ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА
С 1 сентября начнется первый этап
федерального эксперимента по введению
профильного обучения. В нем примут участие
девятиклассники из 10 регионов России, их ожидает
особая предпрофильная подготовка. Они же станут
учениками экспериментальных профильных классов
на следующий год. Реальные масштабы официального
эксперимента пока не так велики: около двух
десятков школ из каждого региона-участника (при
этом в регионах определены по четыре пилотные
школы, чьи сотрудники проходят обучение под
руководством специалистов федерального уровня).
Однако уже сейчас очевидны сложности и риски,
которые будут связаны с переходом страны на
массовое профильное обучение в 2006/07 учебном году
(по плану-графику Министерства образования РФ).
Чему будут учить в профильной школе? Как
оценивать учебные достижения старшеклассников?
Кто возьмется оплачивать труд представителей
разных ведомств, участвующих в общей работе по
профильному обучению?
Сегодня мы расскажем, каким видят положение
специалисты из группы разработчиков
эксперимента и какие вопросы задают педагоги и
управленцы на местах.
Наталья ТИШИНА,
п. Одинцово, Московская обл.
Дети все равно забудут все лишнее.
Тогда зачем “углублять” предметное знание?
В нашей школе профильные классы
создаются не первый год. На самом деле это
профанация: просто определенным предметом дети
занимаются больше, но знания их от этого не
меняются. Недавно проходила контрольная по
математике в выпускном “профильном”
физико-математическом классе. Из 25 ребят 23
получили двойки, двое – тройки... Конечно, эти
результаты не попали “наверх”: работу дети
переписали.
Я могу работать с любыми детьми и уверена: чтобы
научить, совсем не нужно делить ребят на умных и
глупых. А именно это и получается в профильных
классах нашей школы. Те, кто поумнее, попадают в
класс с математическим профилем; кто не может
решать задачки, но умеет работать с текстами – с
гуманитарным. И еще есть два класса
“общеобразовательных”. На самом деле там
собраны самые слабые ученики, которые вообще не
хотят учиться. Фактически получились те же
классы выравнивания, только замаскированные под
профильные.
Теперь разделение у нас начинается с восьмого
класса, причем вводится еще и
естественно-научное направление. Для меня это
только лишняя головная боль. Резко увеличилась
нагрузка. Второго специалиста по моему предмету
у нас нет, так что делать нечего, придется
работать почти на две ставки. Конечно, кто-то
скажет, что это дополнительный заработок, но я
уверена, что от такой нагрузки пострадает
качество моей работы. Да и у детей перегрузка
страшная. Им просто некогда жить!
Возникает и еще одна проблема: нужно найти новую,
углубленную программу. Конечно, это можно
сделать – поехать в институт
усовершенствования, выбрать то, что больше
подходит. Но я не верю, что увеличение количества
информации на уроках сделает моих ребят умнее и
образованнее. Они все равно забудут все лишнее,
тогда зачем “углублять” предметные знания?
Итак, эксперимент начнется с
понедельника. Ответит ли он на вопрос, как
организовать переход в профильную школу, чтобы
дети могли выбирать – и осознанно выбирать –
свою образовательную траекторию? Или после 9
класса каждому скажут, куда он должен
отправиться дальше, на что ему хватает ума? Не
лишим ли мы детей права выбора? Права на ошибку,
наконец? Будет ли новая старшая школа отвечать
потребностям детей, общества, рынка труда или
станет очередным административным проектом
внутри такой разноречивой модернизации системы
российского образования?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|