа человека тому или иному
духу? Это и есть его вера, т.е. руководство и
влечение незримым духом, которому человек
ежедневно отдает свой ум, свое тело, свою душу.
Вера – это и есть тот небесный корень, которым
человек, вырастая из земли, осуществляется и
овеществляется в Боге («Но яко Ты хочешь, устрой о
мне вещь», – обращаемся мы к Богу в ежедневных
вечерних молитвах).
Вера не может быть личной, она всегда обща, потому
как она есть духовный язык. Чтобы быть понятым,
нельзя говорить по-своему, но нужно говорить
по-русски, по-немецки, по-китайски. И верить
по-своему, т.е. вне Церкви, нельзя. Без знания
языка своей веры, без духовного общения человек
сам себя отсекает от того небесного корня, к
которому прилепиться он рожден, чтобы прорасти в
вечность.
История России, рассмотренная на примерах жизни
лучших ее сынов и дочерей, – это история служения
верой и правдой Богу и отечеству, это готовая к
написанию 5-я Книга Царств.
Преподаватель и духовник Ачинского кадетского
корпуса иерей Георгий Селин, эл.почта: niles@inbox.ru –
не надеясь своими силами поднять этот проект,
предлагает сотрудничество. Необходима
техническая помощь программиста и веб-дизайнера.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|